Методы осуществления педагогического процесса
Под методами осуществленияпедагогического процесса понимают способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения образовательно-воспитательных задач.
Методы воздействия на личность оказывают комплексное воздействие на учащегося и крайне редко применяются изолированно, вне связи друг с другом. По этому поводу можно вспомнить известный афоризм А.С.Макаренко, который говорил, что человек формируется в целом,анепо частям. Существует противоречие между тем, что декларируется, описывается в учебниках по педагогике (педагогика как наука всегда стремилась теоретически упорядочить огромное множество методов обучения и воспитания) и реальным педагогическим процессом. Вот почему любая группировка (классификация) методов условна, а рассмотрение каждого из них в отдельности приводится лишь для удобства анализа и выделения их характерных особенностей.
В определённом смысле педагогический процесс можно считать процессом непрерывного слияния обучения и воспитания, но при этом каждый из этих двух разделов педагогической деятельности сохраняет относительную автономию[7].
Хорошо подготовленный и правильно организованный процесс обучения выступает в качестве не только средства усвоения определённых знаний, формирования действий, но и как условие формирования определенных качеств личности. Исходя из этого, он может обеспечивать решение важных воспитательных задач.Знания, приобретённые учащимися в ходе учебного процесса, образуют основу для формирования их мировоззрения, являются важным средством выработки определённых критериев оценки различных природных, общественных, технических и культурных явлений и событий. Эти знания помогают учащимся выработать подходы для правильной оценки поступков как других людей, так и своих собственных, таким образом, они влияют на процесс формирования общественно значимых позиций и убеждений.
Несмотря на выделенное противоречие в системе методов педагогики авторы выделяют методы обучения и методы воспитания. Основные классификации методов обучения приводятся во всех современных учебниках по педагогике [5,6,7].
В основе любой классификации педагогических методов лежит определенный критерий, т.е. главный признак, основание, по которому методы группируются и обособляются.Ю.К. Бабанский в основу классификации положил концепцию деятельности и выделил (таблица 7):
Таблица 7 - Классификация методов обучения по Ю.К.Бабанскому
Общая схема учебно-позна-вательной деятельности | Классификация Ю. К. Бабанского | |||||||
|
методы стимулирования учебно-познавательной деятельности и поведения: соревнование, игра, поощрение, наказание и т. д;
ü методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения: упражнение, поручение, требование, приучение, создание воспитывающих ситуаций;
ü методы контроля, самоконтроля и самооценки: наблюдение, анализ результатов деятельности, опросные методы [5].
Ведущим компонентом учебно-познавательной деятельности является взаимодействие учащегося с учебным материалом, представленным в средствах обучения. На этом основана традиционная классификация или классификация Е. И. Перовского и Д.О. Лордкипанидзе
Е. И. Перовский и Д.О. Лордкипанидзе выделяют по источнику получения знания, следующие методы: словесные, практические и наглядные методы.
Словесные: ü рассказ ü лекция ü беседа ü дискуссия ü чтение литературы ü конспектирование | Наглядные: ü демонстрация ü иллюстрация | Практические: ü практическая работа ü лабораторная работа ü упражнения |
М.Н. Скаткин и И.Я. Лернер в зависимости от уровня включенности занимающегося в продуктивную, творческую деятельность и складывающегося в виду этого характера познавательной деятельности выделяют методы:
· Объяснительно-иллюстративный.Метод состоит в том, что учитель сообщает знания, а учащийся воспринимает, осознаёт, запоминает.
· Репродуктивный. Учитель организует формирование умений на основе знания, а учащийся воспроизводит, повторяет, обрабатывает умения.
· Проблемное изложения. Учитель ставит проблему, показывает путь её решения, а учащийся усваивает логику решения.
· Частично-поисковый.Метод включает учащихся в решение проблемы, поставленной учителем, на отдельных этапах.
· Исследовательский.Метод предполагает, что учащиеся под руководством учителя решают проблемы, организуют эксперимент и используют другие средства учебного поиска.
Исходя из практической работы педагога, Н.Е. Щуркова предлагает следующие группы методов воспитания:
ü Методы, с помощью которых оказывается влияние на сознание воспитанников, формируются их взгляды и представления, осуществляется оперативный обмен информацией – методы убеждения.
ü Методы, с помощью которых оказывается влияние на поведение воспитанников, организуется их деятельность, стимулируются ее позитивные мотивы – методы упражнения.
ü Методы, с помощью которых оказывается помощь в самоанализе и самооценке воспитанника – методы самооценки [13].
Рассмотренные методы воспитания, бесспорно, не исчерпывают все их многообразие. В конце 70 – начале 80-х годов ленинградские педагоги Т.Е. Конникова и Г.И. Щукина предложили классификацию методов воспитания, где главный критерий – функция метода по отношению к деятельности ребенка: методы формирования общественного сознания, методы формирования положительного опыта, методы стимулирования деятельности. Известный современный московский педагог – новатор и ученый В.А. Караковский предложил классификацию методов воспитания, основным критерием которой избрал средства воспитания и выделил шесть групп методов:
ü воспитание отношением;
ü воспитание общением;
ü воспитание словом;
ü воспитание ситуацией;
ü воспитание делом;
ü воспитание игрой [2].
