Муниципальные правоотношения.

Под муниципальными правоотношениями понимаются общественные отношения, урегулированные нормами муниципального права, возникающие в системе местного самоуправления и закрепляющие взаимные права и обязанности их участников.

Своеобразие муниципальных правоотношений, прежде всего, проявляется в перечне их субъектов (участников).

Индивидуальными субъектами муниципальных правоотношений в различных комбинациях могут выступать:

а) общие субъекты:

· граждане;

· иностранцы;

· лица без гражданства;

б) специальные субъекты:

· избиратели;

· депутаты представительных органов местного самоуправления;

· должностные лица органов местного самоуправления;

· должностные лица муниципальных организаций, негосударственных объединений, государственных органов, муниципальные служащие.

В муниципальных правоотношениях в качестве политико-территориальных субъектов могут выступать:

· муниципальные образования (исключительно своеобразный субъект, в других отраслях его нет[4]);

· субъекты Федерации;

· сама Российская Федерация.

В группу коллективных субъектов входят:

· органы местного самоуправления;

· государственные органы;

· органы территориального общественного самоуправления;

· другие негосударственные (не муниципальные) объединения, как коммерческие, так и некоммерческие.

В группе социальных общностей:

· население муниципальных образований (местные сообщества жителей);

· население (народы) субъектов Федерации;

· многонациональный народ России.

Есть также своеобразная группа субъектов муниципальных правоотношений, участвует в правоотношениях в связи с делегированными от самоуправляющихся субъектов полномочиями - это союзы и ассоциации муниципальных образований.

Комментируя этот перечень, необходимо отметить, что в новом Законе о местном самоуправлении от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ предусматривается возможность участия в осуществлении местного самоуправления иностранных граждан. Предусматривается это и смежным законодательством. В частности, в соответствии с п. 10 ст. 4 Федерального закона от 12 июня 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» на основании международных договоров Российской Федерации и в порядке, установленном законом, иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать в иных избирательных действиях на указанных выборах, а также участвовать в местном референдуме на тех же условиях, что и граждане Российской Федерации.

Россия в данном случае использует опыт ряда европейских государств, которые предоставляют иностранным гражданам активное и пассивное избирательное право участвовать в управлении делами местного сообщества на основе принципа взаимности[5]

Объекты правоотношений - то, по поводу чего взаимодействуют субъекты правоотношений на основе своих прав, обязанностей, полномочий. К числу объектов муниципальных отношений относятся:

· территория муниципальных образований;

· муниципальное имущество;

· муниципальные правовые акты.

Содержание муниципальных правоотношений составляют полномочия, права и обязанности их субъектов (участников). Эти полномочия, права, обязанности возникают в сфере осуществления функций местного самоуправления. Они включают, к примеру, право жителей поселений на создание муниципальных образований и корреспондирующую ему обязанность органов власти обеспечить соответствующее волеизъявление людей и принять меры к учреждению нового муниципального образования, если решение об этом принято жителями.

В литературе можно встретить различные классификации муниципальных правоотношений:

1.По формам осуществления власти:

· отношения, возникающие в процессе решения вопросов местного значения, путём непосредственного выражения воли населения;

· отношения, связанные с деятельностью выборных и других органов местного самоуправления;

· отношения, которые возникают в процессе реализации органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий.

2.По областям общественной жизни:

· отношения, возникающие в области местного хозяйства;

· в области социально-культурного развития;

· в административно-политической жизнедеятельности муниципальных образований.

3.По месту местного самоуправления в системе российского федерализма:

· отношения, которые возникаю в связи с самостоятельной деятельностью населения или органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения;

· отношения, которые возникают в связи с деятельностью органов местного самоуправления по реализации отдельных государственных полномочий, делегированных субъектами РФ;

· отношения, возникающие в связи деятельностью органов местного самоуправления по реализации полномочий, делегированных федеральными государственными органами РФ.