Дисциплина
Физическая культура представляет собой элемент социальной реальности. Социальная реальность большинством авторов рассматривается как сложный многомерный, многоуровневый феномен. Исходя из вышесказанного, физическая культура может рассматриваться на разных уровнях социально - гуманитарного и естественно - научного знания. В том числе:
- на культурологическом уровне - как область культуры, регулирующая деятельность человека, связанную с формированием, развитием и использованием телесно-двигательных и сопряженных с ними качеств[1].
- на социологическом уровне– как социокультурный феномен (культурный и деятельностный компоненты); социальное явление (сфера физической культуры и спорта) и социальный институт.
- на педагогическом уровне-как педагогический процесс формирования телесно - двигательных и сопряженных с ними личностных качеств.
Взгляды на физическую культуру с выделенных уровней не только не исключают, но и дополняют друг друга
Педагогический уровень анализа физической культуры возникает в связи с тем, что в процессе антропогенеза в дополнение к спонтанному изменению возникает социально-контролируемое целенаправленное воздействие на телесно-двигательные и спряженные с ними качества человека. В обществе создавались специализированные практики: афинская и спартанская системы физического воспитания; рыцарская система военно-физической подготовки; немецкая, шведская системы гимнастики, йога, цигун, системы единоборств в странах Востока и т.д. Осмысление этих практик в отечественной теории физической культуры привело к формированию классификации практик в зависимости от целей применения двигательных действий (физических упражнений). Этообразовательное направление (физическое воспитание), спорт, физическая реабилитация, физическая рекреация, физическая подготовка.
Авторы учебника « Теория и методика физической культуры» подготовленного под редакцией Ю.Ф. Курамшина отмечают что, структура физической культуры характеризуется не только строением (т.е. количеством элементов или частей), но и взаимосвязями. Эти связи могут носить либо координационный характер (взаимодействие «по горизонтали», на одном уровне), либо подчиненный, субординационный («по вертикали»). Все вышеперечисленные виды носят однопорядковый характер. Другими словами, они выросли из одного корня, являются в рамках физической культуры ее органическими компонентами и не подчинены друг другу. В то же время каждая из этих относительно самостоятельных частей несет в себе отдельные элементы других видов физической культуры, в силу чего они взаимосвязаны и взаимообусловлены. Например, в процессе неспециального физкультурного образования широко используются спортивные состязания, эстафеты, рекреативные формы занятий физическими упражнениями. В спортивной тренировке имеет место обучение, образование, широко применяются формы и методы физической рекреации, а последняя пользуется элементарными формами спортивных соревнований, спортивным инвентарем и оборудованием, содействует решению задач физического образования и спорта.
Главным, «сквозным» средством для всех форм физической культуры являются физические упражнения. Однако каждая из них решает, прежде всего, свои конкретные задачи посредством не только общих, но и специфических методов и форм организации [6].
В обществе существует передача и приём социально-культурного опыта от старших поколений к младшим.Передача и прием социально-культурного опыта, формирование человека как особая функция общества является объектом познания и исследования ряда гуманитарных наук: социология, психология, педагогическая психология, психофизиология, педагогика. Данный процесс происходит и в сфере физической культуры. Он может носить как стихийный, так и целенаправленный характер.
Исходя из этого, объектом изучения педагогики можноопределитьпознание процесса передачи и приема социально-культурного опыта от поколения к поколению,апредметом педагогики- педагогический (образовательный) процесс как особый вид взаимодействия людей по передаче и приёму социально-культурного опыта.
Одной из ведущих тенденций развития современной педагогической науки является - все усиливающаяся дифференциация областей педагогического знания. Одним из проявления данной тенденции является появление новой отрасли педагогических знаний - педагогики физической культуры, теоретическое оформление которой началось в начале70-х годов ХХ века.
Предпосылками выделения педагогики физической культуры в самостоятельную отрасль науки о воспитании послужили философские и прогрессивные педагогические традиции в области физического воспитания, а также то, что знания о педагогических закономерностях спортивной деятельности логически не умещались в рамках теории физического воспитания. Зарождение и формирование педагогики физической культуры и спорта шло в неразрывной связи с процессом развития физкультурного движения и обуславливалось развитием других наук, в частности, спортивной психологии.
В начале 70-х годов на основе проведенных фундаментальных исследований педагогических проблем спорта (на уровне докторских и кандидатских диссертаций) определилась возможность сформулировать предмет педагогики физической культуры и спорта. В 1974 году было предложено рассматривать педагогику спорта как отрасль педагогической науки, занимающуюся изучением закономерностей формирования человека в процессе и под влиянием занятий физической культурой и спортом.
В учебном пособии, изданном в ГДР в 1978 г., дано определение спортивной педагогики как научной дисциплины, исследующей закономерности сознательного, целенаправленного, планомерного и организованного руководства процессом развития личности спортсмена в условиях спортивной деятельности.Более подробно со становлением педагогики физической культуры можно ознакомиться в учебнике Б.А. Карпушина «Педагогика физической культуры и спорта»[2].
Как отрасль педагогической науки педагогика физической культуры решает задачи:
1) исследование закономерностей использования средств физической культуры и спорта в процессе воспитания подрастающего поколения;
2) изучение и обобщение опыта лучших спортивных педагогов;
3) разработка наиболее эффективных форм и методов воспитательной работы в сфере физической культуры и спорта.
Таким образом, можно констатировать, предметом педагогики физической культурыявляетсяпедагогический процесс, осуществляемый в сфере физической культуры и спорта.
Педагогика физической культуры – учебно-научная дисциплина, изучающая сущность, закономерности, принципы, методы и формы организации педагогического (учебно-воспитательного) процесса, проходящего в сфере физической культуры и спорта.
Как учебная дисциплина «Педагогика физической культуры» является профилирующей общепрофессиональной дисциплиной в системе профессионального физкультурного образования. Ведущее положение данной дисциплины обусловлено тем, что деятельность спортивного педагога имеет, прежде всего, педагогическую направленность:
- изучение и совершенствование физических, психических и функциональных возможностей человека;
- разработка и утверждение принципов активного и здорового образа жизни, их практическая реализация средствами физической культуры и спорта;
- формирование личности, ее приобщение к общечеловеческим ценностям, ценностям физической культуры и спорта.
Цель преподавания курса – создать целостное представление о сущности, специфике, закономерностях педагогического процесса в области физической культуры и спорта, помочь сориентироваться в многообразии педагогических концепций, включить студентов в активный процесс педагогического поиска.
Задачи изучения дисциплины.
В результате изучения дисциплины студенты должны:
- знать сущность целостного педагогического процесса, акцентируя внимание на особенностях воспитания в области физической культуры и спорта; ориентироваться в многообразии педагогических концепций;
- выделять условия оптимизации процесса воспитания и самовоспитания; знать методы воспитания спортсмена; особенности работы с детским спортивным коллективом, с семьей воспитанника; знать закономерности и возрастные особенности развития личности;
- уметь ориентироваться в проблемах педагогики, обусловленных спецификой физической культуры и спорта;
- уметь четко формулировать основные педагогические понятия;
- анализировать и осознанно осуществлять выбор воспитательных средств в построении единого педагогического процесса;
- владеть основными методами, средствами и формами воспитания;
- оценивать и интерпретировать различные педагогические факты и явления;
- применять на практике знания о формировании и сплочении детского коллектива.