Методы осуществления педагогического процесса
В деятельности спортивного педагога
Механизм воспитания в едином педагогическом процессе в сфере физической культуры и спорта
Под механизмом воспитания понимают процесс перевода воздействий внешней социокультурной и природной среды во внутренние структуры человеческой психики.
Данный процесс в психологии имеет термин «интериоризация». Свойства личности не просто сообщаются, и не просто прививается извне, а вырабатываются в процессе жизни и деятельности.
С точки зрения различных научных дисциплин существует свой специфический аспект механизма воспитания.Знание механизмов воспитания позволяет более эффективно и осознано использовать методы осуществления педагогического процесса.
Педагогический уровень механизма воспитания
А.В. Мудрик рассматривает в своих работах по этнопедагогикенесколько сторон механизма воспитания.
ü Традиционный механизм – неосознанное и некритичное восприятие и усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, характерных для семьи, соседей, друзей ит.д., которые не всегда соответствует общественным одобренным.
ü Институциональный механизм функционируетвпроцессе взаимодействия человека с институтами общества и государства (школа, клуб по месту жительства, спортивная секция, спортивная школа и т.д.) который способствует накоплению человеком знаний и опыта социально одобряемого поведения, а также опыта его имитаций.
ü Стилизованный механизм действует в рамках определенной субкультуры, которая влияет на человека в той мере, в какой группы сверстников, коллеги по профессии др., являющиеся ее носителями, референтны для него. Данный механизм действует в рамках вида спорта. Вид спорта обладает своей субкультурой, в которой происходит формирование личности юного спортсмена.
ü Межличностный механизм реализуется в процессе общения человека с субъективно значимыми для него лицами (родители, учителя, тренеры, взрослые, друзья и т.д.) [2].