Краткий словарь основных дидактических терминов
Активные методы обучения –совокупность способов, активизирующих организацию и управление учебно-познавательной деятельности студентов, направленных на организацию самостоятельного добывания знаний, освоение умений и навыков. Наиболее перспективной формой активных методов обучения является деловая игра.
Воспитание: 1) в широком смысле – есть процесс и результат развития личности под воздействием целенаправленного обучения и воспитания; 2) в специальном педагогическом смысле воспитание есть процесс и результат целенаправленного влияния на развитие личности.
Деловая игра– форма воссоздания предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности специалиста, моделирования профессиональных проблем, реальных противоречий и затруднений, испытываемых в типичных профессиональных проблемных ситуациях.
Демонстраций метод связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, кинофильмов, диафильмов и др.Дидактика – часть педагогики, разрабатывающая теорию образования и обучения (цели, содержание, закономерности и принципы обучения), а также воспитания в процессе обучения.
Дистанционное обучение – это такое обучение, при котором взаимодействие обучающегося и преподавателя осуществляется независимо от места их нахождения и распределения во времени на основе педагогически организованных информационных технологий, прежде всего с использованием средств телекоммуникации.
Доступности принцип заключается в необходимости соответствия содержания, методов и форм обучения возрастным особенностям обучающихся, уровню их развития.
Иллюстраций метод предполагает показ ученикам иллюстративных пособий: плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске и пр.Индивидуального подхода принцип требует в процессе обучения учитывать восприимчивость к учебе учащихся, или обучаемость.
Интернет-технология – это дистанционная образовательная технология, при которой все образовательные возможности открыты авторизованному удаленному пользователю в сети, включая решение организационных вопросов.
Кейсовая технология– это дистанционная образовательная технология, основанная на предоставлении обучающимся информационных образовательных ресурсов в виде специализированных наборов учебно-методических комплексов, предназначенных для самостоятельного изучения (кейсов) с использованием различных видов носителей информации.
Метод обучения – это способ организации учебно-познавательной деятельности учащихся.
Модульно-рейтинговая системаподготовки студентов – система организации процесса освоения основной образовательной программы по специальности высшего профессионального образования, основанная на блочно-модульном построении учебного процесса.
Наглядности принцип выражает необходимость формирования у учащихся представлений и понятий на основе всех чувственных восприятий предметов и явлений.
Наглядные методы – это методы обучения, при которых источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия. Они подразделяются на две группы: иллюстраций метод и демонстраций метод.Научности принцип выражает необходимость формирования у учащихся понимания, что все в этом мире подчинено законам и что знание их необходимо каждому живущему в современном обществе.
Новые педагогические технологии – это совокупность методов и приемов в работе преподавателя, которые обеспечивают: 1) оптимизацию изучения курсов дисциплин, 2) формирование высокого предметного уровня подготовки студентов, 3) развитие самостоятельной деятельности по освоению учебных курсов.
Образование – процесс и результат овладения учащимися системой научных знаний и познавательных умений и навыков, формирование на их основе мировоззрения, развития его творческих сил. Ведущую роль в осуществлении образования играет обучение.
Обучение – целенаправленный процесс взаимодействия учителя и учащихся.
Общее образование – это изучение познанных человечеством законов и закономерностей, протекающих в природе и обществе, законов развития самого человека.
Педагогическая технология – научно обоснованный выбор характера воздействия в процессе организуемого преподавателем взаимообщения с учащимися, производимый в целях максимального развития личности как субъекта окружающей действительности.
Педагогическое общение – целостная система (приемы и навыки) социально-психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержащая в себе обмен информацией, воспитательные воздействия и организацию взаимоотношений с помощью коммуникативных средств.
Практические методы формируют практические умения и навыки. К практическим методам относятся упражнения, лабораторные и практические работы.Прием обучения – это составная часть или отдельная сторона метода обучения.
Проблемное обучение – это систематическое включение обучаемых в процесс решения творческих задач практического и познавательного характера при изучении узловых положений учебной дисциплины.
