Вопрос: История страхования в России с 1917 г.

Основные этапы развития страхового дела в России с 1917 г.:

- страхование в Советской России в 1917 - 1991 годах (имеется в виду территория бывшего СССР);

- национализация страхового дела:

1-й этап: установление государственного контроля над всеми видами страхования;

2-й этап: объявление страхования во всех видах и формах государственной страховой монополией;

- страхование в Российской Федерации после 1991 года.

Преобразование страхового дела после Октябрьской революции 1917 года прошло в два этапа. Первоначально декретом Совета Народных Комиссаров РСФСР от 23 марта 1918 года учреждался государственный контроль над всеми видами страхования, кроме социального. Этот контроль возлагался на созданный Совет по делам страхования, исполнительным органом которого являлся Комиссариат по делам страхования. Земское и взаимное страхование переходило в ведение местных Советов и совнархозов и преобразовывалось в советско-народное. Акционерные общества продолжали свои операции, но деятельность их ограничивалась. Все страховые общества, а также частные конторы и лица, проводившие операции по страхованию и перестрахованию, обязаны были подчиняться всем постановлениям Совета и Комиссариата по делам страхования и представлять им свои отчеты.

В ноябре 1918 года съезд руководящих работников страховых отделов губернских Советов, созданный бывшим Земским страховым союзом, признал необходимость упразднения частных страховых обществ и введение государственной монополии, и спустя год были аннулированы договоры страхования жизни, а в декабре 1920 года отменено имущественное страхование. Вместо него предусматривалось оказание бесплатной государственной помощи трудовым хозяйствам при стихийных бедствиях натурой - зерном, скотом, инвентарем, лесом и т. п.

В 1921 году начался переход к новой экономической политике (НЭП). Стали налаживаться экономические отношения в форме товарообмена между городом и деревней, стало развиваться денежное и кредитное обращение, что создало предпосылки для восстановления страхования.

Крестьянство было заинтересовано в страховании имущества от огня, а скота - от падежа, т. е. в тех видах страхования, которые были широко развиты в дореволюционной России.

6 октября 1921 года был принят декрет СНК «О государственном имущественном страховании», которым предусматривалось «организовать во всех местностях РСФСР... государственное имущественное страхование частных хозяйств от пожаров, падежа скота, градобития растительных культур, а также аварий на путях водного и сухопутного транспорта».

Названным декретом было воссоздано прежнее страхование, расширена его сфера и изменен ряд условий.

Обязательным окладным страхованием на селе с конца 1921 года охватывались строения, скот, посевы. При этом строения от пожаров должны были страховаться везде, а скот от падежа и посевы от градобития - только в тех губерниях, где было соответствующее решение местных органов власти.

В 1921 году были созданы Главное управление государственного страхования в составе Наркомфина и страховые органы на местах.

Личное страхование, которое было введено в 1922 году, начало широко развиваться только с 1924 года, после проведения в стране денежной реформы, обеспечивающей устойчивость советских денег. Первоначально было введено смешанное страхование жизни, которое предусматривало выплату страховых сумм в случае смерти застрахованного и дожития им до определенного возраста. В конце 1925 года начало проводиться страхование от несчастных случаев; для отдельных категорий трудящихся оно осуществлялось в групповой форме. В 1925-1926 годах было введено добровольное страхование пассажиров (в 1931 году оно стало обязательным). Однако в первые годы личное страхование расширялось медленно.

Страховое дело формально существовало в так называемой Советской России. Однако сфера страхования была монополизирована единственным и неповторимым страховщиком - Госстрахом. Страхование имело во многом формальный характер. В сознании советских людей страхование не фигурировало как обязательный компонент организации жизни. Многие просто ничего не знали об этом виде деятельности.

Ситуация резко изменилась в связи с легализацией предпринимательства в России, когда коммерческие, финансовые и хозяйственные риски разделялись повседневной реальностью для десятков тысяч бизнесменов. Реальностью стала и практика страхования таких рисков.

Страховая деятельность в СССР не носила ярко выраженного национального характера. Во всех 15 республиках существовала монополия двух страховых организаций - Госстраха и Ингосстраха. Их функции регулировались государством, а значительная доля страховых премий перечислялась в бюджет. Но этот процесс имел и обратное действие - в случае необходимости из бюджета выделялись средства на выплату страховых возмещений.

С началом Великой Отечественной войны, ростом цен на сельскохозяйственную продукцию был повышен (в 1942 году) размер страхового обеспечения по обязательному страхованию сельскохозяйственных культур и животных. Наряду с этим колхозам была предоставлена возможность страховать их дополнительно к обязательному страхованию в пределах стоимости по государственным розничным ценам на соответствующую продукцию. Это привело к резкому повышению средних страховых сумм на одно животное и на 1 га посевов.

С декабря 1942 года коренным образом стала перестраиваться система личного страхования. Коллективное страхование, ставшее убыточным, было отменено. Вводилось индивидуальное смешанное страхование, страхование на случай смерти и утраты трудоспособности и страхование от несчастных случаев.

