Становление утилизации техники
Какой бы надежной и долговечной ни была современная машина, ее жизненный цикл заканчивается утилизацией. Утилизация как завершающая стадия жизненного цикла современных технических средств производства проистекает из ресурсосберегающих посылок. Технологически обоснованная утилизация включает:
• изъятие из машины всех годных узлов и деталей в целях их дальнейшего использования при эксплуатации и ремонте машин;
• изъятие из машины значительного объема деталей, узлов, которые после восстановления используются в процессе эксплуатации и ремонта машин;
• использование металла, резинотехнических изделий и других материалов утилизируемых машин в качестве сырьевых ресурсов для дальнейшего их использования по назначению;
• захоронение оставшейся части компонентов машины, переработка которой в настоящее время не осуществляется. эта операция производится в целях экологической безопасности, предотвращения загрязнения окружающей среды.
Проблемы утилизации технических средств производства связаны с постоянно увеличивающимся объемом потребляемых ресурсов. Индустриальные страны мира, такие как США, Япония, страны Западной Европы, Россия продолжают наращивать свой ресурсный потенциал, осуществляя скрытое и явное соревнование за лидерство. Такое направление развития связано с вовлечением в производство возрастающего объема известных ресурсов, научным поиском новых видов ресурсов или повторным использованием старих, возобновляемых по мере разработки технологий их регенерации.
В научной литературе приводятся данные, что в мире производится около 2 млрд. т. различных продуктов. Для их производства из недр извлекается около 100 млрд. т. руд, горючих ископаемых и другого сырья. На каждую тонну промышленной продукции приходится около 50 тонн отходов .
Экологи, экономисты и другие ученые с тревогой предупреждают, что состояние окружающей среды непрерывно ухудшается. Погоня каждой страны за преимуществами экономического роста связана с неустранимыми опасностями для всего человечества.
Как показывает практика, утилизируемые ресурсы позволяют возвратить в сферу повторного использования значительные объемы металла по более низким затратам, чем его получение из руд. Подлежащие утилизации масла регенерируются, очищаются, дополняются присадками и используются как по прямому назначению, так и в качестве жидкостей гидросистем тракторов. Предназначенные к утилизации ресурсы дают возможность извлекать свинец из аккумуляторных батарей, использовать стекло и пластмассы в качестве материала наполнения в соответствующих технологических процессах.
По информации группы , средний европейский автомобиль массой 1185 кг состоит из следующих компонентов: сталь листовая — 540 кг (45,6 %); чугун — 130 кг (11,0 %); легкие сплавы и поковки — 155 кг (13,1 %); пластики — 120 кг (10,1 %); резинотехнические изделия — 90 кг (7,6 %); стекло — 50 кг (4,2 %); краски и другие материалы — 100 кг (8,4 %) (Рис. 5.11).
В Японии доля использования изношенных шин, переработанных в иные ресурсы и предметы бытового пользования, достигает 90 %; в России это направление технологической утилизации резинотехнических изделий только начинает свое становление и охватывает около 4 % всех изношенных шин. Ежегодные поставки шин для сельскохозяйственной техники даже в период спада ее производства достигают 6 млн. шт. По расчетам специалистов из одной тонны утилизируемых резинотехнических изделий можно получить 400 литров нефти, 135 литров газа, 140 кг стальной проволоки.
Рис. 5.11. Распределение компонентов утилизируемой машины
По расчетам Минтранса Московской области потребности в свинце для аккумуляторов можно на 80 % покрыть продуктами переработки утилизируемых аккумуляторных батарей.
Необходимость обеспечения экологического равновесия, охраны окружающей среды — задача приоритетная и заранее определенно фиксированная. Все, что взято у природы, должно быть возвращено в таком виде, чтобы сохранить окружающую среду от загрязнений отходами производственной деятельности. Единственным постоянно меняющимся показателем целесообразности извлечения ресурсов из утилизируемых технических средств являются затраты на эти процессы, соизмерение их с эффектом, получаемым от утилизации. Такие расчеты должны производиться в каждом конкретном технологическом процессе, сообразуясь с конъюнктурой рынка. Экономическая оценка этих процессов не является определяющей, критериями в этом случае служат научно обоснованные нормативы предельно допустимых накоплений, отходов производственной деятельности, подлежащих утилизации.
Основоположником теоретических положений утилизации является академик А.И. Селиванов, который в своем фундаментальном исследовании «Основы теории старения машин» дал глубокий анализ изменяющеюся, в связи с использованием и износом, состояния машины, показал закономерности старения и движения конструктивных и неконструктивных элементов машины [4].
