Г-НУ ЖАН-ОБРИ
Вторник, 12 ноября 1907 г.
Дорогой друг,
М-ль Люкьен просит меня указать, что спеть в Лондоне. «На траве», кажется, напугала публику в Цюрихе и Женеве. «Великие ветры из-за моря» — слишком серьезная вещь. Остается только «Шехеразада», например «Очарованная флейта». Лично я предпочел бы «Равнодушного»2. Но лондонская публика опять-таки будет смущена, уже по другим причинам.
Ах! Если бы речь шла о Берлине, тогда, ей-богу, не пришлось бы раздумывать!..
Я уже два раза подвел Вильома, не явившись на свидание; пойду в ближайшую пятницу.
Сердечно Ваш Морис Равель
1 «Ночные бабочки» («Noctuelles») — первая из пяти фортепианных пьес, составляющих цикл «Отражения».
2 «На траве» — романс Равеля на стихотворение Поля Верлена для голоса и рояля; сочинен в 1907 г.
«Великие ветры из-за моря» — вокальная поэма Равеля на стихотворение А. де Ренье для голоса и рояля; сочинена в 1906 г.
Под «Шехеразадой» Равель подразумевает свой цикл для голоса и оркестра, состоящий из трех поэм: «Азия», «Очарованная флейта», «Равнодушный» (текст Тристана Клингзора); этот цикл Равель написал в 1903 г.
В этом письме содержится косвенный намек на дело Эйленбурга — скандальную историю, отражающую нравы при дворе Вильгельма II; оно, естественно, послужило мишенью для остроумия монмартрских шансонье.