Перевод народного хозяйства на рельсы мирного строительства обусловил значительные изменения в государственном страховании. В 1946 году был осуществлен ряд мер по усилению роли страхования в восстановлении животноводства, стимулированию сохранности скота, повышению ответственности колхозов в борьбе с потерями. Большое внимание уделялось развитию добровольного страхования сельскохозяйственных культур, а также имущества, принадлежащего населению.

В 1946-1947 годах пересматриваются правила по всем видам личного страхования, они стали более благоприятными для трудящихся. Для развития страхования среди населения важное значение имело привлечение к этой работе профсоюзного актива.

Нуждалось в улучшении организационное построение страховой системы. В 1948 году было утверждено Положение о Главном управлении государственного страхования СССР, где закреплялась монополия Госстраха на проведение страховых операций в стране, определялись функции, права и обязанности всех звеньев страховой системы, структура средств и порядок их использования. Положение расширило самостоятельность страховых органов, особенно низовых звеньев - районных и городских инспекций.

Организационные основы Госстраха были значительно изменены в 1958 году: страховое дело передано в ведение министерств финансов союзных республик. Это повысило их заинтересованность в развитии добровольных видов страхования и привело к значительному росту операций по ним.

return false">ссылка скрыта

В послевоенный период определилась линия на ограничение сферы государственного страхования. С 1956 года прекращено обязательное страхование государственного жилого фонда и добровольное страхование имущества государственных учреждений, состоящих на местном бюджете, и подчиненных им предприятий и организаций. В то же время развивалось страхование имущества колхозов, других кооперативных и общественных организаций, собственности граждан, личное страхование среди населения.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 августа 1967 года «О государственном обязательном страховании имущества колхозов» введены новые условия обязательного страхования.

В страховании населения все более возрастала роль добровольного страхования. С 1968 года введена безналичная форма уплаты страховые взносов через бухгалтерии предприятий и организаций, что содействовало бурному развитию операций по личному страхованию граждан.

В 60-70-е годы были введены: страхование детей, страхование к бракосочетанию, новые правила страхования домашнего имущества и транс портных средств.

В 1973 году повышено страховое обеспечение по страхованию строений. В 1986-1987 годах появились новые виды страхования для населения и предприятий: комбинированное страхование автотранспорта, багажа и пассажиров (автокомби), страхование школьников и детей от несчастны: случаев, страхование по одному договору строений и домашнего имущества, страхование изделий из драгоценных металлов и камней, коллекций, уникальных и антикварных изделий, страхование имущества арендных и фермерских хозяйств, страхование имущества лиц, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью.

В 1989 году введено добровольное страхование имущества государственных предприятий и организаций, работающих в условиях хозрасчета.

Государственное страхование проводилось на основе; законодательства Союза ССР, правил и инструкций, издаваемых Минфином СССР.

В конце 80 - начале 90-х годов началось формирование негосударственных страховых компаний. Развал СССР ускорил этот процесс, и каждая республика начала создавать свой страховой рынок в одиночку. Но, имея общие корни, которые в течение 70 лет не только разрослись, но и окрепли, «братские» республики в своем стремлении создать национальную страховую индустрию не отличались особой изобретательностью, а их продолжали «сближать» все те же проблемы.

В 1990-1993 годах бурными темпами стало развиваться личное и имущественное страхование. В условиях галопирующей инфляции темп роста личного страхования стал опережать другие виды. Появилось так называемое смешанное страхование жизни, когда одним договором страховалось дожитие, ущерб от несчастного случая и ущерб от инфляции. Фактически многие страховые компании стали заниматься лотовой и банковской деятельностью, выплачивая помесячно большие проценты на внесенные населением деньги. Инфляционные процессы привели к некоторому сокращению объемов имущественного страхования.

В начале 90-х годов в Российской Федерации началось возрождение национального страхового рынка, которое продолжается в настоящее время. Законодательную базу правового регулирования национального страхового рынка заложил Закон РФ «О страховании» от 27 ноября 1992 года, вступивший в силу 12 января 1993 года. В это же время был создан Росстрахнадзор - Федеральная служба России по надзору за страховой деятельностью, которой были приданы контрольные функции за отечественным страховым рынком. В 1996 году Росстрахнадзор был преобразован в Департамент страхового надзора Министерства финансов РФ.

В 1996 году Правительством Российской Федерации было принято постановление «О первоочередных мерах по развитию рынка страхования в Российской Федерации», которым предусмотрен ряд мер, направленных на совершенствование налогового законодательства, связанного со страховой деятельностью, а также участие международных финансовых организаций в финансировании мероприятий по развитию рынка страхования в России. В 1997 году была разработана специальная целевая программа развития страхования и перестрахования рисков от крупных промышленных аварий, катастроф и стихийных бедствий.

После августа 1998 г. потерпели крушение и не выполнили своих обязательств перед клиентами некоторые страховые организации.

В мае 2002 г. Государственной Думой принята Концепция развития страхования в РФ по 2006 г., что свидетельствует о повышении внимания государства к значимости развития страхования в стране.

Итак, в целом развитие страхового дела в России сопровождалось переходом от государственной страховой монополии к страховому рынку, затем последующей национализацией и восстановлением государственной страховой монополии в советский период истории. Крупные геополитические изменения, последовавшие в связи с распадом бывшего СССР, вызвали объективную необходимость возрождения национального страхового рынка в России.