Виды запасов средств производства

 

В зависимости от того, в каких показателях выражаются запасы, различают запасы абсолютные и относительные.

Абсолютные запасы могут быть выражены в натуральных показателях (тоннах, метрах, кубометрах, штуках и т. д.) и в денежных (рублях, тыс. руб., млн. руб.). Знать размеры абсолютных запасов необходимо для организации складского хо­зяйства (расчет складских площадей), учета и контроля за уров­нем запасов, расчета оборотных средств и др.

Относительные запасы выражаются в сутках, неделях, ме­сяцах потребления или отпуска материала и показывают, на какое количество дней работы обеспечены предприятие или база данным запасом. Уровень запасов, выраженный в процен­те к объему потребления, также указывает на относительную величину запаса.

Общая закономерность заключается в том, что с развитием производства абсолютные запасы непрерывно увеличиваются, а показатели относительных запасов, наоборот, уменьшаются. Уменьшение относительных запасов происходит благодаря воз­можности более часто получать материалы с увеличением по­требности в них.

Величина абсолютных запасов находится в прямой зависи­мости от размера потребления в единицу времени (среднесу­точный расход). В свою очередь, среднесуточный расход зави­сит от масштабов производства, типа предприятия, степени унификации номенклатуры потребляемых материалов и других факторов. Для определения запаса в натуральном выражении необходимо его относительный размер умножить на среднесу­точный расход. Стоимость запаса определяется путем умноже­ния запасов в натуральных показателях на цену материала.

По своей структуре, в зависимости от назначения и причин образования, запасы средств производства состоят из: сбыто­вых (товарных) запасов, производственных запасов, запасов в незавершенном производстве и государственных резервов. В си­стеме сельскохозяйственного производства особое место от­водится созданию сезонных запасов. Это обусловлено условия­ми этого производства, сезонностью и объемами потребления ресурсов в эти периоды (сев, уборка урожая и т. д.).

К сбытовым запасам относятся запасы средств производ­ства в сфере обращения. Часто их называют товарными, для того, чтобы подчеркнуть товарный характер материальных ре­сурсов. Эти запасы подразделяют на запасы готовой продук­ции, транспортные запасы или запасы в пути; запасы на базах и складах снабженческо-сбытовых организаций, а также в орга­низациях оптовой торговли.

Запасы готовой продукции на складах предприятий — изго­товителей средств производства образуются вследствие несов­падения ритмов изготовления продукции и ее отправления по­требителям. Основными факторами образования запасов гото­вой продукции являются необходимость накопления готовой продукции до размеров отгружаемых партий; время проведе­ния лабораторных анализов у поставщиков: время для упаков­ки и затаривания продукции; время погрузки готовой продук­ции в транспортные средства; необходимость укомплектования партии поставки, если потребителю одновременно отгружается несколько разновидностей материальных ресурсов; время на отправление отгрузочных документов и ожидание передачи погруженных транспортных средств транспортным организа­циям; необходимость создания резервных запасов для удовлет­ворения внеочередных срочных заказов потребителей или уве­личения количества первоначально заказанных материалов; несовпадение величины заказов с величиной рациональных партий производства и в связи с этим образование запасов для отгрузки материалов в последующие месяцы пли кварталы.

Изменение уровня запасов готовой продукции показано на рис. 8.1.

Рис. 8.1. Структура и изменение уровня сбытовых запасов

 

График построен, исходя из условий равномерного накоп­ления и отгрузки готовой продукции три раза в месяц партия­ми по 60 т. В пределах интервала отгрузки (1отг) происходит постепенное накопление продукции до величины отгружаемой партии. Эта часть запаса носит название текущего и изменяет­ся в пределах, ограниченных размерами отгружаемых партий. Среднее значение текущего запаса находят путем деления мак­симального запаса пополам.

Кроме текущего текм), запасы готовой продукции состоят из подготовительного под) и страхового стр). Размер подго­товительного запаса, который в нашем примере равен 15 т, время (дни) определяется временем для организации отгрузки продукции потребителю, то есть для осуществления таких операций, как комплектование партии отгрузки, осуществление погрузочных работ, оформление отгрузочных документов и ожидание отгруз­ки транспортных средств.