Программированное обучение представляет собой особый вид самостоятельной работы учащихся над специально переработанным учебным материалом. Оно на два вида: линейное и разветвленное. Линейное – это такое программированное обучение, когда при неправильном выполнении задания (неправильно выбранные ответы), ученик должен повторить весь соответствующий материал и выполнить вновь это задание или подобное ему. При разветвленном (если задание не выполнено) ученику указывают на его ошибки и дают задание повторить именно те страницы и параграфы, которые приведут его к правильному ответу. Программированное обучение предполагает использование новых средств обучения: соответствующих учебных пособий, контролирующих и обучающих устройств, компьютеров и т. д.
Профессиональное образование – это формирование умений и навыков обращения с соответствующими средствами труда, изучение особенностей конкретных видов трудовой деятельности человека и формирование умений и навыков осуществления этих видов деятельности.
Прочности принцип означает способность учащегося при необходимости воспроизвести изученное и воспользоваться соответствующими знаниями в практической деятельности.
Развитие – процесс становления личности под влиянием внешних, внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов.
Связи теории с практикой принцип предполагает понимание учащимися значение теории в жизни человека, в его практической деятельности и умение применять усвоенные знания для решения задач практического характера.
Систематичности принцип предполагает, чтобы изложение учебного материала учителем доводилось до уровня системности в сознании учащихся, чтобы знания давались не только в определенной последовательности, но чтобы они были взаимосвязанными.
Словесные методы – это методы обучения, при которых источником знания является устное или печатное слово. Словесные методы подразделяются на следующие виды: рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой.Содержание образования– конкретный объем знаний, умений и навыков по той или иной учебной дисциплине, который отбирается из соответствующих областей знаний на основе имеющихся дидактических принципов.
return false">ссылка скрытаСознательности и активности принципвыражает необходимость формирования у учащихся правильного отношения к окружающей действительности и соответствующих убеждении.
Формирование личности – процесс и результат ее развития под влиянием среды и воспитания.
Электронный учебник – это наглядное представление учебной информации при помощи электронно-вычислительных средств, выполненное с использованием современных методов ввода, обработки и отображения информации в целях улучшения восприятия учебного материала.
Литература для подготовки к экзамену и написания курсовой работы
1. Абрамова, Г. А. Степанович, В. А. Деловые игры : теория и организация [Текст] / Г. А. Абрамова, В. А. Степанович. — Екатеринбург : Деловая книга, 1999.
2. Аванесов, В. С. Композиция тестовых заданий [Текст] / В. С. Аванесов. — М.: Центр тестирования, 2002.
3. Азаров, Ю. П. Искусство воспитывать [Текст] / Ю. П. Азаров. — М., 1985.
4. Андреев, В. И. Эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности [Текст] / В. И. Андреев. — М., 1981.
5. Антипова, В. М. Уровни проблемности в вузовской лекции : научно-методические основы проблемного обучения [Текст] / В. М. Антипова. — Ростов : Изд-во Ростов. ун-та, 1988.
6. Аствастуров, Г. О. Технология проектирования современного урока и творчество учителя [Текст] / Г. О. Аствастуров. — Армавир, 2002.
7. Багиев, Г. Л. Наумов, В. Н. Руководство к практическому занятию с использованием кейс-метода [Электронный ресурс] / www.marketing.spb.ru [интернет-сайт].
8. Базарнова, H. Г. Маркин, В. И. Галочкин А. И. Модульно-рейтинговая технология обучения по курсу органической химии : учебно-методическое и нормативное обеспечение = Модульно-рейтинговая технология обучения (опыт применения в вузе и школе) : сб. статей [Текст] / H. Г. Базарнова, В. И. Маркин, А. И. Галочкин. — Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 1993.
9. Базарнова, H. Г. Маркин, В. И. Галочкин А. И. Модульно-рейтинговая технология обучения : концепция программы учебно-методического и компьютерного обеспечения лабораторного практикума = Пути и механизмы повышения мотивации обучения студентов в вузах: тез. докл. Всерос. науч.-метод. конф. [Текст] / H. Г. Базарнова, В. И. Маркин, А. И. Галочкин. — Барнаул: АГТУ, 1994.
