Современные направления в менеджменте

Современный менеджмент, учитывая достижения всех школ и
направлений, интегрирует их в процессе управления.

Интеграция производства и управления отражает усложняющиеся взаимосвязи между внешней и внутренней средой предприятия.

На макроэкономическом уровне управление должно учитывать глобальные процессы, связанные со становлением мировой эконо­мической системы и обострением противоречий с окружающей сре­дой, с интересами настоящего и будущего поколений.

Традиционные ценностные критерии общества частного потребления (личный успех и богатство, прибыль и т.п.) приходят в про­тиворечие с требованиями сбалансированного с окружающей сре­дой развития экономики и самого человека.

Смена парадигмы управления на макроуровне меняет принципы целеполагания и целеосуществления на уровне предприятий.

Все более признанным становится приоритет общественных ин­тересов над индивидуальными: удовлетворение потребностей без ущерба для интересов окружающих. Происходит признание соци­альной ответственности менеджмента и бизнеса, как перед общест­вом, так и перед отдельными людьми, работающими в организации. Поэтому в управлении предприятием главным становится страте­гия, являющаяся не только инструментом обоснования, выработки и реализации долгосрочных целей и задач производственного, науч­но-технического, экономического, организационного и социального характера, не только фактором, регулирующим деятельность орга­низации по достижению намеченных целей, но одновременно и средством связи предприятия с внешней рыночной средой.

Современный менеджмент характеризуют следующие положения

1. Отказ от приоритета классических принципов школ менедж­мента, согласно которым успех предприятия определяется, прежде всего, рациональной организацией производства продукции, сниже­нием издержек, развитием специализации, т.е. воздействием управ­ления на внутренние факторы производства. Вместо этого перво­степенной становится проблема гибкости и адаптируемости к по­стоянным изменениям внешней среды. Значение факторов внешней среды резко повышается в связи с усложнением всей системы об­щественных отношений (в том числе политических, социальных, экономических), составляющих среду менеджмента организации.

2. Использование в управлении теории систем, облегчающей за­дачу рассмотрения организации в единстве ее составных частей, которые неразрывно связаны с внешним миром. Главные предпо­сылки успеха предприятия находятся во внешней среде, причем границы с ней являются открытыми, т.е. предприятие зависит в своей деятельности от энергии, информации и других ресурсов, по­ступающих извне. Чтобы функционировать, система должна при­спосабливаться к изменениям во внешней среде.[2]

3. Применение к управлению ситуационного подхода, согласно которому функционирование предприятия обусловливается реак­циями на различные по своей природе воздействия извне. Цен­тральный момент здесь — ситуация, т.е. конкретный набор обстоя­тельств, которые оказывают существенное влияние на работу орга­низации в данный период времени. Отсюда вытекает признание важности специфических приемов выделения наиболее значимых факторов, воздействуя на которые можно эффективно достигать цели.

4. Внедрение новой управленческой парадигмы уделяет огромное внимание таким факторам, как самоорганизация, лидерство и стиль руководства, квалификация и культура работающих, мотивация по­ведения, взаимоотношения в коллективе и реакция людей на изме­нения.

Ориентация на новые условия и факторы развития нашла отра­жение в принципах управления, формулировка которых показывает возросшую роль человека, его профессионализма, личностных ка­честв, а также всей системы взаимоотношений людей в организациях.

Практическое воплощение новых принципов управления весьма сложно и требует радикального пересмотра всей философии бизнеса, изменения психологии работающих (в том числе менеджеров), по­вышения их квалификации и роста личностного потенциала. Все большее количество компаний (в том числе крупных) пытаются отойти от прежних командно-иерархических отношений всвоих организациях и усилить позиции путем лучшего использования и создания условий для развития сильных сторон персонала.