Даже небольшое перечисление методов обучения и воспитания показывает, что студенту и начинающему спортивному педагогу достаточно трудно разобраться в хитросплетениях теоретиков. В реальных условиях педагогического процесса методы выступают в сложном и противоречивом единстве. Решающее значение здесь имеет не логика отдельных "уединенных" средств, а гармонично организованная их система. Такую систему каждый спортивный педагог может создать самостоятельно, исходя из цели и задач реального педагогического (учебно-воспитательного) процесса.
В настоящем пособии сделана попытка преодолеть выше выделенное противоречие и рассмотреть комплексно методы педагогического воздействия.
Таблица 8 - Особенности обучающего и воспитывающего воздействия
педагогических методов
Методы | Механизм обучающего воздействия метода | Механизм воспитывающего воздействия метода |
Метод стимулирования (создание отношений)(воспитание отношением, по В.А.Караков-скому) | При положительном эмоциональном отношении между участниками педагогического процесса учащийся имеет позитивный настрой к применяемым методам и содержанию обучения. | При положительном эмоциональном отношении между участниками пед. процесса учащийся имеет позитивный настрой к применяемым методам воздействия на его поведение и легче воспринимает внушение и убеждение. |
Метод стимулирования (общение)(воспитание общением, поВ.А.Караков-скому) | Стиль общения активизирует или блокирует учебно - познавательную деятельность учащихся | Стиль общения активизирует или блокирует творческую самодеятельность учащихся по всем направлениям деятельности. |
Метод стимулирования (педагогическое требование). | Выступает как конкретная задача. Стимулирует или «сковывает» действия в виде указаний о начале и конце работы, о переходе к новым действиям, об оказании помощи, о прекращении действий. | Помогает воспитаннику уяснить смысл, полезность или необходимость действия, поступка. Выражает нормы поведения человека, которые необходимы для обогащения социального опыта. |
Метод стимулирования (поощрение ипорицание). | Показывает учащемуся степень соответствия выполняемых заданий, работы нормам, требованиям. | Побуждение к социально одобряемому поведению. Побудителем выступают поощрение (одобрение) и наказание (осуждение) поступка. Психологической основой этих методов является переживание, самооценка школьника, осмысление поступка, вызванные оценкой учителя и/или товарищей. |
Словесные методы(воспитание словом,поА.Караковскому) ü рассказ ü лекция ü дискуссии (беседа, диспут и т.п.) ü чтение литературы, разнообразные виды конспектирования | Содержание рассказа влияет на формирование картины мира. Содержание лекции влияет на формирование знаний икартинымира, развитие логического мышления. Уточняется и конкретизируется картина мира. Содержание изучаемой литературы влияет на формирование знаний и картины мира. | Учащийся идентифицирует себя с каким либо героем рассказа и подражает ему. Формируемая картина миравлияет на поведение учащегося, ценностные ориентации. Удовлетворяется потребность учащихся в признании, в самоутверждении, выкристаллизовываются ценностные ориентации, формируются убеждения Формируемая картина мира влияет на поведение учащегося, ценностные ориентации |
Практические методы | Формируются практические действия на уровне умений и навыков в различных видах деятельности. | Включение юных спортсменов в деятельность создает им условия для действий в соответствии с принятыми в обществе нормами и правилами поведения. Деятельность обеспечивает приобретение детьми практического опыта коллективных отношений. |
Игровые методы(воспитание игрой по В.А.Караков-скому). | Комплексное формирование (совершенствование) как двигательных действий на уровне навыка, так и физических качеств. | Реализация потребности человека в самоутверждении (осознание успеха как личного, так и группы, т. е. принадлежность к группе), самореализации, в двигательной активности.В игре с её условностью утверждение себя достичь легче, чем в реальной жизненной ситуации. Этот метод характеризуется наличием активного взаимодействия занимающихся, эмоциональностью, что содействует при его применении воспитанию нравственных черт личности: коллективизма, творчества, сознательной дисциплины, и т.д. Формирование волевых качеств |
Соревнователь-ныеметоды(воспитание соревнованием по В.А.Караковскому). | Совершенствование технико-тактических действий, а также способности рационально использовать их в усложненных условиях. | Смотри игровой метод |
Воспитывающие ситуации(воспитание ситуацией, по В.А.Караков-скому). | Формируются разнообразные компетенции. | В спортивной деятельности значимые ситуации не только повторяются очень часто, но протекают они с высокой степенью интенсивности и тем самым способствуют формированию ситуационно-ролевых модулей ценностей. |
Деятельностные методы(воспитание делом, по В.А.Караков-скому). | Комплексное формирование компетентностей в деятельностном цикле: цель (мотив), проектирование и планирование деятельности, реализация с коррекцией и контроль. | Включение юных спортсменов в деятельность создает им условия для действий в соответствии с принятыми в обществе нормами и правилами поведения. Деятельность обеспечивает приобретение детьми практического опыта коллективных отношений. |
Мы склоны придерживаться точки зрения В.А. Караковского, так как возможно использование предложенных методов в качестве элементов «педагогического конструктора». В зависимости от цели и задач, стоящих перед спортивным педагогом, он составляет тот или иной комплекс методов. Но в тоже время есть смысл не ограничиваться методами, предложенными В.А. Караковским, а несколько дополнить их, используя теорию и практику деятельности спортивных педагогов.