10. Байбакова, Л. А. Гребенкина, Л. К. Педагогическое мастерство и педагогические технологии [Текст] / Л. А. Байбакова, Л. К Гребенкина. — М., 2001.
11. Барнс, Л. Б. Кристенсен, К. Р. Хансен, Э. Дж. Преподавание и метод конкретных ситуаций [Текст] : [Пер. с англ.] / Л. Б. Барнс, К. Р. Кристенсен, Э. Дж Хансен ; [под ред. А.И. Наумова]. — М.: Гардарики, 2000.
12. Басова, Н. В. Педагогика и практическая психология [Текст] / Н. В. Басова. — Ростов н/Д: «Феникс», 2000. — 416 с. — ISBN 5-222-00465-1.
13. Батурина, Г. И. Кузина, Т. Ф. Введение в педагогическую профессию : уч. пособие. [Текст] / Г. И. Батурина, Т. Ф. Кузина. — М.: Academia, 1998. — 170 с.— ISBN 5-7695-0267-3.
14. Бермус, А. Г. Управление качеством профессионально-педагогического образования [Текст] ; [Монография]. / А. Г. Бермус. — Ростов-на-Дону: Издательство РГПУ, 2002.
15. Бодалев, А. А. Личность и общение [Текст] / А. А. Бодалев. — М., 1983.
16. Булатова, О. С. Педагогический артистизм : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / О. С. Булатова. — М.: Изд. центр «Академия», 2001. — 240 с. — 30000 экз. — ISBN 5-7695-0805-1.
17. Введение в специальность [Текст]:[Под ред. Л. М. Рувинского] / Л. М. Рувинский [и др.]. — М., 1988.
18. Вербицкий, А. А. Активное обучение в высшей школе = Контекстный подход : метод. пособие [Текст] / А. А Вербицкий. — М.: Высшая школа, 1991.
19. Голубчикова, М. Г. От творчества учителя к творчеству ученика : путеводитель по продуктивному обучению : учеб. пособие [Текст] / М. Г. Голубчикова. — Изд.3-е, дополн. и перераб. — Иркутск: Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2006.
20. Грицевский, И. М. Грицевская, С. Э. От учебника – к творческому замыслу [Текст] / И. М. Грицевский, С. Э. Грицевская. — М., 1990.
21. Добрович, А. В. Общение: наука и искусство [Текст] / А. В. Добрович. — М., 1980.
22. Дулепова, H. В., Бельченко, Л. А. Система непрерывного контроля знаний студентов на основе индивидуального кумулятивного индекса (ИКИ) и модульной структуры курса : проблемы повышения качества подготовки студентов вузов и перспективы перестройки учебного процесса : тез. докл. науч.-практич. конф [Текст] / H. В. Дулепова, Л. А. Бельченко. — Барнаул: Изд‑во Алт. ун-та, 1992.
23. Елканов, С. Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя [Текст] / С. Б. Елканов. — М., 1989.
24. Елканов, С. Б. Профессиональное самовоспитание учителя [Текст] / С. Б. Елканов. — М., 1986.
25. Журавлев, В. И. Основы педагогической конфликтологии [Текст] / В. И. Журавлев. — М., 1995.
26. Зязюн, И. А. Учитель : Экспериментальная целевая программа «Школа – педвуз – школа» [Текст] / И. А. Зязюн. — Полтава, 1985.
27. Иванов, И. П. Воспитывать коллективистов [Текст] / И. П. Иванов. — М., 1982.
28. Ильин, Е. Н. Искусство общения [Текст] / Е. Н. Ильин. — М., 1982.
29. Кавтарадзе, Д. Н. Обучение и игра. Введение в активные методы обучения [Текст] / Д. Н. Кавтарадзе. — М.: Флинта, 1998.
30. Кан-Калик, В. А. Учителю о педагогическом общении [Текст] / В. А. Кан‑Калик. — М., 1987.
31. Кларин, М. В. Технологии обучения: идеал и реальность [Текст] / М. В. Кларин. — Рига: Эксперимент, 1999.
