СИПА ГОДЕБСКОМУ
3 августа 1914 г.
Онги Этори, 23, улица Сопит, Сен-Жан-де-Люз
Бог знает, дойдет ли до Вас это письмо, мой дорогой! Хочу надеяться на это, к тому же становится как будто легче, когда пишешь другу.
Вот уже третий день... этот набат, эти плачущие женщины и особенно этот ужасающий энтузиазм молодых людей; а сколько друзей уже ушло на войну, и ни о ком из них я ничего не знаю.
Я больше не в силах выносить этот жестокий, непрерывный кошмар. Я или с ума сойду, или стану одержим навязчивой идеей. Думаете, я перестал работать? Никогда я еще не работал так много, с таким бешеным, героическим исступлением. Да, друг мой, Вы и представить себе не можете, как мне нужен этот героизм, чтобы побороть другой, быть может, более естественный... Представьте себе, дорогой, ужас этой борьбы, которая не прекращается ни на минуту... Кто избавит меня от нее?
Пишите, мне нужно слышать голос друга. Целую всех вас
Морис Равель
Это письмо, обращенное к его другу Сипа назавтра после объявления войны, показывает, как сильно потрясен Равель событиями войны, приковавшими к себе все его помыслы.
Во все время военных действий тон писем Равеля необычный: он раскрывает себя в них гораздо откровеннее, чем в предшествующий я последующий периоды. Равель чувствует себя целиком втянутым в эту грандиозную схватку; он включается до конца в трагическую игру, в которой, несмотря на препятствия, ему удается принять непосредственное участие.
Из груди этого человека, всегда столь сдержанного, невольно вырываются раздирающие душу крики. Он охвачен тревогой за брата, от которого долгое время не получает вестей, за Деляжа, Аура, Сорда, Шмитта, для которого ему хотелось бы добиться другого назначения.
Не прекращая работы над Трио, он одновременно прилагает все усилия, чтобы попасть в действующую армию, несмотря на свои неподходящие физические данные.
Письмо, написанное на следующий день Деляжу, свидетельствует о его смятении.