Ангажированность и деидеологизация

Социология, в силу прямой взаимосвязи с обществом - объектом её изучения, всегда была в той или иной мере социально и политически ангажирована. Результаты работы социологов могут быть использованы в интересах каких-либо социально-политических групп. Социологическое знание, не будем забывать, является собственностью интеллектуальных элит, и к нему относятся соответственно. К тому же, любой исследователь не может полностью избавиться от своей идеологии, он не может не выступать в качестве носителя или выразителя определенных социальных интересов, ценностей и целей той части общества, к которой он принадлежит. А это неизбежно отражается на анализе и интерпретации исследования.

Социологическое знание может служить манипулированию сознанием и поведением людей, формированию у них определенных стереотипов мышления и поведения. Социология, таким образом, способна выполнять идеологическую функцию, служить средством социального контроля. Сверхидеологизация приводит к грубым нарушениям объективности познавательного процесса, без чего не может быть подлинной науки. С другой стороны, полное отрицание идеологического фактора в развитии социологии затрудняет понимание сущности, истоков и причин разнообразия основных направлений и школ социологической мысли. Важно, чтобы идеологические пристрастия социологов не препятствовали объективному изучению реальности, не приводили к искажению социологических данных.

Вненаучное воздействие на развитие социологии является немаловажным, если не решающим на определенных этапах, фактором. Для российской социологии, пережившей и претерпевшей бурные переломы в ходе революционных изменений в обществе, этот фактор подчас выступает на первый план. Идеологическая и даже политическая ангажированность социологов дооктябрьского периода, советского и постсоветского времени выражена весьма остро. Социальный запрос - мощный стимул в социологических исследованиях. Можно селективно извлекать из науки лишь то, что отвечает злобе дня, а можно, заглядывая в будущее, упреждать потребности общества, ещё не вполне им осознаваемые.

В XX веке борьба наиболее политически могущественных социально-групповых субъектов за свое видение мира приобрела совершенно неприемлемые формы типа революций, гражданских войн, геноцида. В этой ситуации большую роль сыграла социология, выступив "служанкой идеологии", интеллектуально обосновывая те или иные мнения и, тем самым, помогая проводить их в жизнь. Научным противовесом этой служебной роли социологии выступает доказательство относительности знания, добываемого в рамках любой парадигмы социологического мышления. Есть у ангажированности науки и организационный противовес, это - внутренние механизмы деидеологизации социологии.

Известно, что социология, реализуя свои функции, претерпевает двоякое влияние. С одной стороны на неё большое воздействие оказывает внешнее влияние, а с другой - она саморазвивается за счет внутреннего потенциала. К последнему причинному фактору относятся такие внутренние тенденции как: собственная эволюция, наращивание знания, смена научных парадигм, диверсификация социологии, открытие новых областей проблематики исследований, становление новых методологических подходов. Эти механизмы и способствуют деидеологизации науки. Признаки самооздоровления уже сегодня можно наблюдать в российской социологии. В современной отечественной социальной науке наблюдается процесс, когда явочным порядком уменьшается употребление идеологем - идеологически окрашенных понятий. За годы, прошедшие после начала перестройки, в научных публикациях значительно сокращается количество работ, где используются такие идеологические термины как: антикоммунизм, буржуазная социология, советский народ, новое политическое мышление и т.д.

Социология для кого? Такой вопрос является не новым, его постоянно задают проницательные члены каждого нового поколения студентов. Профессиональные социологи также признают этот вопрос дискуссионным, он их беспокоит. Обсуждение его позволяет открывать новые перспективы для исследования социальной вселенной.