32. Ключникова, Т. Н. Контроль знаний : методическое пособие [Текст] / Т. Н Ключникова. — Орел: Изд-во ОРАГС, 2004.
33. Концепция высшего образования : Концептуальные вопросы развития высшего образования [Текст] / Б. Б. Коссов, О. Л. Сергеев, Ю. Г. Татур ; [и др]. — М., 1991.
34. Косогова, А. С. Обучение и воспитание в высшей школе : учеб. пособие [Текст] / А. С. Косогова. — Иркутск: Изд-во Иркут. гос.пед. ун-та, 2003.
35. Кузьмина, Н. В. Реан, А. А. Профессионализм педагогической деятельности : метод. пособие [Текст] / Научно-исследовательский центр развития творчества молодежи. — Рыбинск, 1993.
36. Куписевич, Ч.Основы общей дидактики [Текст] / Ч. Куписевич. — М., 1986.37. Кухарев, Н. В. Педагог-мастер – педагог-исследователь [Текст] / Н. В Кухарев. — Гомель, 1992.
38. Леви, В. Искусство быть собой [Текст] / В. Леви. — М., 1977.
39. Леонтьев, А. А. Педагогическое общение [Текст] / А. А. Леонтьев. — М., 1979.
40. Лернер, И. Я. Дидактические основы методов обучения [Текст] / И. Я. Лернер. — М., 1981.
41. Логунов, А. П., Саенко, Г. Ф. Построение семинарских занятий на проблемной основе и их роль в приобщении студентов к интеллектуальному сотрудничеству : научно-методические основы проблемного обучения в вузе [Текст] / А. П. Логунов, Г. Ф. Саенко. — Изд-во Ростов. ун-та, 1988. – С.104–109.
42. Лутошкин, А. Н. Как вести за собой [Текст] / А. Н. Лутошкин. — М., 1986.
43. Львова, Ю. Т. Творческая лаборатория учителя [Текст] / Ю. Т. Львова. — М., 1992.
44. Майоров, А. Н. Теория и практика создания тестов для системы образования [Текст] / А. Н. Майоров. – М.: Изд-во «Народное образование», 2000. — ISBN 5-87953-147-3
45. Маркин, В. И. и др. Компьютерное сопровождение модульно-рейтинговой технологии обучения по курсу органической химии : Hовые информационные технологии в университетском образовании : Сб. статей [Текст] / Маркин, В. И., Базарнова, H. Г., Галочкин А. И.. — Hовосибирск : HГУ, 1994. — С. 43–57.
46. Михайлова, Е. А. Кейс и кейс-метод [Электронный ресурс] / www.hr‑training.net [интернет-сайт].
47. Натанзон, Э. Ш. Приёмы педагогического воздействия [Текст] / Э. Ш. Натанзон. — М., 1972.
48. Наука и образование–2005 : материалы международной научно-технической конференции (Мурманск, 6–14 апреля 2005г.) : в 7 ч. [Текст] / МГТУ. — Мурманск:МГТУ, 2005. – Ч.IY.
49. Никитина, Н. Н. и др. Основы профессионально-педагогической деятельности [Текст] / Никитина Н. Н., Железнякова О. М., Петухов М. А. — М.: Мастерство, 2002.— ISBN 5-294-00107-1
50. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования : учебное пособие [Текст] / Под ред. Е. С. Полат. – М.: Академия, 2000. — ISBN 5-7695-0811-6
51. Организация и методическое обеспечение самостоятельной работы студентов в условиях ее значительного увеличения : сборник статей [Текст] / ОГАУ. — Орел, 2005.
52. Орлов, Ю. М. Восхождение к индивидуальности [Текст] / Ю. М. Орлов. — М., 1991.
53. Основы педагогического мастерства [Текст] / Под ред. И. А.Зязюна. — М., 1989.
54. Педагогика и психология высшей школы : учебное пособие [Текст] / Ответственный редактор М. В. Буланова-Топоркова. — Ростов н/Д: Феникс, 2002. —544с.
55. Педагогический поиск [Текст] / Сост. И .К. Баженова. — М., 1987.
