ЖАНУ МАРНО

22 декабря 1908 г. 4. Авеню Карно

Мой дорогой друг,

Если бы не посещение г-на Вареза в воскресенье утром, я ве­чером явился бы к Вам: я был почему-то уверен, что приглашен к Вам в воскресенье вечером, и моя мать не вывела меня из заблуждения.

Особенно забавно то, что и аббат Пети, со своей стороны, на­писал мне о том же, но я думал, что Вы виделись с ним уже позднее.

Вы простили меня, не правда ли?

Г-н Варез сообщил мне, что Вы намерены устроить нашу встречу в какой-нибудь другой день. Я готов когда хотите. Кар-ре только что уведомил Северака, что «Сердце мельницы» пойдет в марте. В ожидании такого же решения относительно «Часа» я кончаю оркестровку. Может быть, только что вышедший из пе­чати клавир с пением заставит его решиться.

Еще раз тысячу извинений; до скорого свидания.

Морис Равель

Композитор Эдгар Варез, о котором говорит Равель в этом письме, принадлежал уже тогда к числу самых крайних новаторов. Им заинтере­совался Дебюсси, а позднее, в период между двумя войнами, его «Октандр» был исполнен в «концертах Страрам» и в 1954 году повторен французским Радио. Его направление оказало известное влияние на фор­мирование некоторых из его младших современников, как, например, Андре Жоливе. Господин Варез, проживающий ныне в Соединенных Штатах и принявший американское подданство, играет сейчас немаловажную роль в музыкальной жизни заатлантических стран.

Аббат Леоне Пети был назначен благодаря ходатайству г-на Руше «Священником Оперы»; за густую и всегда всклоченную шевелюру его прозвали «Гривой Лойолы», над чем он первый же потешался. Он был одним из приверженцев Равеля; его памяти Ролан-Манюэль посвятил свой прекрасный труд — «Во славу Равеля», написанный в 1933 году, откуда мы почерпнули много ценных сведений.