ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

На современном этапе развития невозможно представить динамичное развитие любой иерархической структуры без прогнозирования деловой активности. Задача прогнозирования – разработать «веер» вариантов развития системы, что обуславливает предпрогнозную стадию – написание сценариев.

Главная задача сценарного метода – обоснование стратегических управленческих решений. Принципиальное значение в методе сценариев имеет возможность гибкой пошаговой коррекции проектов и планов действий, осознанное управление ходом трансформации социальных ситуаций и процессов. Данный метод позволяет описывать динамику, переходить от гипотетико-вероятностной оценки реализуемости возможностей и рисков к научно-обоснованному социальному управлению на основе коллективного знания о будущем.

Такой метод применим практически в любой сфере управления, от управления инвестициями и персоналом малых предприятий до транснациональных корпораций, органов власти, регионов, государств и мира в целом [4]. Причиной, побуждающей принимающих решения прибегать к использованию сценарного подхода в данных сферах, является необходимость выбора способа действия в конкретной проблемной ситуации, рационализации решений при минимизации рисков. Временная и ресурсная экономичность метода, простота восприятия сценарной информации, не требующая количественной оценки будущих событий, построения математических моделей и т.п. – вот условия и факторы применения этого метода.

Таким образом, написание сценария – это метод предпрогнозных исследований, с помощью которого устанавливается логическая последовательность событий с целью, как, исходя из существующей ситуации, может развиваться будущее состояние объекта исследования [1]. При прогнозировании социально-экономических проблем в сценарии указываются альтернативные события и вероятные сроки их наступления.

Специфика сценарного прогнозирования заключается в одновременном рассмотрении нескольких вариантов с характерными для каждого из них возможностями и рисками, субъективными и объективными, внутренними и внешними факторами, критериями и индикаторами. По мнению одного из основателей сценарного метода Г. Канна, при решении задач данного плана следует «уходить от простых экстраполяций и мышления по аналогии, которые также несомненно важны, но не дают того уровня отрыва от действительности, который характерен именно для стратегического мышления» [1]. Сценарии позволяют исследователям «вчерашних», «сегодняшних» и «завтрашних» рисков быть нацеленными на упорядочение собственного восприятия будущего с целью принятия эффективных стратегических решений.

Варианты условий, при которых осуществляется предполагаемое развитие анализируемой, оцениваемой или проектируемой системы, в сущности, представляют собой гипотетическую последовательность событий, конструируемую в целях фокусирования внимания на ключевых точках развития общественных процессов [9]. По другому определению Канна, «под сценарием понимают динамическую последовательность возможных событий, фокусирующую внимание на причинно-следственной связи между этими событиями и точками принятия решений, способных изменить их под и траекторию движения во времени всей рассматриваемой системы в целом или отдельных ее подсистем»[2].

Важным преимуществом сценарного анализа является всесторонняя оценка каждого из вариантов развития, изучение структурных особенностей и возможных последствий реализации решений. Эти преимущества реализуются благодаря методу и методикам, использующим ряд уникальных по результативности приемов получения и обработки многоплановой неординарной информации со стороны экспертов, представляющих различные области науки и управления.

Другое преимущество сценарного подхода заключается в том, что разработка сценария предполагает детальное описание прогнозного фона, объекта прогнозирования, выявление и оценку взаимосвязей, причин и следствий. Сценарий – один из наиболее действенных способов ослабления традиционного мышления. Как для микро-, так и для макроэкономического прогнозирования причиной роста популярости сценарного подхода послужило усиление неопределенности, нестабильности, непредсказуемости политических, социальных и экономических событий. Сценарный подход облегчает интеграцию данных, полученных различными методами, качественными или количественными.

Рассматривая версии будущего, выступая его «репетицией», сценарии позволяют избегать неожиданностей, способствуют адаптации к ситуации в условиях неопределенности.

При сценарном подходе могут возникнуть некоторые трудности, обусловленные субъективностью суждений и оценок экспертов. Это «помехи репрезентативности», вызванные недостаточной представленностью факторов и информации о них; «помехи доступности» - когда известное или то, что легче представить, считается наиболее вероятным и оценивается по значимости; «помехи подтверждения» - когда эксперты осознанно или неосознанно выискивают доказательства своих суждений и отвергают информацию, не соответствующую их представлениям; «ретроспективные помехи», связанные с проявлением чрезмерного доверия к прежним мнениям как более четким и точным, чем на самом деле [11].

Разработка сценариев развития представляет собой решение сложной, многогранной комплексной задачи, после реализации которой уровень знаний, практических навыков, умений студентов значительно повышается и приобретается компетентность – одно из главных требований современного образования.