Хабитуализация.

Объективные обстоятельства существования людей образуют "хабитус" или "габитус". Известный французский социолог Пьер Бурдье в книге "Логика практики" живо и проницательно обрисовал суть и значение "хабитуса" (62 сс. 53-64). Хабитус - это привычка, это система долговременного функционирования резонного поведения людей, состоящая из доведенных до совершенства последовательных действий, с заранее известным финалом. Хабитус коллективно оркестрован, он не является продуктом организующего действия отдельного "дирижера". Хабитус не означает неминуемого принуждения индивидов к исполнению чего-либо. Он без насилия, хитрости или спора стремится исключить все излишние линии индивидуального поведения, которые несовместимы с условиями существования какой-либо общности людей.

Хабитус - продукт истории, он продуцирует индивидуальные биографии и коллективную практику в соответствии со схемами, генерированными прошедшей историей. Он обеспечивает активное присутствие прошлого опыта, который содержится в социуме в форме перцепции, мышления и поведения. Хабитус - это постоянный внутренний закон жизни общества. Он действует подчас более надежно, нежели официальные законы. Хабитус - это прошлое в настоящем, которое стремится увековечить себя в будущем путём реставрации. Хабитус как воплощенная и забытая история придаёт жизнедеятельности социума относительную автономию и устойчивость по отношению к воздействию различного рода внешних факторов текущего настоящего. Эта автономия, функционируя как аккумулированный капитал прошлого, действует, предписывает, продуцирует историю на базе истории. Хабитус обеспечивает постоянство в изменяющемся мире. Он есть спонтанность без участия сознания и воли людей, противостоящая механистической детерминированности вещей и событий в обществе.

В отличие от научных суждений, которые корректируются после каждого серьёзного научного исследования в соответствии со строгими правилами проверки достоверности получаемых данных, предвидения хабитуса, основанные на прошлом опыте, не подвергаются сомнениям, поскольку давность существования привычек и обычаев есть лучшее доказательство верности подобных взглядов.

Человеческая активность служит основанием для образования привычек. Любое, регулярно повторяющееся действие нередко становится образцом или моделью, которые затем воспроизводятся исполнителями, но уже с экономией усилий. Процесс образования привычек или хабитуализация обеспечивает направление и специализацию активности, что отсутствует в биологическом потенциале человека. На этом пути происходит ослабление биологически заданной детерминанты человеческого поведения. Это верно для любого вида человеческой деятельности, не исключая и социальное поведение.

Действия, вошедшие в привычку, сохраняют своё значение для индивидуума. Рутинные процедуры врезаются в память, принимаются без доказательств как само собой разумеющееся и находятся под рукой для осуществления в будущем различных проектов. Хабитуализация вместе с этим даёт важный психологический эффект: экономится энергия. На практике, к слову, существует множество способов построения плота первобытным человеком. Хабитуализация сводит набор способов строительства плота до одного - двух, но наиболее оптимальных. Данное обстоятельство освобождает индивида от бремени "ненужных" решений, обеспечивается тем самым психологическое облегчение. Хабитуализация создаёт стабильные предпосылки, в которых человеческая деятельность может протекать с минимумом затрат на принятие решений. Иными словами, деятельность становится привычной, в силу этого открывается простор для обдумывания новых решений и инноваций.

Хабитуализация сопутствует каждой социальной ситуации, она является своеобразной технологией "ноу-хау". Большое разнообразие социальных ситуаций суммируется с помощью привычек и моделей поведения. Деятельность, предпринимаемая в повторяющихся ситуациях, может быть, таким образом, предвидена. Для повседневной жизни наиболее важной Частью хабитуализации человеческой активности является её сосуществование с традицией и последующей институализацией.