Врожденная и приобретенная способности к познанию.

Процесс становления человека происходит во взаимоотношениях с окружающей средой. Это окружение двояко - природного и гуманитарного плана. Хомо сапиенс формируется во взаимодействии с особым естественным окружением так и со специфическим культурным и социальным порядком.

Человек занимает исключительное положение в животном царстве. У него существуют особенные отношения между организмом и человеческой сущностью. С одной стороны, человек является телом, то же самое можно сказать и о любом другом животном организме. С другой стороны, человек имеет тело, т. е. он использует тело в качестве инструмента познания окружающего мира и себя в том числе.

Необходимым фактором существования биоорганизма в его взаимодействии со средой обитания является активность, например, поиск пищи. Эта особенность у человека, однако, имеет свою специфику, порожденную социальным способом его существования. Активность может иметь различную степень интенсивности, разнообразные направления и формы.

Рассматривая такое проявление активности человеческого организма как врожденную способность к познанию, важно различать предвидение и понимание. Часто мы в состоянии предсказать дождь, особенно когда ощущаем боль в суставах или сосудах, и соответственно ведём себя, берём зонт, например, собираясь выйти на улицу. Но, несмотря на то, что наши врожденные инстинкты нередко мотивируют поведение людей, все же успешное воспроизводство жизни во многом зависит от способности человека предсказывать будущее. Эта способность связана исключительно с жизнью человека в обществе. Общество является способом существования человека. Оно развило и продолжает развивать речь, язык, память, психическую систему человека, предоставляет ему средства к жизни, организует его досуг, компенсирует каким-либо образом аналитическую работу индивидов. Укорененные в природу своими телами, люди погружены в культуру общества своим сознанием.

Для людей попытки предвидеть будущее чаще всего основаны на знании и понимании. Если можно понять, КАК вещи соотносятся между собой, то можно осуществлять предвидение гораздо лучше, нежели просто наблюдать и запоминать эти связи. Таким образом, человеческая познавательная активность преследует цель найти ответ на вопрос: ЧТО и ПОЧЕМУ? Достижению этой цели содействует последовательное развитие социального познания, которое проходит очень непростой и длительный путь развития, прежде чем оно достигнет формы современной социологии. И хотя склонность к исследованию есть проявление естественной природы человека, подобная деятельность была бы невозможна без опоры на социальную организацию, на систему социальных институтов, способствующих конструированию форм рационального осмысления жизни.