Рекомендации к выполнению задания
Студенты с преподавателем наблюдают организацию и проведение непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Познание» в разных возрастных группах.
Схема анализа НОД по методике экологического образования
1. Подбор темы НОД, соответствующий возрастным особенностям детей, их опыту, знаниям.
2. Планирование цели, задач к теме НОД, обеспечивающие формирование начал экологической культуры у детей.
3. Соответствие подбора содержания НОД дисциплинам обучения детей дошкольного возраста.
4. Отбор воспитателем средств, форм, методов проведения НОД, реализующих поставленные цели и задачи экологического образования детей.
5. Обеспечение взаимодействия педагога с детьми в процессе решения задач экологического образования и воспитания детей.
6. Результаты проведенной НОД (усвоение представлений по теме занятия, развитие психических процессов, воспитание чуткого и бережного отношения к природе, познавательного интереса).
7. Структура НОД (выдержана или есть нарушения).
8. Организация и проведение НОД по методике данного вида.
9. Подбор материалов, оборудования и создание условий для проведения НОД.
Схема анализа непосредственной образовательной деятельности по наблюдению за живым объектом
1. Организация обстановки (размещение объектов наблюдения, условия, созданные для них, отбор и расположение оборудования и материалов, используемых по ходу наблюдения). Размещение детей.
2. Приемы привлечения внимания детей к наблюдению и возбуждения интереса (сюрпризные моменты, загадки, постановка познавательной задачи, проблемная ситуация) их действенность.
3. Приемы побуждения животного к разным способам поведения.
4. Характер заданий и вопросов, последовательность их постановки (логика занятия). Характер и содержание ответов детей.
5. Включение обследовательских действий в ход наблюдения, их характер, результативность.
6. Использование приемов активизации умственной деятельности (поисковые вопросы и действия, сравнение, использование детского опыта и др.)
7. Проявление интереса детей в ходе наблюдения (эмоции, вопросы, сосредоточенность внимания).
8. Индивидуальные проявления детей на занятиях и индивидуальный подход к ним.
9. Использование в деятельности результатов повседневных наблюдений, проводимых детьми.
При наблюдении НОД с использованием раздаточного материала дополнительно отмечается:
1. количество объектов (предметов), применяемых в качестве раздаточного материала;
2. способы обучения детей обследовательским действиям (показ, объяснение), степень их освоения;
3. степень самостоятельности детей при выполнении задания на обследование предметов;
4. приемы воспитателя, направленные на конкретизацию и обобщение знаний, полученных детьми в результате самостоятельного выполнения заданий;
5. сочетание индивидуальной и фронтальной работы на занятии