ЭЛЕН ЖУРДАН-МОРАНЖ
12 октября 1923 г.
Монфор-л'Амори
Дорогой друг,
Оксе и Онеггер уже в поезде сообщили мне печальную новость, которую я проглядел в газетах. Поезд опаздывал, и я не смог позвонить Вам. Впрочем, вряд ли я застал бы Вас дома. Только что, покидая Париж, я отправил Вам телеграмму; глубоко сочувствую Вам: до последней минуты не представляешь себе, как это ужасно. А потом начинаешь понимать, что рад был бы сохранить ее даже и в таком состоянии. Верьте, дорогой друг, все мои мысли с Вами.
Преданный Вам Морис Равель
Равель узнал печальную новость от Онеггера и Фернана Оксе — тонкого художника и декоратора, личного друга многих музыкантов; еще до войны 1914 года Оксе с изысканным вкусом оформил «Лючию ди Ламмермур» в Театре Елисейских полей, а в период между двумя войнами в театре Парижские Буффы — спектакли «Малютки Кардиналь» и «Три вальса» 1. Он умер в ссылке, так же как госпожа Оксе, талантливый скульптор.
1924 год был для Равеля годом особенно упорного труда и больших достижений. Он работает над Сонатой для скрипки и фортепиано, начатой в предыдущем году, пишет для скрипачки Иелльи д'Арань «Цыганку» — виртуозную пьесу для скрипки и лютневого рояля, в духе венгерской рапсодии; для номера «Revue Musicale», посвященного памяти Ронсара, он сочиняет вокальную поэму «Ронсар своей душе», занимающую значительное место в творческом наследии композитора; наконец, он особенно увлечен работой над лирической оперой «Дитя и волшебства», начатой сразу после войны; он обязался закончить ее и передать г-ну
1 «Лючия ди Ламмермур» — романтическая опера Г. Доницетти, впервые поставленная в Неаполе в 1835 г. «Малютки Кардиналь» — комическая опера А. Онеггера и Ж. Ибера, поставлена в 1938 г. «Три вальса» — оперетта.
Раулю Гюнцбургу для Оперного театра в Монте-Карло не позднее 31 декабря 1924 года.
В поисках исполнительницы для пьесы «Ронсар своей душе» он остановил свой выбор на г-же Марсель Жерар, которая вскоре стала одной из частых посетительниц Бельведера. Ей же принадлежит идея настоящей книги: она приняла деятельное участие в собирании представленной здесь переписки. Ее знакомство с Равелем состоялось в 20-х годах на организованных ею в Монпарнасе концертах, проходивших под эгидой Мерсеро, в помещении незабвенного «Хамелеона», пестрый фасад которого сиял на углу улицы Кампань-Премьер. Г-жа Марсель Жерар отдала свое вокальное искусство на службу современной французской музыке, в частности музыке Равеля; ей она посвятила отдельный концерт со вступительным словом Ролан-Манюэля.
После этого Равель пригласил г-жу Марсель Жерар в Монфор, показал ей свой дом, угостил чаем и, так как ей хотелось что-нибудь спеть ему, взялся аккомпанировать ей «Шехеразаду» и убедился, что она строго следовала указанной им нюансировке. Когда пение кончилось, он промолчал, не произнес ни единого слова похвалы, н певица подумала, что Равель остался недоволен ее исполнением.
Но некоторое время спустя Равель посвятил ей «Ронсар своей душе» — что было для нее знаком одобрения — и попросил ее о первом исполнении этой вещи в Лондоне в апреле следующего года. В том же концерте Иелли д'Арань впервые исполнила «Цыганку».