ГЛАВА XV. ТЕОРИЯ ОБЪЯСНЕНИЯ

Мы окружены объяснениями. Разнообразные системы знания со своими объяснительными схемами пытаются овладеть нашим сознанием. Но на простой казалось бы вопрос: что такое человек? - до сих пор нет однозначного ответа. Обыденный социолог - любитель грубо пошутить - может идентифицировать человека как "полмешка костей и четыре-пять литров крови", Могут последовать и другие ответы более или менее остроумные, проницательные и серьёзные. Длительное время представления о человеке формировалась в недрах теологии и философии. С точки зрения теологии, человек, цель и смысл его жизни связаны с божественными силами, которые его сотворили, определили поведение, придали жизни смысл. С точки зрения философии, человек существо разумное, обладающее способностью постигать окружающий мир. С развитием естествознания пришло понимание, что человек - продукт биологической эволюции. Все его анатомические, физиологические и психические признаки возникли путём эволюционного развития из задатков, имеющихся у животных. Однако, человеку присуще нечто отличное от животных, его развитие протекает под преобладающим воздействием не природы, а общества. В отличие от всех прочих систем рационального знания об обществе и человеке, социологию интересует типическое в человеке, характеризующее его включенность в общество, социальные группы, институты и организации. В зеркале социологии отражаются социальные роли, выполняемые индивидов в обществе, вокруг этого и строится социологическая концепция личности.

Вокруг многих широко распространенных сегодня понятий типа "человек", "общество", "капитализм", "средний класс", "демократия" образуется множество различных значений. Это одни из тех привычно звучащих, но трудно поддающихся определению вещей, с которыми мы все давно знакомы, но о которых едва ли что можно вразумительно сказать, несмотря на их бесспорную важность для нашей повседневной жизни. Такого рода понятия всегда иллюстрируются различными фактами, их содержание пополняется как простыми догадками так и непроверенными наблюдениями. Для раскрытия их природы и содержания создана целая наука об обществе или социология, посвятившая себя решению проблем общественной жизни.

Не стоит успокаиваться: мол наука расставит все по своим местам. Мы смотрим на науку и находим мешанину школ и подходов и очень непросто понять, как они подогнаны вместе. Постоянно и везде в социологии мы имеем сбивающие с толку разнообразие подходов и способов объяснения. Некоторые из социологических теорий, методологических подходов и парадигм могут адресоваться различным феноменам или различным граням явлений. Некоторые доподлинно конкурируют, другие могут быть согласованы хотя бы отчасти. Все они соединяются вместе только в очень запутанном виде. Привести всё к общему знаменателю, каким-то образом упорядочить процесс понимания пытается сделать теория объяснения, как минимум включающая в себя модели, подходы и приёмы объяснения.

Что понимать под объяснением какого-либо социального явления, события, ситуации или процесса? Должно ли объяснение предложить рассмотрение их причинности? Если да, то что считать причиной? Если нет, то какие другие типы суждений могут быть представлены как объяснительные? Возможно функциональные и интерпретативные утверждения также являются объяснительными? Совместимы ли они с другими утверждениями? Какова должна быть логическая структура аргументов у социального объяснения? Социология по-разному подходит к ответу на поставленные вопросы. Однако существует консенсус о том, что объяснение должно отвечать на вопрос "почему" об объясняемом предмете. Объяснить - значит представить суждение о том, почему что-то случается или происходит в понятиях элементов структуры объясняемого предмета и его взаимоотношений с другими вещами.