Г-НУ ЖАН-ОБРИ

Вторник, 12 ноября 1907 г.

Дорогой друг,

М-ль Люкьен просит меня указать, что спеть в Лондоне. «На траве», кажется, напугала публику в Цюрихе и Женеве. «Великие ветры из-за моря» — слишком серьезная вещь. Остает­ся только «Шехеразада», например «Очарованная флейта». Лич­но я предпочел бы «Равнодушного»2. Но лондонская публика опять-таки будет смущена, уже по другим причинам.

Ах! Если бы речь шла о Берлине, тогда, ей-богу, не пришлось бы раздумывать!..

Я уже два раза подвел Вильома, не явившись на свидание; пойду в ближайшую пятницу.

Сердечно Ваш Морис Равель

1 «Ночные бабочки» («Noctuelles») — первая из пяти фортепианных пьес, составляющих цикл «Отражения».

2 «На траве» — романс Равеля на стихотворение Поля Верлена для голоса и рояля; сочинен в 1907 г.

«Великие ветры из-за моря» — вокальная поэма Равеля на стихотворе­ние А. де Ренье для голоса и рояля; сочинена в 1906 г.

Под «Шехеразадой» Равель подразумевает свой цикл для голоса и ор­кестра, состоящий из трех поэм: «Азия», «Очарованная флейта», «Равно­душный» (текст Тристана Клингзора); этот цикл Равель написал в 1903 г.

В этом письме содержится косвенный намек на дело Эйленбурга — скандальную историю, отражающую нравы при дворе Вильгельма II; оно, естественно, послужило мишенью для остроумия монмартрских шансонье.