Транспортные издержки в цене товара. Пути их снижения.

Транспортный фактор характеризует уровень затрат на доставку то­варов от поставщика к потребителю, которые определяются оценкой количественных и качественных характеристик транспортного обслу­живания. Транспортные издержки в контрактной цене наиболее высоки при перевозке массовых грузов - наливных, насыпных и навалочных. Ве­личина транспортных издержек зависит также от выбранных базисных условий поставки и транспортных условий контракта.

Транспортная составляющая в контрактной цене товара формиру­ется из большого количества факторов, а именно: - подготовки товара к перевозке (упаковка, маркировка); - способов перегрузки, перевозки и хранения грузов в пунктах их перевалки и перегрузки; - транспортного страхования грузов; - транспортно-экспедиторского обслуживания товаров; - агентирования транспортных средств; - своевременного оформления различной транспортной, внешне­торговой, товаросопроводительной и другой документации.

Недостаточный учет транспортного фактора, выражающийся в низ­ком качестве транспортного обслуживания, слабом развитии транс­портной инфраструктуры, приводит, как правило, к убыткам и допол­нительному расходованию валютных средств. Эти убытки возникают, когда допускаются ошибки из-за незнания особенностей транспортно­го обслуживания при заключении контрактов купли-продажи.

В международной торговле решение по транспортному обслужива­нию должно приниматься заранее, до фактического начала перевозоч­ного процесса, — первоначально на уровне продавца и покупателя то­вара, потом на уровне изготовителя и продавца, а затем уже на уровне транспортных предприятий и организаций.

В начале сделки продавец и покупатель, заключая контракт купли-продажи, оговаривают базисные условия поставки, определяют и кон­кретизируют транспортные условия, перенося их в контракт купли-продажи, и только потом кто-либо из них заключает договор перевозки. После этого начинается перевозочный процесс на уровне транспортного предприятия. На этом этапе уже, как правило, изменить ничего нельзя. И если базисные условия поставки товара и транспортные условия контракта купли-продажи были выбраны неверно, то это приводит к серьезным нарушениям и сбоям в транспортном обслуживании и, как результат, к значительным непредвиденным затратам и ощутимым потерям для продавца или покупателя. Вот почему очень важно на начальном этапе точно определить цели и задачи, поставленные перед транспортным обслуживанием по внешнеторговой сделке, а затем согласованно провести все эти этапы по доставке товара покупателю. Организация более качественного транспортного обслуживания может создать условия повышения цены экспортного товара или снижения затрат при импорте товара. Необходимо учитывать множество факторов транспортного обеспечения и транспортного обслуживания.

Пути сокращения транспортных затрат: выбор рационального маршрута, вида транспорта, транспортного средства, перевозчика, выбор оптимальной тары и упаковки, перевозка в контейнерах, использование экспедиторов, брокеров, использование информационных технологий.