Установление каналов коммуникаций в конфликте
В повседневной жизни не всегда удается предупредить конфликты. Для руководителя крайне важно знать, что способствует конструктивному разрешению конфликтов с подчиненными и наибыстрейшему установлению коммуникаций как следствия преодоления кризиса.
Перечислим восемь основных аспектов, которые помогут установить коммуникации и разрешить конфликт:
1) руководителю необходимо заинтересовать подчиненного в том решении конфликта, которое он считает эффективным. Изменить мотивацию подчиненного можно разнообразными способами: разъяснить неправильность точки зрения и позиции подчиненного, возможно даже пойти на определенные уступки, если руководитель чувствует, что он не во всем прав;
2) руководитель должен аргументировать свою точку зрения.
Настойчивость в требованиях к подчиненному подкрепить
нормативно-правовыми актами;
3) руководитель должен уметь внимательно выслушивать подчиненного в конфликтной ситуации, ведь он может принять неверное решение из-за отсутствия необходимой информации, которую мог бы дать подчиненный. Неумение руководителя слушать часто затрудняет разрешение конфликтной ситуации;
4) руководитель обязан вникать в проблему подчиненного. Многие конфликтные ситуации возникают из-за неупорядоченности деятельности подчиненного, восприятия им нагрузки как
чрезмерной;
5) без особой надобности руководителю не стоит идти на конфронтацию. После обострения конфликтной ситуации растет уровень негативных эмоций, падает степень правоты индивидов
в результате взаимной грубости;
6) повышение голоса в конфликтной ситуации с подчиненным далеко
не лучший аргумент. Согласно социологическим исследованиям
в 30% конфликтов с подчиненными руководители допускают
повышение голоса, грубости. Слово — главное средство воздействия на подчиненного, использовать его нужно для разрешения
конфликта, а не для его обострения;
7) переход с «вы» на «ты» является фактическим унижением достоинства подчиненного. Данное обстоятельство дает право подчиненному ответить тем же. При разрешении конфликта важно
соблюдать служебную дистанцию;
8) если руководитель прав, то ему лучше действовать спокойно,
опираясь на должностной статус, и использовать поддержку
вышестоящих руководителей и общественности. Спокойствие
руководителя, его уверенность усиливают в глазах подчиненного справедливость его требований. Это необходимо в ситуации неуступчивости подчиненного и правоты руководителя. Принципиально важно, чтобы поддержка вышестоящего руководства была направлена не на усиление давления на работника, а на решение конфликта.
Конфликтный руководитель — всегда неудобный руководитель. Созданию авторитета руководителя будет способствовать его умение разрешать предконфликтные и конфликтные ситуации неконфликтными способами. Конфликт с подчиненными лучше не затягивать, т.к. длительный конфликт влечет за собой взаимные обиды и, как следствие, потерю преимуществ правого в конфликте. При длительном конфликте возрастает вероятность победы подчиненного и уменьшается такая вероятность для руководителя.
Не надо бояться идти на компромисс, особенно в тех случаях, когда руководитель не уверен в своей правоте.
Руководителю не стоит злоупотреблять должностным положением, ведь это весомое преимущество в конфликте. Неопытные руководители для разрешения конфликтной ситуации в свою пользу применяют такие способы воздействия на подчиненного, как увеличение его рабочей нагрузки, создание сложностей в работе. Такие действия озлобляют подчиненного, затрудняют разрешение конфликта.
Если руководитель не прав, то лучше не затягивать и уступить подчиненному. Сделать это желательно один на один, указав подчиненному, что он также допустил просчет. Извинения руководителя в данном случае лишними не будут.
Итак, можно сделать вывод, что единственным способом разрешения конфликта является поиск оптимального канала коммуникаций, который исчерпает конфликт и поставит все на круги своя.