Г-ЖЕ ЭЛЕН КАН-КАЗЕЛЛА
17 марта 1931 г.
Монфор-л'Амори
По возвращении из Брюсселя я нашел ворох писем, так как не просил пересылать корреспонденцию туда. Ваши предположения справедливы: я все еще не взялся за работу и потерял надежду когда-нибудь заняться делом. Прошла ли Ваша мигрень? Надеюсь, она началась не оттого, что Вы прослушали «Дафниса» в полном объеме: все-таки он длинноват.
За несколько дней до отъезда композитора в Бельгию в зале Плейель состоялся фестиваль, посвященный Равелю; он проходил при большом стечении публики и восторженных овациях. В программу наряду с другими пьесами были включены «Болеро» и «Дафнис и Хлоя» целиком; и никому, кроме автора, это произведение не показалось «длинноватым».
Как ни хороша вторая сюита из «Дафниса», которой обычно ограничиваются в концертах, она отнюдь не исчерпывает всех красот произведения.
Первое исполнение концерта ре минор для левой руки состоялось в Вене в ноябре 1931 года.
14 января 1932 года под управлением Равеля исполнялся 2-й концерт соль мажор; солистка, г-жа Маргарита Лонг, провела партию рояля с триумфом. Почти сразу после этого концерта Равель вместе с исполнительницей отправляется в длительное турне по Европе; блестящее произведение встречает повсюду восторженный прием.