СИПА ГОДЕБСКОМУ
26 марта 1908 г.
Дорогой друг,
Посылаю статью Лало, которую Вы просили. Лучшего нельзя и пожелать. Отсылая ему партитуру, я не сунул в нее 25 луидоров, но он, тем не менее, отпустил мне комплимент: моя музыка, дескать не похожа на музыку Поля Дюка. Черт возьми, но я и без него отлично знаю, что меня трудно спутать с этим евреем!
Он мог бы прибавить, что я не похож и на г-на де Камондо, но это оплачивается уже по другому тарифу.
Еще несколько корректур или партитурных правок, и я снова примусь за работу. Над чем? Над «Потонувшим колоколом», Трио, Симфонией, св. Франциском Ассизским. Сам еще не знаю.
Видел вчера г-жу Дроз; Карре доверительно сказал ей, что «Испанский час» не поймут. Я и сам знаю, что он немного абстрактен.
До скорого свидания. Любящий вас всех
Морис Равель
Посылаю отрывок из Вилли.
Поль Дюка еще не создал своей великолепной «Пери», но в его активе была уже мощная симфония, «Ариана и Синяя Борода», а также «Ученик чародея», ставший по праву классическим образцом в своем жанре 1.
Богач — граф де Камондо поставил оперу своего сочинения «Клоун», лишенную малейших признаков таланта. Однако забудем это и сохраним в памяти лишь его великолепный дар Лувру.
Из всех задуманных Равелем произведений он написал только Трио, законченное им в начале войны. На примере Трио и Вальса можно судить о том, как долго композитор вынашивал свои произведения.
Анри Готье-Виллар под псевдонимом Вилли опубликовал в «Echo de Paris» знаменитые «Письма капельдинерши», начиненные каламбурами. Не обладая большими музыкальными познаниями, он не лишен был проницательности чутья к модному. Серия романов о Клодине2, вышедшая под его псевдонимом, но написанная не им, спасла от забвения имя Вилли.
1 «Пери» (1912), хореографическая поэма; симфония До мажор (1896); «Ариана и Синяя Борода» (1911), опера по драме М. Метерлинка; «Ученик чародея» (1897), скерцо для оркестра по одноименному стихотворению Гёте — произведения Поля Дюка.
2 Романы о Клодине писала жена Вилли, писательница Колетт Вилли (1873-1953).