Величина страхового запаса зависит от необходимости со­здания резервов для удовлетворения срочных запросов и пред­полагает обеспечение в случае возможных нарушений постав­щиком сроков и размеров производства данного материала. Особенно это характерно при обеспечении агрокомплекса.

Общая средняя величина запаса готовой продукции находится суммированием перечисленных запасов, то есть

 

(8.17)

Транспортные запасы, или запасы материалов в пути, пред­ставляют собой находящиеся в процессе перемещения сырье, материалы и другие виды средств производства. Эти запасы образуются при транспортировке материальных ресурсов от поставщиков до потребителей, от поставщиков до снабженчес­ких и сбытовых организаций и потребителей.

Транспортные запасы создаются на всех видах транспорта, участвующих в перевозке. В связи с этим, они классифицируют­ся на запасы железнодорожного, речного, морского, автомобиль­ного и авиационного транспорта. Время нахождения материалов в транспортных запасах определяется от момента физической передачи транспортных средств или материалов соответствую­щим организациям, осуществляющим транспортировку, и до момента передачи материалов потребителю. Сюда включается время передвижения материалов, которое зависит от расстояния перевозки, вида транспорта, способа транспортировки; время для совершения различных маневровых работ; время погрузочно-разгрузочных работ при передаче груза с одного вида транспорта на другой; время хранения материала на складах транспортных организаций до получения их потребителями.

Следует сказать, что грузы, находящиеся на ответственном хранении у транспортных организаций, включаются в состав запасов их владельцев. Один из примеров изменения уровня транспортных запасов показан на рис. 8.2.

 

Рис. 8.2. Изменение уровня запасов материалов в пути

 

Данные для постро­ения графика даны в табл. 8.1.

Таблица 8.1

Исходные данные для построения графика

Номер отгрузки Дата отгрузки Количество, т Время нахождения в пути, дней Расчет
1 2 3 4 5 1 5 10 15 22 40 20 60 40 40 10 5 10 5 8 400 100 200 300 320

 

Среднее время нахождения в пути равно 1320 : 180 = 7,3 суток, а средний запас равен 1320 : 30 дн. = 44 т, или 7,3 • 6 = 44 т (среднесуточная отгрузка — 6т). Максимальный запас был в период с 15-го по 20-е число и равнялся 80 т.

Таким образом, транспортный запас (Зп) определяется ум­ножением среднесуточной отгрузки Шотг на время транспор­тировки. Главный фактор, посредством изменения которого работ­ники снабжения могут влиять на транспортные запасы, — это расстояние перевозки. Уменьшить его можно правильным при­креплением потребителей к поставщикам, совершенствовани­ем специализации производства, правильным выбором формы снабжения и т. п.

Запасы на базах и складах снабженческо-сбытовых органи­зации создаются при складской форме снабжения и предназ­начены для бесперебойного обеспечения потребителей мате­риалами в нетранзитных количествах.

Величина этих запасов зависит от следующих основных факторов: объема отпускаемых с базы материалов и их ассор­тимента, периодичности поставок на базу материалов предприятиями-производителями; величины транзитных и заказных норм поставок; организации работы базы по приемке, хране­нию, отпуску материалов потребителям; режима работы базы; сезонности поступления материалов на базу или отпуска их потребителям .

На рис. 8.3 схематично показан процесс образования и дви­жения запасов на снабженческо-сбытовых базах.

 

 

Рис. 8.3. Структура и изменение уровня производственных запасов и запасов на базах снабженческо-сбытовых организаций тихческой периодичности и величины партий поставки от пла­новых, для удовлетворения срочных потребностей и т. д.

 

Условия для построения графика взяты такие же, как для запасов готовой продукции: партия поставки — 60 т, интервал поставки — 10 дней, отгрузка — равномерная.

Запасы на базах складских организаций также подразделя­ются на текущую, подготовительную и страховую части.

Текущая часть запаса образуется в связи с периодичностью поступления материалов и предназначается для бесперебойно­го обеспечения потребителей в период между поставками мате­риалов на базу. Однако в отличие от запасов готовой продук­ции изменение текущих запасов происходит в обратном на­правлении — от максимальной величины в момент поставки к нулю перед следующей поставкой.

