Г-ЖЕ МАРСЕЛЬ ЖЕРАР

Париж, 7 сентября 1929 г.

Отель д'Атен, 21, ул. д'Атен (вокзал Сен-Лазар)

Дорогой друг,

Я не смогу заехать в Клапье; уезжаю, завтра вечером на Се­ребряный берег, в Сен-Жан-де-Люз.

Вероятно, Вы уже получили сообщение от Жерара? В таком случае Вам известно, что концерт по-прежнему намечен на 11 сентября. Если же нет, то это очень скверно с его стороны; с Фоком он поступил, по-моему, весьма странно. Напишите мне, прошу Вас, в Сен-Жан (ул. Турасс) и держите меня в курсе Вашей с ним переписки, либо сообщите о его молчании.

Извините меня, что так долго не писал: увяз в работе и на­мерен продолжать на юге.

Сердечный привет.

М. Р.

«Клапье» — название дачи г-жи Марсель Жерар в Божанси.

Равель стал знаменитостью в стране басков. Некий импресарио по фамилии Жерар (не имеющий ничего общего с Марсель Жерар) решил устроить в Биаррице фестиваль произведений Равеля и назначил его на И сентября. Исполнители были первоклассные: певица Марсель Дениа из Оперы и Марсель Жерар; у рояля — Робер Казадезюс.

Когда пришло время подниматься на эстраду, Равель заметил, что потерял или забыл платок для верхнего кармашка. Казадезюс предложил ему свой. Но педантически аккуратный Равель отказался, так как ини­циалы у Казадезюса были другие — словно это могло быть замечено. Конт­ролер, стоявший у входа и не знавший Равеля в лицо, не хотел пропу­скать его в зал. Но и на этом недоразумения не кончились: импресарио сбежал с выручкой, не уплатив артистам. Со щедростью вельможи Равель отдал свой авторский гонорар, чтобы оплатить их труд.

Одновременно, в конце 1929 года, он начинает работать над сочине­нием двух концертов для фортепиано с оркестром, совершенно различ­ных по характеру: один из них, ре минор, для левой руки, ему зака­зал австрийский пианист Пауль Витгенштейн, у которого была ампутиро­вана правая рука; другой, Соль мажор, по выражению Равеля, «не только для одной правой руки».