Методы осуществления педагогического процесса

 

Под методами осуществленияпедагогического процесса понимают способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения образовательно-воспитательных задач.

Методы воздействия на личность оказывают комплексное воздействие на учащегося и крайне редко применяются изолированно, вне связи друг с другом. По этому поводу можно вспомнить известный афоризм А.С.Макаренко, который говорил, что человек формируется в целом,анепо частям. Существует противоречие между тем, что декларируется, описывается в учебниках по педагогике (педагогика как наука всегда стремилась теоретически упорядочить огромное множество методов обучения и воспитания) и реальным педагогическим процессом. Вот почему любая группировка (классификация) методов условна, а рассмотрение каждого из них в отдельности приводится лишь для удобства анализа и выделения их характерных особенностей.

В определённом смысле педагогический процесс можно считать процессом непрерывного слияния обучения и воспитания, но при этом каждый из этих двух разделов педагогической деятельности сохраняет относительную автономию[7].

Хорошо подготовленный и правильно организованный процесс обучения выступает в качестве не только средства усвоения определённых знаний, формирования действий, но и как условие формирования определенных качеств личности. Исходя из этого, он может обеспечивать решение важных воспитательных задач.Знания, приобретённые учащимися в ходе учебного процесса, образуют основу для формирования их мировоззрения, являются важным средством выработки определённых критериев оценки различных природных, общественных, технических и культурных явлений и событий. Эти знания помогают учащимся выработать подходы для правильной оценки поступков как других людей, так и своих собственных, таким образом, они влияют на процесс формирования общественно значимых позиций и убеждений.

Несмотря на выделенное противоречие в системе методов педагогики авторы выделяют методы обучения и методы воспитания. Основные классификации методов обучения приводятся во всех современных учебниках по педагогике [5,6,7].

В основе любой классификации педагогических методов лежит определенный критерий, т.е. главный признак, основание, по которому методы группируются и обособляются.Ю.К. Бабанский в основу классификации положил концепцию деятельности и выделил (таблица 7):

 

Таблица 7 - Классификация методов обучения по Ю.К.Бабанскому

Общая схема учебно-позна-вательной деятельности Классификация Ю. К. Бабанского
    мотивация
Цель задачи  
Учебно-познавательные действия
Контроль достижения цели
Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности
Методы контроля учебно-познавательной деятельности
Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности

 

 

методы стимулирования учебно-познавательной деятельности и поведения: соревнование, игра, поощрение, наказание и т. д;

ü методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения: упражнение, поручение, требование, приучение, создание воспитывающих ситуаций;

ü методы контроля, самоконтроля и самооценки: наблюдение, анализ результатов деятельности, опросные методы [5].

Ведущим компонентом учебно-познавательной деятельности является взаимодействие учащегося с учебным материалом, представленным в средствах обучения. На этом основана традиционная классификация или классификация Е. И. Перовского и Д.О. Лордкипанидзе

Е. И. Перовский и Д.О. Лордкипанидзе выделяют по источнику получения знания, следующие методы: словесные, практические и наглядные методы.

Словесные: ü рассказ ü лекция ü беседа ü дискуссия ü чтение литературы ü конспектирование Наглядные: ü демонстрация ü иллюстрация Практические: ü практическая работа   ü лабораторная работа   ü упражнения

 

М.Н. Скаткин и И.Я. Лернер в зависимости от уровня включенности занимающегося в продуктивную, творческую деятельность и складывающегося в виду этого характера познавательной деятельности выделяют методы:

· Объяснительно-иллюстративный.Метод состоит в том, что учитель сообщает знания, а учащийся воспринимает, осознаёт, запоминает.

· Репродуктивный. Учитель организует формирование умений на основе знания, а учащийся воспроизводит, повторяет, обрабатывает умения.

· Проблемное изложения. Учитель ставит проблему, показывает путь её решения, а учащийся усваивает логику решения.

· Частично-поисковый.Метод включает учащихся в решение проблемы, поставленной учителем, на отдельных этапах.

· Исследовательский.Метод предполагает, что учащиеся под руководством учителя решают проблемы, организуют эксперимент и используют другие средства учебного поиска.

Исходя из практической работы педагога, Н.Е. Щуркова предлагает следующие группы методов воспитания:

ü Методы, с помощью которых оказывается влияние на сознание воспитанников, формируются их взгляды и представления, осуществляется оперативный обмен информацией – методы убеждения.

ü Методы, с помощью которых оказывается влияние на поведение воспитанников, организуется их деятельность, стимулируются ее позитивные мотивы – методы упражнения.

ü Методы, с помощью которых оказывается помощь в самоанализе и самооценке воспитанника – методы самооценки [13].

Рассмотренные методы воспитания, бесспорно, не исчерпывают все их многообразие. В конце 70 – начале 80-х годов ленинградские педагоги Т.Е. Конникова и Г.И. Щукина предложили классификацию методов воспитания, где главный критерий – функция метода по отношению к деятельности ребенка: методы формирования общественного сознания, методы формирования положительного опыта, методы стимулирования деятельности. Известный современный московский педагог – новатор и ученый В.А. Караковский предложил классификацию методов воспитания, основным критерием которой избрал средства воспитания и выделил шесть групп методов:

ü воспитание отношением;

ü воспитание общением;

ü воспитание словом;

ü воспитание ситуацией;

ü воспитание делом;

ü воспитание игрой [2].

