ВОПРОС: Содержание и методика нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
В современной дошкольной педагогике на первый план выдвигается задача воспитания счастливого ребенка.
Ранее в отечественной педагогике такая задача не ставилась. Господствовала традиционная концепция: воспитывая ребенка, для него как бы выстраивали такую перспективу: вот будешь слушаться старших, будешь хорошо учиться и т.д. – тогда станешь счастливым человеком). Сейчас же первостепенную важность приобретает задача воспитания счастливого ребенка.
Например, в американской педагогике есть такой принцип – «воспитывать счастливую личность». Если у нас традиционно выстраивается перспектива постепенного формирования счастливого человека, то есть отдаленный результат, то американцы все «перевернули»: ты родился счастливым человеком и поэтому можешь хорошо учиться, весело жить, у тебя все получиться, тебе все по плечу. Такое положение, на мой взгляд, особую важность приобретает для детей с ОПФР, для многих детей с различными нарушениями речи.
Счастливый ребенок уверен в себе, он легко и с удовольствием, открыто и доверчиво общается с людьми – взрослыми и детьми. Он оптимистичен, все воспринимает с радостью, любознателен и т.д. но воспитать такого ребенка можно, если и родители, и воспитатели проникнутся глубоким уважением к личности ребенка и научат его чувству собственного достоинства и умению жить среди людей.
Содержание нравственного воспитания включает в себя следующие смысловые блоки:
· Воспитание гуманности;
· Воспитание трудолюбия, умения и желания трудиться;
· Коллективизма, отзывчивости и взаимопомощи;
· Усвоение нравственных норм, культуры поведения и взаимоотношений;
· Воспитание начал патриотизма и гражданственности.
В каждом из этих блоков работа ведется по двум взаимосвязанным направлениям: необходимо воспитывать у ребенка соответствующие нравственные качества и создавать условия для проявления детьми этих качеств в отношении друг друга и остальных людей.
Рассмотрим некоторые из этих направлений.