Тема 5. Коммуникативно-деятельностный подход в преподавании литературы (8 часов)
- Законспектировать главу 3, 4 (с.110-180) учебного пособия С.П. Лавлинского «Технология литературного образования: коммуникативно-деятельностный подход»
- Ответить на вопросы и выполнить задания:
v Сформулируйте собственное понимание категории «литературное произведение». В чем, на ваш взгляд заключается коммуникативная природа произведения?
v Как М.М.Бахтин интерпретирует деятельность адресата литературного произведения? Какое место в эстетической коммуникации М.М.Бахтин отводит читателю?
v С какой целью современные литературоведы разграничивают понятия произведение, художественный текст и «внутренний мир» («поэтическая реальность»? Какой смысл имеет это разграничение для литературного образования?
v О каких крайностях литературоведческих подход в произведению говорит М.М.Гиршман? В чем, по его мнению, состоит одна из главных задач исследования и преподавания литературы?
v Какие этапы эстетического анализа выделял М.М.Бахтин? Какое значение для современного филолога-педагога имеет методология исследования эстетического объекта, предложенная М.М.Бахтиным?
v Назовите и охарактеризуйте основные этапы учебно-диалогической коммуникации. Как эти этапы связаны друг с другом?
v Что такое «точка предпонимания» читателя?
v Что должен сделать словесник, чтобы на основе «точек предпонимания» своих учеников организовать диалогическую коммуникацию?
v Какой вид деятельности в современном литературоведении принято называть анализом произведения? В чем, на ваш взгляд, состоят основные проблемы анализа произведения? При каких условиях они могут быть преодолены?
v Какие методологические принципы анализа произведения выделял А.П.Скафтымов? Какое значение они имеют для деятельности словесника?
v С какой целью словесник должен учитывать композиционный и сюжетный уровни произведения? Как определение этих уровней в каждом конкретном случае помогает выстроить логику учебной деятельности читателей на уроке литературы?
v В чем состоят основные особенности интерпретации литературного произведения? Как интерпретация художественного смысла связана с анализом структуры произведения?
v Что такое «диалогическое движение понимания» читателя? При каких коммуникативно-деятельностных условиях оно осуществляется в литературном образовании?
v Почему учебная деятельность читателей не должна ограничиваться лишь одним из этапов освоения произведения?
v Назовите основные способы учебной деятельности, стимулирующие диалог читателей на уроке. Как каждый из этих способов помогает словеснику развивать культуру читательского понимания своих учеников?
v В чем, по Гадамеру и Бахтину, состоит сущность вопроса и ответа?
v Как, на ваш взгляд должна развиваться логика «вопрошания» на уроке-диалоге?
v Какие психолого-педагогические признаки характеризуют психолого-педагогическую «культуру подсматривания»?
v Что, с точки зрения Дж.Брунера, является одной из основных задач обучения и психолого-педагогического исследования? При каких психологических и образовательных условиях, по Дж.Брунеру, сам предмет «вознаграждает учащихся, давая эффект растущего понимания»? Какое значение идеи когнитивной психологии Дж.Брунера имеют для современного словесника?
v Какую «эпоху» развития читательской культуры принято называть «наивным реализмом»? В чем, на ваш взгляд, состоят его положительные и отрицательные стороны для развития читательской культуры?
v На какие психологические и экзистенциальные особенности «наивного реализма» обращают внимание Л.Толстой и В.Набоков?
v Какое значение для профессионального роста словесника могут иметь стенограммы проведенных им учебных диалогов?
Литература:
Лавлинский С.П. Технология литературного образования. Коммуникативно-деятельностный подход. – М.: Прогресс-Традиция; ИНФРА-М, 2003.