Г-ЖЕ ГОДЕБСКОЙ
17 июля 1908 г.
Дорогой друг,
Вскоре я устремлюсь не на зеленые просторы, потому что трава уже скошена, а на лоно лазури если не Сены, то более яркой лазури — дружеского расположения. (Сказано не слишком просто, но мне нужно было искупить «скамью».)
Сейчас мое вдохновение как будто вновь проснулось. После долгих месяцев созревания «Ночной Гаспар» наконец увидит свет. Как только эти 3 пьесы будут закончены, я примусь за правку корректуры и завершение оркестровки «Часа».
Этот «Гаспар» стоил мне дьявольских усилий, и не удивительно: ведь автор этих стихов — сам дьявол.
Теперь я могу спокойно работать. Почти никто не остался в Париже. Деляжи уехали в дальнюю автомобильную поездку. Они остановятся лишь в устье Жизни...
«Но мне нужно было искупить „скамью"».— По всей вероятности, у Равеля и его приятельницы Иды произошло какое-то небольшое разногласие на скамейке Малларме, «располагающей к сентиментальным размолвкам», о которой упоминалось в предыдущем письме.
Три пьесы «Ночного Гаспара»: «Ундина», «Виселица» и «Оборотень»— представляют вершину фортепианного творчества Равеля. Они были впервые исполнены Р. Виньесом 9 января 1909 года в Национальном обществе в зале Эрара. Рикардо Виньес — каталонец родом, но не узкий каталонский националист, а скорее парижанин и испанец одновременно; соученик Равеля по классу Берио, он с первых же дней стал одним из самых преданных и убежденных его приверженцев. До 1914 года фортепианная музыка Равеля, так же как и Дебюсси, находила в лице Рикардо Виньеса несравненного исполнителя и пылкого сторонника; и это в то время, когда, за исключением узкого круга просвещенных энтузиастов, музыка обоих композиторов ставила в тупик многих слушателей. Именно он открыл публике фортепианные пьесы Равеля — «Сонатину», цикл «Отражений», триптих «Ночной Гаспар», — а ранее «Игру воды», за что заслужил посвящение: «Владыке вод». Их взаимопонимание было таким полным еще и потому, что оба они черпали из одного и того же литературного источника: их сближало поклонение Бодлеру. Равель был очень требователен
к исполнителям своих произведений. Начинал он с того, что говорил Виньесу: «Играй как хочешь», а потом заставлял его повторять ноту за нотой до тех пор, пока великий пианист не постигал полностью замысла композитора.
Виньес посвятил Равелю несколько страниц, опубликованных в Аргентине и мало известных у нас. В них он отводит Равелю место в одном ряду с Дебюсси и Сати, среди «аристократов звука». Он находил, что композитор внешностью похож был на жокея; примерно то же говорили Колетт и Жак Бланш, — они находил в Равеле сходство с lad 1. Оба сверхрафинированных ученика Берио наслаждались звуками старых расстроенных роялей, какие встречаются в старинных провинциальных домах. По их мнению, нет ничего прелестнее и поэтичнее, чем музыка Шопена, исполненная на таких инструментах. Виньес умер, так и не увидев снова Париж, столь им любимый и отвечавший ему той же любовью2.
Равель упоминает о сатанинской личности «Ночного Гаспара». В самом деле, в странной книге, которая вдохновила его и с которой его познакомил именно Виньес, мы читаем:
«Увольте меня от ваших коварных уловок и скажите, наконец, кто такой Ночной Гаспар.
— А, кажется, я начинаю понимать. Неужели?.. Так, значит, Ночной Гаспар — это...
— Ну да! Сам дьявол».
«Деляжи уехали в дальнюю автомобильную поездку. Они остановятся лишь в устье Жизни»... Не правда ли, только поэт может написать фразу, которой заканчивается это письмо? Равель все время занят своим «Гаспаром»; о нем он говорит Жану Марно и Иде Годебской в письмах от 2 и 3 сентября.