Подготовительная часть запаса создается на время, необхо­димое для разгрузки поступивших на базу материалов, количе­ственной и качественной их приемки, оприходования, оформ­ления документов, подсортировки и погрузки в транспортные средства.

Страховая часть запасов необходима на базах для беспере­бойного обеспечения потребителей в случае отклонения факта.

Производственными запасами называются средства производ­ства, находящиеся на складах предприятий-потребителей, пред­назначенные для производственного потребления. Их образова­ние вызвано несовпадением ритмов поступления и потребления ресурсов и необходимостью бесперебойного обеспечения ими производственного процесса. Производственные запасы приня­то подразделять на текущую, подготовительную и страховую ча­сти. Их графическое изображение будет таким же, как и запасов на базах снабженческо-сбытовых организаций, хотя назначение отдельных элементов запасов различное (см. рис. 8.3).

Текущая часть запаса призвана обеспечить бесперебойность питания производства в перерывах между поступлениями мате­риалов непосредственно от завода-поставщика или со складов снабженческо-сбытовых организаций. Эта важнейшая часть про­изводственного запаса определяется частотой или интервалом поставки. В свою очередь, интервал поставки зависит от многих факторов, основными из которых являются размер и характер потребления материалов в определенный отрезок времени (квар­тал, год); особенности производства материала у поставщика (периодичность, сезонность), условия поставки материала — тран­зитные и заказные нормы; условия транспортировки — вид транс­порта, грузоподъемность транспортных средств, скорость и гарантийность доставки. ,

Подготовительная часть производственного запаса создает­ся на время разгрузки материала, осуществления количествен­ной и качественной приемки, подготовки к потреблению (суш­ка, укомплектование, раскрой и т. п.). Величина этой части запаса определяется условиями производства и потребления ма­териала, организацией складского хозяйства и рядом других.

Страховая часть производственного запаса имеет такое же назначение, как у других разновидностей совокупного запаса. Она предназначена для обеспечения производства при откло­нении фактических условий поставки и потребления материа­ла от запланированных.

Запасы в незавершенном производстве представляют собой находящиеся на различных стадиях производственного процесса запасы деталей, полуфабрикатов, узлов и другой продукции, изготовление которой еще не закончено. Величина незавершен­ного производства зависит от объемов и длительности произ­водственного цикла и определяется особенностями техничес­кого процесса изготовления продукции, ее свойствами и мно­гими другими факторами. Находящиеся в составе незавершенного производства материалы не имеют, как правило, товарно­го вида, так как в большинстве случаев они находятся в виде полуфабрикатов. Однако их уровень и состояние необходимо учитывать при определении величины завоза материалов со стороны.

Государственные резервы являются разновидностью запасов материальных ресурсов. Они предназначены для обеспечения потребителей в случае форсмажорных обстоятельств (стихий­ные бедствия, неурожай и т. д.).

Сбытовые запасы сезонного характера образуются на пред­приятиях и на базах снабжения в виде увеличенных запасов материально-технических ресурсов сезонного спроса или для создания возможностей равномерного удовлетворения потреб­ностей сельского хозяйства при сезонном производстве про­дукции на сельскохозяйственных и перерабатывающих пред­приятиях: весенние полевые работы, заготовка кормов, уборка урожая сельскохозяйственной продукции, осенняя пахота и сев озимых, осенне-зимний ремонт техники, снегозадержание, обес­печение зимовки животных, сезонность в переработке сельско­хозяйственной продукции и т. д.

Сезонным колебаниям подвергаются все составные части запаса: текущий, подготовительный и страховой.

Текущие запасы сезонного характера образуются вследствие резкого колебания интервалов и партий поставки в отдельные периоды года. Они в первую очередь зависят от платежеспо­собности сельхозтоваропроизводителей.

Возможные перебои с доставкой материальных ресурсов из-за усложняющихся условий транспортировки и климатических условий в отдельные периоды года нередко требуют создания повышенных сезонных запасов. Такие запасы играют особенно большую роль для обеспечения хозяйств в регионах, отдален­ных от больших магистралей, для перерабатывающих предпри­ятий с непрерывным циклом.