Исследованиями академика А. И. Селиванова и последователями его школы создан тот несбходимый научный фундамент, на основе которого может бить построена теория утилизации, разработаны концептуальные подходы к технологии утилизации и практике ее реализации. Однако в то время проблема утилизации сводилась, как правило, к адресации списываемых машин в металлолом и плановой сдаче его структурам «Вторчермета». Этим можно объяснить отсутствие в разработках теории старения машин академика А.И. Селиванова завершающего раздела — утилизации.
В целом как комплексная проблема утилизации технических средств не раскрыта, нет концепции, определяющей ее основные блоки, отсутствуют разработки требований к утилизации технических средств производства и требований к машинам по их приспособленности к утилизации, закладываемых в период проектирования.
Прежде чем обозначить технологические проблемы утилизации ресурсов, необходимо наметить общую концептуальную цель утилизации. Она может быть представлена, по крайней мере, двумя фундаментальными составляющими:
• это возможность повторного или многократного использования ресурсов после их технологической доработки;
• необходимость обеспечения экологического равновесия в природе, охраны окружающей среды от загрязнений отходами производственной деятельности, которые не могут быть востребованы как ресурсы.
Первая составляющая исходит из теоретического положения о постоянном движении ресурсов в процессе их использования, начиная от первичных материальных ресурсов и заканчивая вторичными, предназначенными к последующему потреблению и неиспользуемыми отходами. Это движение ресурсов показано на схеме (рис. 5.12).
По материалам ГОСНИТИ определены объемы деталей, подлежащих утилизации, при списании тракторов, тракторных двигателей, топливных насосов и других узлов и агрегатов. В таблице 5.29 показана выборка, свидетельствующая о наличии в списанных объектах годных деталей, которые можно использовать при ремонте для замены износившихся и годных для восстановления и последующего использования.
Рис. 5.12.Движение ресурсов в процессе их потребления
Рассмотренные закономерности распределения деталей на годные без восстановления, годные к восстановлению и последующему использованию для машин, предназначенных к утилизации, можно адаптировать применительно к машинам, поступающим на капитальный ремонт. Для этого использованы методы сопоставления и аналогии. Доказано, что долевое соотношение деталей, подлежащих утилизации и имеющих остаточную годность, практически идентично для тракторов различных марок. Выход стали и чугуна, оказался равным для тракторов тягового класса 3 (ДТ-75М и Т-150
Таким образом, можно утверждать, что выход утилизируемых деталей из машин, предназначенных для капитального ремонта, практически равен выходу утилизируемых деталей для машин, завершивших свой жизненный цикл. Это дает основание считать, что общий объем утилизируемых деталей складывается из трех практически равновесомых потоков:
• узлы и детали, выбракованные при первом капитальном ремонте;
• узлы и детали, выбракованные при втором капитальном ремонте;
• узлы и детали машин, предназначаемые к утилизации.
Такое обобщение дает основание сделать вывод об установившемся потоке утилизируемых узлов и деталей, масштабы которого еще раз подтверждают индустриальный характер производственного процесса утилизации в виде крупносерийного производства, отражающего производственный процесс выпуска новой техники и период ее обновления.
Принципиальные направления объемов ресурсов, поступающих на утилизацию в течение жизненного цикла машины, определяются размерами и кратностью ресурсов, вовлекаемых в оборот при использовании машины.
Анализ результатов машинонс пользования позволяет выявить соотношения в потребностях ресурсов, воплощенных в машину как генерирующее звено, и в ресурсы, потребность в которых возникает в течение жизненного цикла машины.
На рисунке 5.13 показаны, на примере автотранспортных средств, объемы дополнительных ресурсов, вовлекаемых в производственный процесс использования машины и отработавших, поступающих на утилизацию. Рассмотренное позволяет утверждать, что объемы ресурсов, поступающих на утилизацию, определяются первоначальными параметрами машины как генерирующего звена, и что эти объемы превышают ресурсы генерирующего звена. Выступая как потенциальный объект утилизации машин, формирует потоки ресурсов, используемых в течение жизненного цикла и направляемых на утилизацию в процессе всего периода эксплуатации и ремонта. В порядке обратной связи технология и организация утилизации предопределяет требования к конструированию и материальному составу сборочных единиц машин в направлении приспособленности к утилизации. Этот двуединый процесс отражает динамику технических средств производства.