56. Пидкасистый, П. И. Портнов, М. И. Искусство преподавания [Текст] / П. И Пидкасистый, М. И. Портнов. — М., 1999.
57. Пидкасистый, П. И и др. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы [Текст] / Пидкасистый П. И., Фридман Л. М., Гарунов М. Г. — М.: Пед. общ-во России, 1999.
58. Постановление Правительства Российской Федерации от 05.04.2001 № 264 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем образовательном учреждении) Российской Федерации» [Текст]. — Собрание законодательства Российской Федерации от 16.04.2001 № 16, ст. 1595.
59. Постановление Правительства Российской Федерации от 26.06.1995 № 610 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов» [Текст]. — Собрание законодательства Российской Федерации от 03.07.1005 № 27, ст. 2580.
60. Приказ МО РФ №4452 “Об утверждении Методики применения дистанционных образовательных технологий (дистанционного обучения) в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования Российской Федерации” от 18.12.2002 [Текст] / М-во. образования Рос. Федерации.
61. Пугачев, В. П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом : учебник для студентов вузов [Текст] / В. П. Пугачев. — М.: Аспект Пресс, 2001.
62. Романов, А. Н., Торопцов, В. С., Григорович, Д. Б. Технология дистанционного обучения в системе заочного экономического образования [Текст] / Романов А. Н., Торопцов В.С., Григорович Д.Б. — М.: ЮНИТИ–ДАНА, 2000.
63. Российская педагогическая энциклопедия. [Текст] / Гл. ред. В.В. Давыдов. — М.: Большая рос. энцикл., 1993-1999.
64. Рыданова, И. И. Основы педагогики общения [Текст] / И. И. Рыданова. — Мн.: Беларуская навука, 1998.
65. Селевко, К. Современные образовательные технологии : уч. пособие [Текст] / К. Селевко. — М.: Народное образование, 1998.
66. Симонов, В. П. Педагогический менеджмент [Текст] / В. П. Симонов. — М.: Пед. общество России, 1999.
67. Сластенин, В. А. и др. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр "Академия", 2002.
68. Сластенин, В. А. Формирование профессиональной культуры учителя [Текст] / В. А. Сластенин. — М., 1993.
69. Соколов, В. Н. Педагогическая эвристика [Текст] / В. Н. Соколов. — М.: Аспект Пресс, 1995.
70. Станкин, М. И. Профессиональные способности педагога : акмеология воспитания и обучения. [Текст] / М. И Станкин. — М.: Московский псих.‑социальный институт: Флинта, 1998.
71. Сысоева, Г. М. Слагаемые педагогического мастерства преподавателя вуза : материалы 1-Международной конференции «Государственный и образовательный стандарт в области политики и права» [Текст] / Г. М. Сысоева. — Владивосток, 1998.
72. Тряпицына, А. Г. Компетентностный подход в высшем профессиональном образовании [Текст] / А. Г. Тряпицына. — СПб.: Изд-во РГПУ им. Герцена, 2005.
73. Фокин, Ю. Г. Преподавание и воспитание в высшей школе [Текст] / Ю. Г. Фокин. — М.: Академия, 2002.
74. Хуторской, А. В. Современная дидактика [Текст] / А. В. Хуторской. — СПб.: Питер, 2001 . — ISBN 5-318-00077-0.
75. Шакуров, Р. Х. Творческий рост педагога [Текст] / Р. Х. Шакуров. — М., 1985.
76. Шантуров, А. Г. Вузовская лекция [Текст] / А. Г. Шантуров. — Иркутск, 1994.
77. Шевченко, С. Д. Школьный урок : как научить каждого [Текст] / С. Д. Шевченко.— М., 1991.
78. Шестак, Н. В. Высшая школа : технология обучения [Текст] : [Словарь] / Шестак Н. В. – М.: Вузовская книга, 2000.
79. Юцявичене, П. Теория и практика модульного обучения [Текст] / П. Юцявичене. — Каунас: Швиеса, 1989.
80. Яковлев, Н. М. Сохор, А. М. Методика и техника урока в школе [Текст] / Н. М. Яковлев, А. М Сохор. — М., 1985.