Культурологическое образование

В России направление высшего образования по специальности “культурология”, а также общеобразовательный курс культурологии, включенный в качестве обязательного в цикл гуманитарных и социально-экономических дисциплин учебных планов всех вузов по всем специальностям по действующему Госстандарту высшего профессионального образования. В отличие от Номенклатуры специальностей научных работников, принятой Миннауки и ВАК РФ, где к Культурологии помимо теории культуры и исторической культурологии отнесены исследования в области охраны и реставрации культурных объектов, а также прикладные культурологические разработки, в Классификаторе направлений и специальностей высшего профессионального образования и Государственном образовательном стандарте РФ Культурология ограничена только областью фундаментальных знаний по теории и истории культуры, а квалификационные ориентации – подготовкой специалистов для научно-исследовательской, преподавательской и управленческой работы в культуре. Прикладная же культурология отнесена к специальностям Музееведение, Социально-культурная деятельность и др.

Хотя элементы культурологического знания включались в программы подготовки по ряду специализаций преимущественно философского образования в СССР еще с 60-х гг., культурология в целом, будучи плохо совместимой с жесткими догматами марксистского истмата, не могла получить распространения в советской образовательной системе. На культурологию обратили внимание лишь в начале 90-х гг., когда после вывода из образовательных программ вузов исторического материализма и научного коммунизма в содержании образования обнажилась очевидная лакуна в области обобщающего знания об историческом опыте и актуальных теориях форм социальной организации и регуляции коллективного человеческого общежития, о месте человека в социуме. Было признано, что из существующих в отечественной практике направлений социально-научного знания для заполнения выявившейся лакуны наиболее предпочтительно то, еще весьма аморфное направление исследований общества и культуры, которое постепенно сложилось в советской науке в течение 60-80-х гг. и получило название “культурология” (Культурологические науки).

Главная сложность введения культурологии в систему высшего образования заключалась в том, что отечественная культурологическая наука представляла и до сих пор представляет собой полностью эклектичную конструкцию из элементов западной социальной и культурной антропологии, веберовской и сорокинской социологии культуры, отечественной дореволюционной культурно-исторической типологии и идей “евразийства”, шпенглеровско-тойнбианских цивилизационных теорий, биоэтнических концепций Гумилева, философии “русской идеи” времен “серебряного века”, современной советской креативно-деятельностной философии культуры, взглядов на культуру классиков русской литературы, мифологической и семиотической школ отечественной филологии, семантико-герменевтических штудий в искусствознании и т.п. Попыткой сведения этих разнородных составляющих в некую целостную систематизированную программу обучения теории и истории культуры явилась подготовка в 1992 первого Государственного образовательного стандарта по специальности Культурология, разработанного специалистами Госкомвуза РФ при участии экспертов из ряда московских вузов.

В том же году культурология наряду с социологией, политологией и правоведением была введена в образовательные программы всех вузов страны (вместо цикла дисциплин марксизма-ленинизма) и открыта как самостоятельное направление и специальность высшего профессионального образования. Тогда же были выданы и первые государственные лицензии на право обучения по специальности Культурология сформированным в течение 1991-1992 культурологическим кафедрам в МГПУ им. Ленина, РГГУ, Рост. ГУ, СПбГУ, Ур.ГУ.

Первые шаги в организации специального культурологического образования и соответствующей учебной структуры были предприняты в одном из первых негосударственных вузов страны – Российском открытом университете, где в 1990 началось формирование факультета и кафедры искусствознания и культурологии. В 1995 на базе этого факультета была создана Высшая школа культурологии (ВШК) Московского государственного университета культуры (Минкультуры РФ) – единственное пока в России специальное учебное заведение, где ведется подготовка культурологов различных профилей и специализаций. В том же году в ВШК был произведен выпуск первых в России дипломированных специалистов-культурологов.

В настоящее время культурология как общеобразовательная дисциплина читается во всех государственных и большинстве негосударственных вузов страны, а обучение культурологии как специальности ведется на культурологических кафедрах ряда государственных университетов, в ВШК МГУК и Институте истории культуры при МГУ. Действует Учебно-методическое объединение по культурологии (при РГГУ) и Научно-методический совет. Повышение квалификации культурологов осуществляется в нескольких ИПК преподавателей социальных и гуманитарных дисциплин при МГУ, СПбГУ, Рост.ГУ и др., а также в аспирантуре и докторантуре при ряде вузов, академических НИИ и при Российском институте культурологии РАН и Минкультуры РФ. В ВАК РФ учрежден экспертный совет по культурологии и уже утверждены несколько диссертационных советов по защите докторских и кандидатских диссертаций на ученые степени по культурологическим наукам.

За последние годы было подготовлено и выпущено более двух десятков учебных пособий по культурологии как образовательной дисциплине (А.И.Арнольдов, П.С.Гуревич, С.П.Мамонтов, Л.К.Круглова, Ю.В.Рождественский и др.), а также ряд коллективных работ. Все эти работы (даже структурно соответствующие требованиям Госстандарта) содержательно являются преимущественно культурософскими, нежели собственно культурологическими. В большей мере культурологичны “Социальная культурология” Б.С.Ерасова и “Культурология” коллектива авторов Ростовского ГУ под общей редакцией Г.В.Драча. К учебным пособиям по культурологии как специальности можно отнести “Введение в социальную и культурную антропологию” Э.А.Орловой, “Морфологию культуры” (под ее же ред.), “Социологию культуры” Л.Г.Ионина, “Философию культуры” М.С.Кагана.

Культурология в России пока еще находится в стадии формирования в качестве целостного направления познания и в силу этого отличается известной мозаичностью, неструктурированностью, низким уровнем синтезированности своих философских, социологических, исторических и гуманитарных составляющих, недостаточным осмыслением социальных функций и познавательных целей. В отечественной научной и вузовской среде по существу еще только разворачивается настоящая дискуссия по определению объекта, предмета, познавательных принципов и категорий культурологии. Проблема четкой дифференциации мировоззренческого и эмпирического, интерпретативного и доказательного подходов к изучению культуры, формирования различных предметных и квалификационных профилей культурологического образования и, наконец, рефлексии познавательных целей и “социального заказа” на культурологию остается в системе К.о.в.р. еще не решенной.

return false">ссылка скрыта

Лит.: Морфология культуры: структура и динамика. М., 1994; Орлова Э.А. Введения в социальную и культурную антропологию. М., 1994; Культурология. ХХ век. Антология. М., 1995; Иконникова С.Н. История культурологии: Идеи и судьбы. СПб., 1996; Александрова Е.Я., Быховская И.М. Культурологические опыты. М., 1996; Флиер А.Я. Современная культурология: объект, предмет, структура // Обществ. науки и современность. М., 1997, №2.

А.Я.Флиер