Нормы сезонных запасов определяют исходя из конкретных условий поступления и потребления материальных ресурсов на основании статистических наблюдений и изучения сезонных факторов на эти разновидности запасов. Если, например, за­держки в пути из-за непогоды не превышают пяти дней, то норма запаса увеличивается на срок перебоев в снабжении, то есть на пять дней. На периодичность поступления ресурсов, объем их закупок существенное влияние имеет уровень плате­жеспособности потребителей. В условиях денежного дефицита устанавливается приоритетность создаваемых запасов, а также их минимум по номенклатуре. При этом возникает необходимость определения и максимального сезонного запаса, кото­рый создается к концу сезонного поступления или к началу сезонного потребления материала, и запаса на любую дату года. Максимальный сезонный запас см) находится умножени­ем среднесуточного расхода в сезонный период с) на длитель­ность перерыва в поступлении или расходе (/,):

Зсмс۰tс (8.18)

Величина сезонного запаса на любую дату года, в том числе и на начало каждого месяца сд), определяется по формуле:

(8.19)

где ∑П- суммарное поступление и суммарный расход ре-

сурсов от даты, на которую образуется максимальный сезон­ный запас, до той даты, на которую необходимо определить величину сезонного запаса.

Запасы средств производства находятся в постоянном дви­жении, так как материалы все время поступают на склады и отпускаются потребителям. Задачей органов снабжения явля­ется организация действенного контроля за тем, чтобы уровень запаса находился в пределах норм.

Завышение фактического уровня запасов против заплани­рованного приводит к образованию сверхнормативных запа­сов. Это такое фактическое Наличие материалов, которое пре­вышает максимальную общую норму запаса, включая макси­мальный текущий, подготовительный и страховой запасы. При определении сверхнормативных запасов необходимо учитывать сезонные факторы их образования, при которых в отдельные периоды может происходить резкое увеличение общего коли­чества находящихся на складе материалов.

От сверхнормативных следует отличать излишние запасы, которыми принято называть наличие материалов, не требую­щихся для производства. Излишние запасы материальных цен­ностей устанавливаются по двум факторам: отсутствию расхода данного материала в течение более или менее длительного пе­риода; путем сравнения наличия материалов с потребностью в них по нормам или заявкам потребителей.

Основными причинами образования сверхнормативных за­пасов являются: снижение фактической потребности в данном материале вследствие уменьшения производства и реализации продукции у потребителей и изменения структуры запланиро­ванных работ; сокращение норм расхода материалов на единицу изделия вследствие улучшения конструкции изделия, вне­дрения рационализаторских предложений, изменяющих техно­логический процесс изготовления продукции, и др. В совре­менных условиях сельскохозяйственного производства пробле­ма сверхнормативных сезонных запасов не существует, особен­но в запасных частях и ремонтно-эксплуатационных материа­лах. Это объясняется не только низкой платежеспособностью хозяйств, но также тем, что машинно-тракторный парк морально и физически устарел, а потребность в запасных частях и мате­риалах увеличилась в несколько раз.

Задача предприятий агроснабжения заключается не толь­ко в том, чтобы правильно устанавливать потребность и сро­ки поставки материальных ресурсов, но и в том, чтобы при­нимать оперативные меры к изменению планов снабжения в соответствии с изменением потребностей производства. Ре­шение этой задачи во многом зависит от организации контро­ля за уровнем запаса на всех стадиях общественного процесса воспроизводства.

Для планового регулирования уровня запасов большое зна­чение имеет перепись остатков важнейших видов материаль­ных ресурсов. Перепись осуществляется также в групповом ас­сортименте и служит основой для корректирования годовых планов распределения. Задача непосредственного контроля за состоянием каждого конкретного сорторазмера материала ре­шается на предприятиях и снабженческо-сбытовых базах. Для этого необходимо систематически получать оперативные дан­ные об уровне запасов всех материальных ресурсов.

