Социологическая рефлексия как способ изучения субъекта

Знакомство с субъектом социологии проходит как стихийно и спонтанно, так и целенаправленно и систематически. Сохраняет своё место и инерция прошлого. Однако социология в состоянии самостоятельно внести посильную лепту в процесс познания субъекта. Дело в том, что социология как наука уникальна. Уникальность социологии заключается в том, что она - самопознающая наука. Социологическая рефлексия способна проанализировать структуру субъекта, раскрыть источники прироста социологического знания, показать механизм саморазвития науки. Эвристический потенциал социологии в деле изучения субъекта огромен.

"Социология науки" - частная социологическая дисциплина - напрямую занимается изучением субъекта. Она анализирует взаимоотношения науки и общества, рассматривает совокупность социальных отношений, складывающихся в процессе деятельности ученых и научных коллективов по производству научного знания. Инициировал современную социологию науки английский исследователь Дж. Бернал, опубликовав в конце 30-х годов свою известную работу "Социальные функции науки". В США в 30-е годы такого же рода изыскания проводил Р. Мертон, ему принадлежит заслуга в разработке концепции науки как социального института. В 70-е годы на социологию науки большое влияние оказали исследования американского историка науки Т. Куна (31).

"Социология науки" как учебная дисциплина в незначительном объеме преподается студентам - будущим профессиональным социологам. Проблемное поле данной науки достаточно широкое: структура и динамика (мобильность) научных кадров в соотнесении с когнитивными процессами и обеспечением новых научных направлений; социальные аспекты организации научного труда и научной коммуникации, система формальных и неформальных связей в науке, их влияние на продуктивность труда ученых; научные школы и другие формы самоорганизации науки; социальные, в том числе нравственные, нормы и ценности, регулирующие поведение ученых, оценка и стимулы их труда, институциональные и личностные аспекты научной деятельности и их соотношение.

В последние годы на Западе в проблематику социологии науки все более активно включаются вопросы, относящиеся к компетенции социологии знания. Социология науки сближается с одним из её разделов - социологией научного знания. Социология знания анализирует роли ученых, а также тех, кто формирует, сохраняет и передаёт знания. Она изучает структуры групп исследователей, статус ученых в обществе. В течение второй половины XX столетия в ходе развития социологии знания внутри нее отдифиренцировалась, обнаружив тенденцию к выделению в самостоятельное направление, "социология социологии". Ожидаемые результаты её деятельности могут ещё ближе познакомить нас с субъектом социологии.