IV. Обследование деятельности

Задание 11— «Поиграй» — направлено на выявление уровня сформированности игровых действий: предметных, процессуальных, предметно-игровых.

Оборудование: детская коляска, мячик, детская посуда, две кук­лы, грузовая машинка, кубики, воздушный шарик.

Проведение обследования: педагог приглашает ребенка в игровой уголок и предлагает ему поиграть: «Возьми, что хочешь, и поиграй». Обучение; в случаях, если ребенок не берет самостоятельно иг­рушки, взрослый показывает действия и комментирует: «Вот куклы, они хотят есть, давай их покормим. Это твоя кукла Оля, а это моя — Катя. Мы будем их кормить. Смотри и делай, как я». Другой пример. Педагог приглашает ребенка поиграть с машиной, нагрузить ее кубиками, а затем повезти их в другой конец комнаты и там по­строить лесенку для матрешки. Если ребенок не включается в эти игры, ему предлагают поиграть с мячом, покатать его и побросать (можно использовать и воздушный шарик). Важно зафиксировать эмоциональную включенность ребенка в выполнение игровых дейст­вий и характер их выполнения.

Оценка:принимает ли задание, какие способы использует: само­стоятельно, по показу, по подражанию; каков характер действий — неадекватные, манипулятивные, процессуальные или предметно-иг­ровые.

Задание 12 — «Нарисуй» (клубок, дорожку)— направлено на выявление уровня сформированности предметного рисунка и интере­са к изобразительной деятельности.

Оборудование: фломастеры разных цветов или набор цветных ка­рандашей, несколько листов белой бумаги для рисования.

Проведение обследования: ребенку предлагается нарисовать дорожку, а затем клубочек. Способы рисования не показываются.

Обучение проводится. Если ребенок не выполняет задание по речевой инструкции, взрослый показывает, как рисовать дорожку (клубок) и предлагает выполнить задание по показу.

Оценка действий ребенка: понимает ли ребенок речевую инст­рукцию; выполняет ли специфические действия с карандашом/фло­мастером; анализ способов выполнения рисунка: черкание, преднаме­ренное черкание, предметный рисунок; отношение к рисованию; результат.

Задание 13 —«Построй фигурку» —направлено на выяв­ление уровня сформированности конструктивной деятельности, уме­ния действовать по показу, по подражанию.

Оборудование: плоские палочки одного цвета, из которых надо сложить определенную фигурку.

Проведение обследования: педагог строит перед ребенком опреде­ленную фигурку — первую палочку кладет вертикально, вторую рядом слева, вверху — горизонтально, третью — рядом справа, внизу опять горизонтально, предлагает ребенку и затем просит построить такую же.

Обучение: при затруднениях педагог предлагает выполнить зада­ние по подражанию: «Смотри и делай, как я».

Оценка действий ребенка: принимает ли задание, способы вы­полнения — по показу, по подражанию; обучаемость, конечный ре­зультат.

Примечание: предложенные выше задания надо проводить с ре­бенком индивидуально и предлагать ему не на одном занятии, а на протяжении нескольких дней (например, 3—4 дня). После проведения обследования результаты анализируются и отмечаются способы вы­полнения каждого из предложенных заданий. Если задание выполне­но самостоятельно, то в таблице фиксируется актуальный уровень, после выполнения задания ребенком по показу или по подража­нию в таблице отмечается тот факт, что уровень выполнения задания находится в зоне ближайшего развития. В тех случаях, когда ребе­нок не может выполнить задание ни по подражанию, ни по показу, отмечается, что уровень его находится ниже зоны ближайшего развития. Выявленные данные фиксируются в таблице 1 в виде знаков «+» или «-».