Наиболее успешно эта задача решается на электронно-вы­числительных машинах, которые по специально разработанной программе ведут учет поступления, расхода и остатков каждого конкретного наименования материала, а также могут выдавать необходимые сигналы при снижении запасов ниже установ­ленного уровня или увеличении выше их максимального раз­мера. Это очень важно в условиях денежного дефицита у сель­хозтоваропроизводителей.

На тех предприятиях и складах, где такой техники нет или устанавливать ее нецелесообразно, наблюдение за состоянием запасов осуществляется по так называемой системе максимум-минимум. Сущность ее заключается в том, что кладовщик при очередной записи в материальной карточке сравнивает факти­ческое наличие материала с нормой запасов. Если это наличие выходит за пределы минимальной или максимальной нормы, он выписывает сигнальную справку, в которой указывает нор­мы запаса и фактическое наличие. Справка отсылается соответствующим исполнителям для принятия необходимых мер по нормализации запасов. Такую же информацию может выставить электронно-вычислитаса на всех стадиях общественного процесса воспроизводства.

Для планового регулирования уровня запасов большое зна­чение имеет перепись остатков важнейших видов материаль­ных ресурсов. Перепись осуществляется также в групповом ас­сортименте и служит основой для корректирования годовых планов распределения. Задача непосредственного контроля за состоянием каждого конкретного сорторазмера материала ре­шается на предприятиях и снабженческо-сбытовых базах. Для этого необходимо систематически получать оперативные дан­ные об уровне запасов всех материальных ресурсов.

Наиболее успешно эта задача решается на электронно-вы­числительных машинах, которые по специально разработанной программе ведут учет поступления, расхода и остатков каждого конкретного наименования материала, а также могут выдавать необходимые сигналы при снижении запасов ниже установ­ленного уровня или увеличении выше их максимального раз­мера. Это очень важно в условиях денежного дефицита у сель­хозтоваропроизводителей.

На тех предприятиях и складах, где такой техники нет или устанавливать ее нецелесообразно, наблюдение за состоянием запасов осуществляется по так называемой системе максимум-минимум. Сущность ее заключается в том, что кладовщик при очередной записи в материальной карточке сравнивает факти­ческое наличие материала с нормой запасов. Если это наличие выходит за пределы минимальной или максимальной нормы, он выписывает сигнальную справку, в которой указывает нор­мы запаса и фактическое наличие. Справка отсылается соответствующим исполнителям для принятия необходимых мер по нормализации запасов. Такую же информацию может выставить электронно-вычислительная техника.

Одним из основных видов текущей работы органов снабже­ния является контроль выполнения договоров поставщиками по своевременной отгрузке материалов необходимого количе­ства, качества и ассортимента. Органы снабжения предприятия должны также следить за прохождением материалов в процессе транспортировки. Задержки материалов в пути тоже могут ока­зать серьезное влияние на величину запасов. При задержках в поступлении очередной партии материалов работники снабже­ния должны связаться с транспортными организациями и при­нять меры к розыску и своевременному поступлению груза.

Важное значение для нормального состояния запасов имеет своевременная правильная количественная и качественная при­емка поступающих материалов. Материалы не могут расходо­ваться до тех пор, пока не будет проверено количество посту­пивших материалов и соответствие их качества требованиям стандартов. Кроме того, недостачи поступающих материалов при отсутствии или плохой организации количественной при­емки могут привести к тому, что фактическое наличие не будет соответствовать данным в материальных карточках. Что же ка­сается качественной приемки материалов, то она позволяет своевременно обнаружить дефекты и брак поступивших мате­риалов. На величину запасов влияют также правильное хране­ние и выдача материалов в производстве. Порча или ухудше­ние качества материалов влекут за собой уменьшение размеров запасов и в ряде случаев являются причиной нарушения нор­мального производственного процесса.

Для обеспечения качества поступающей продукции на ба­зах агроснаба созданы службы входного контроля. По технике такой контроль осуществляется в цехах предпродажного и га­рантийного обслуживания. Качество запасных частей проверя­ется в лабораториях входного контроля. Цехи и лаборатории оснащены необходимым оборудованием, приборами и инстру­ментом.