Основные понятия бюрократической теории М. Вебера
Школа бюрократического менеджмента была основана в Германии М. Вебером (1864 - 1920)[1], который был историком, изучавшим социальные проблемы.
Он одним из первых обратил внимание на необходимость рационализации управления в крупных хозяйствующих субъектах, специализирующихся на выпуске отдельных видов товаров и обладающих высокой степенью концентрации производственных процессов. Вебер предложил создать бюрократическую систему управления, которая основана не на личных субъективных оценках качества труда управленцев и его производительности. А на количественных формализованных оценках, в соответствии с определенными правилами и процедурами.
Наличие должностных обязанностей и прав, которые предписывают способы и методы выполнения работы и показатели ее оценки для каждого работника (должности) | Поддерживают стабильность управленческих организационных структур независимо от конкретных сотрудников, позволяет контролировать процессы управления |
М. Вебер считал, что по своей эффективности, стабильности, дисциплине и надежности бюрократическая система является лучшей чем любая организационная форма.
Идеальная бюрократия, согласно Веберу, должна обладать следующими характеристиками:
· разделение труда и специализация.
Все задания, необходимые для достижения целей организации, разделяются на узкоспециализированные виды работ. Разделение труда и специализация создают условия, при которых во всех звеньях работают специалисты-эксперты.
· четко определенная иерархия власти. Власть руководителя основывается на должностных полномочиях, делегированных с верхних уровней иерархии. Власть руководителя ограничивается исключительно областью формальной деятельности организации.
· высокая формализация. Деятельность организации регулируется «последовательной системой абстрактных правил» и состоит «в применении этих правил к частным случаям».
· в неличностный характер. Каждое официальное лицо в организации выполняет свою работу беспристрастно и формально, сохраняя дистанцию с другими членами организации и ее клиентами.
· кадровые решения, основанные на достоинствах.
· планирование карьеры. Наем в организацию это начало карьеры на всю жизнь. Такая кадровая политика призвана развивать корпоративный дух и лояльность к своей организации.
· четкое разделение организационной и личной жизни членов организации.
· дисциплина. Организационное поведение регулируется с помощью системы правил и инструкций и иерархии контроля.
Недостаток концепции М. Вебера – он рассматривает организацию как некую безличностную, механическую машину, полностью свободную от личностных дел, интересов и проблем членов организации, находящуюся во власти высшего руководителя и действующую согласно его предписаниям.
Концепция М. Вебера сыграли важную роль в рационализации управления и продолжаем оказывать значительное влияние на развитие теории и практики современной организации и управления.