Г-ЖЕ ГОДЕБСКОЙ
Вилла Бельвю, Карантек, Финистер
16 августа 1911 г.
Сибур, Нижние Пиренеи, 23, улица дю-Кэ
Дорогой друг,
Не пойму, куда уходит время. Я не так уж много работаю; Вы скажете, что не так уж много и писем пишу. Гуляю умеренно. Есть еще, правда, купанье. Мы с Эдуардом немного отступаем от предписанных доктором Боннио 5 минут. В общем, мы сидим в воде по полчаса, а когда бывает очень жарко, повторяем купанье и вечером. Вот уже несколько дней жара стала вполне сносной, но все же не приходится, как в ваших холодных краях, надевать вечером пальто. Да оно и лучше, потому что я оказался бы в большом затруднении. Сначала мое пальто забыли дома в день отъезда; Эдуард вернулся за ним, но в конце концов оно все-таки осталось в поезде.
Мы в разгаре празднования дня успения: танцы, процессии, бои быков в Сан-Себастьяне. Я забыл поздравить Мими с днем рождения. Пошлю ей открытку с извинениями.
Совсем ли поправилась ее правая нога? А как Ваша? Можно себе представить, как живописно выглядело на прогулке Ваше семейство с Леоном в придачу, который, конечно, привез с собой из Парижа привычку к невоздержанности и свою причудливую походку. Нам нет надобности прибегать к таким красочным развлечениям: здесь не соскучишься. Черт возьми! Приедете ли Вы,
чтобы убедиться в этом? Море спокойно, и мы будем так рады видеть Вас. Неужели Ваша дружба спасует перед небольшим морским путешествием? Мне, сами понимаете, труднее приехать к Вам: пришлось бы снова сниматься с места.
Я еще не написал Деляжам. Полагаю, что они «для разнообразия» все там же, в Морга. Морга прекрасное место, но там ведь не танцуют, там нет ни Пиренеев, ни боя быков.
Самазейли, которых я вижу каждый день, шлют Вам самые теплые приветы. Сюда съезжается вся Schola. Тон задает Карлос де Кастера. Вот чего опять же не хватает в Бретани.
Напишите мне поскорее, как с Вашей хромотой. Сердечный привет всем от нас троих. До скорого свидания, не правда ли?
Морис Равель
Schola Cantorum имела много отделений в Сен-Жан-де-Люзе и прилегающем районе.
Художник Карлос де Кастера, завсегдатай концертных залов — брат принадлежащего к Schola Cantorum композитора Рене де Кастера; портрет последнего Морис Дени поместил на плафоне театра Елисейских полей рядом с Блапш Сельва в медальоне, посвященном Сонате.
Что касается композитора, критика и музыковеда Гюстава Самазейля, то он и поныне пользуется известностью и популярностью в парижских музыкальных кругах.
Следующее письмо, к Флорану Шмитту, относится к 1911 году.