Даже небольшое перечисление методов обучения и воспитания показывает, что студенту и начинающему спортивному педагогу достаточно трудно разобраться в хитросплетениях теоретиков. В реальных условиях педагогического процесса методы выступают в сложном и противоречивом единстве. Решающее значение здесь имеет не логика отдельных "уединенных" средств, а гармонично организованная их система. Такую систему каждый спортивный педагог может создать самостоятельно, исходя из цели и задач реального педагогического (учебно-воспитательного) процесса.

В настоящем пособии сделана попытка преодолеть выше выделенное противоречие и рассмотреть комплексно методы педагогического воздействия.

Таблица 8 - Особенности обучающего и воспитывающего воздействия

педагогических методов

 

  Методы Механизм обучающего воздействия метода Механизм воспитывающего воздействия метода
Метод стимулирования (создание отношений)(воспитание отношением, по В.А.Караков-скому) При положительном эмоциональном отношении между участниками педагогического процесса учащийся имеет позитивный настрой к применяемым методам и содержанию обучения.   При положительном эмоциональном отношении между участниками пед. процесса учащийся имеет позитивный настрой к применяемым методам воздействия на его поведение и легче воспринимает внушение и убеждение.
Метод стимулирования (общение)(воспитание общением, поВ.А.Караков-скому) Стиль общения активизирует или блокирует учебно - познавательную деятельность учащихся Стиль общения активизирует или блокирует творческую самодеятельность учащихся по всем направлениям деятельности.
Метод стимулирования (педагогическое требование). Выступает как конкретная задача. Стимулирует или «сковывает» действия в виде указаний о начале и конце работы, о переходе к новым действиям, об оказании помощи, о прекращении действий. Помогает воспитаннику уяснить смысл, полезность или необходимость действия, поступка. Выражает нормы поведения человека, которые необходимы для обогащения социального опыта.
Метод стимулирования (поощрение ипорицание). Показывает учащемуся степень соответствия выполняемых заданий, работы нормам, требованиям. Побуждение к социально одобряемому поведению. Побудителем выступают поощрение (одобрение) и наказание (осуждение) поступка. Психологической основой этих методов является переживание, самооценка школьника, осмысление поступка, вызванные оценкой учителя и/или товарищей.
Словесные методы(воспитание словом,поА.Караковскому) ü рассказ ü лекция ü дискуссии (беседа, диспут и т.п.) ü чтение литературы, разнообразные виды конспектирования   Содержание рассказа влияет на формирование картины мира.   Содержание лекции влияет на формирование знаний икартинымира, развитие логического мышления.   Уточняется и конкретизируется картина мира.     Содержание изучаемой литературы влияет на формирование знаний и картины мира.   Учащийся идентифицирует себя с каким либо героем рассказа и подражает ему.   Формируемая картина миравлияет на поведение учащегося, ценностные ориентации.   Удовлетворяется потребность учащихся в признании, в самоутверждении, выкристаллизовываются ценностные ориентации, формируются убеждения     Формируемая картина мира влияет на поведение учащегося, ценностные ориентации
Практические методы   Формируются практические действия на уровне умений и навыков в различных видах деятельности. Включение юных спортсменов в деятельность создает им условия для действий в соответствии с принятыми в обществе нормами и правилами поведения. Деятельность обеспечивает приобретение детьми практического опыта коллективных отношений.  
Игровые методы(воспитание игрой по В.А.Караков-скому). Комплексное формирование (совершенствование) как двигательных действий на уровне навыка, так и физических качеств. Реализация потребности человека в самоутверждении (осознание успеха как личного, так и группы, т. е. принадлежность к группе), самореализации, в двигательной активности.В игре с её условностью утверждение себя достичь легче, чем в реальной жизненной ситуации. Этот метод характеризуется наличием активного взаимодействия занимающихся, эмоциональностью, что содействует при его применении воспитанию нравственных черт личности: коллективизма, творчества, сознательной дисциплины, и т.д. Формирование волевых качеств
Соревнователь-ныеметоды(воспитание соревнованием по В.А.Караковскому). Совершенствование технико-тактических действий, а также способности рационально использовать их в усложненных условиях. Смотри игровой метод
Воспитывающие ситуации(воспитание ситуацией, по В.А.Караков-скому). Формируются разнообразные компетенции. В спортивной деятельности значимые ситуации не только повторяются очень часто, но протекают они с высокой степенью интенсивности и тем самым способствуют формированию ситуационно-ролевых модулей ценностей.
Деятельностные методы(воспитание делом, по В.А.Караков-скому). Комплексное формирование компетентностей в деятельностном цикле: цель (мотив), проектирование и планирование деятельности, реализация с коррекцией и контроль. Включение юных спортсменов в деятельность создает им условия для действий в соответствии с принятыми в обществе нормами и правилами поведения. Деятельность обеспечивает приобретение детьми практического опыта коллективных отношений.

 

Мы склоны придерживаться точки зрения В.А. Караковского, так как возможно использование предложенных методов в качестве элементов «педагогического конструктора». В зависимости от цели и задач, стоящих перед спортивным педагогом, он составляет тот или иной комплекс методов. Но в тоже время есть смысл не ограничиваться методами, предложенными В.А. Караковским, а несколько дополнить их, используя теорию и практику деятельности спортивных педагогов.