Принципы и закономерности менеджмента
Существует ряд общих законов функционирования социальных систем управления.
Законы функционирования социальных систем управления отражают объективно существующие и систематически повторяющиеся существенные взаимосвязи между различными элементами и явлениями в процессе управления.
К важнейшим законам функционирования социальных систем управления относят:
Закон синергии | Закон информированности и порядочности | Закон развития | Закон композиции | |||
выражается в приросте энергии организации, превышающем силу индивидуальных усилий этой организации | состоит в том, что любая социальная система управления может существовать только при условии информационного обеспечения | заключается в том, что социальная система управления способна к развитию, т.е. организация изменяется во времени. При этом развитие организации должно осуществляться целенаправленно | отражает стремление организации к объединению |
Законы функционирования социальных систем управления реализующихся через действия людей и имеют характер закономерностей.
К общим закономерностям управления относят:
· закономерность соответствия социального содержания управления формами собственности на средства производства;
· преимущественная эффективность соотносительности управляющей и управляемой систем, субъекта и объекта управления;
· усиление процессов разделения и кооперации труда в управлении.
Если общие закономерности присущие управлению в целом, то частные закономерности характерны для отдельных сторон и систем управления.
К частным закономерностям относятся:
· закономерность изменения функций управления;
· закономерность оптимизации числа ступеней управления;
· закономерность концентрации функций управления;
· закономерность распространенности контроля.
Закономерности управления (как общие, так и частные) имеют объективный характер и реализуются в процессе управленческой деятельности людей. Они должны в полной мере учитываться при формировании принципов управления.
Принципы управления – руководящие правила, определяющие основные требования к системе, структуре и организации управления.
Принципы управления подразделяются на:
· общие;
· частные.
Общие принципы управления характеризуются тем, что имеют универсальный характер и воздействуют на все сферы управления и все отрасли народного хозяйства:
принцип целенаправленности | принцип ответственности | принцип компетентности | принцип дисциплины | принцип иерархичности | принцип стимулирования |
Все принципы управления тесно связаны и взаимообусловлены.
Частные принципы управления имеют локальный характер и регулируют лишь отдельные управленческие процессы и стороны управления. Применительно к управлению предприятиями торговли выделяют 4 частных принципа:
· ритмичность;
· непрерывность;
· параллельность;
· преемственность.