ПРАВИЛА ВЫСТАВЛЕНИЯ ОЦЕНОК МЕТОДИКИ

При проведении исследования ответы больного и особенности его поведения протоколируются. После окончания исследования за каждое задание методики выставляется оценка в баллах. Система ко­личественных оценок методики имеет следующие общее основание. Оценка "О" выставляется при отсутствии нарушении памяти, т.е. за такое выполнение задания, которое характерно для здоровых испытуемых. Оценка "1" - выставляется при легких нарушениях памяти, возможности самостоятельной коррекции дефекта. Оценка "2" - при

средней степени выраженности дефекта, возможности выполнения задания при помощи и подсказках экспериментатора. Оценка "3" выставляется при наличии максимального нарушения, которое можно обнаружить при выполнении данного задания. Для каждого задания методики это основание конкретизируется в виде инструкций, определяющих выставление той или иной оценки. Перейдем к описание используемой в методике системы оценок х.

Первая шкала. Роль памяти в ориентировке больного в окружающем.

Одной из наиболее важных функций памяти является ее участие в общей ориентировке человека в месте, времени, текущем времени и своем состоянии. Осуществление такой ориентировки, безусловно, не является результатом действия одной лишь мнестической функции. Определенный вклад в ориентировку вносят процессы восприятия, мышления, эмоционально-личностного отношения к окружающему и своей болезни, уровень бодрствования больного и другие. Однако выделение именно мнестического компонента в специально построенном исследовании ориентировки больного в окружающем является возможна. При выполнении заданий первой шкалы больной может получить необходимую информацию, выглянув в окно, посмотрев на часы и т.д., однако его вначале просят вспомнить нужные сведения и только потом внести в свой ответ коррективы при помощи каких-либо вспомогательных средств. Степень влияния нарушений памяти на ориентировку в окружающем оценивается именно по первой части ответа.

Если больной правильно указывает город, в которой он находится, название и профиль лечебного учреждения, где он лежит, ему выставляется оценка - "О". Если больной правильно называет город и говорит, что лежит "в какой-то больнице", но не может вспомнить ни названия этой больницы, ни ее профиля - оценка "I". Если больной не знает, ни в каком городе он находится, ни в какой больнице лежат, однако говорят, что находится в лечебном учреждении - "2". Боля больной находясь в клинике сообщает, что он находится дома, на работе, в гостях и т.д. - "3".

2. Если больной при назывании текущего числа допускает ошибку, не превышающую +-2 дня, ему
выставляется оценка - "О". Если ошибка возрастает и больной называет правильно только месяц и год,

- "I". Больной может правильно назвать только время года и год

- "2". Больной ошибается в назывании времени года и года - "3".

3. Если больной, при назывании текущего времени допускает ошибку, не превышающую +-I час, ему
выставляется оценка "О". В оценке текущего временя больной ошибается на два часа - "I". Ошибка

пре­вышает два часа, но больной правильно называет время дня /утро, день, вечер/ - "2". Вольной ошибается
в назывании времени дня - "3".

4. Если величина ошибки не превышает 30% общей продолжительности обследования, больному
выставляется оценка "О". Ошибка составляет 30% - 60% общей продолжительности обследования - "I".
Величина ошибки находится в прадеде от 60% до 100% продолжительности исследования - "2".
Величина ошибки превышает 100% продолжительности исследования - "3".

5. Больной помнит все основные этапы своего заболевания и может рассказать о них самостоятельно
или по вопросам - "0". Некоторые этапы заболевания полностью утеряны из памяти - "1". Больной не
может передать историю своей болезни, но знает, что у него была травма /кровоизлияние, операция и
т.д./, хотя и не локализует эти события во времени, - "2". Больной ничего не может сообщить о ходе
своей болезни - "3".

6.Полное перечисление имеющихся нарушений -"0", Больной забывает часть дефектов, но при наводящих вопросах экспериментатора вспоминает о них - "I". Больной не вспоминает о значительной части имеющихся у него нарушений - "2". Больной не может сформулировать связанных с заболеванием жалоб - "3".

7. Адекватная оценка состояния памяти - "О". Больной отмечает, что с началом заболевания память стала хуже, однако, в чем это проявляется, сказать не может /не может привести ни одного примера/ -"I". Перед началом исследования больной говорит, что память у него такая же, как и до болезни, однако


после неудачного выполнения заданий исследования отмечает снижение памяти - "2". Ни до, ни после исследования больной дефекты памяти не осознает -"3".

9. Отсутствие конфабуляций - "О". Конфабуляции возникают на фоне истощения или в ответ на провоцирующие вопросы с последующим к ним критическим отношением /"спохватыванием"/ - "I". В ответ на провоцирующие вопросы возникают отдельные конфабуляции без последующего критического отношения - "2". Конфабуляции возникают спонтанно и носят развернутый характер - "3".

Вторая шкала. Память на знания, приобретенные до болезни.

Важным аспектом исследования памяти является исследование возможности использовать в текущей деятельности знания, приобретенные до болезни, т.е. в то время, когда нарушения памяти отсут­ствовали или были выражены в слабой степени. Учитывая, что при заболевании мозга приобретение новых знаний бывает затруднено, возможность извлечения из памяти знаний, приобретенных до болезни, представляется важным фактором социальной реабилитации. Набор заданий второй шкалы связан с актуализацией сравнительно элементарных сведений, содержащихся в памяти всех здоровых людей, независимо от их образования и профессии. Оценки для всех за даний этой шкалы выставляются следующим об­разом. Если больной правильно, полно и уверенно отвечает на вопрос - "О". Больной отвечает неуверенно, ошибается, во сам исправляет свои ошибка - "I". При ответе на вопрос часть сообщенной больным информации не верна и ошибки самостоятельно не исправляются -"2". Больной не может правильно выполнять задание - "3".

Третья шкала. Непроизвольная память на текущие события.

Вслед за осуществлением общей ориентировки в окружающем и возможностью актуализация прошлого опыта третьей важной функцией памяти является фиксация событий текущей жизни. Для характеристики этой функции созданы две шкалы, одна из которых оценивает нарушение непроизвольной памяти на текущие события, а вторая - произвольной внеэкспериментальной памяти. Непроизвольное я произвольное запоминание не только имеют разное психологическое строение разные пути формирования в онтогенезе, но и разную мозговую организацию, неодинаково нарушаются при поражения левого и правого полушарий мозга.

Третья шкала методики связана о исследованием непроизвольной памяти на текущие события, то есть о оценкой степени нарушения у больного такого запоминания, которое осуществляется непреднамеренно, без предварительной задачи запомнить.

Оценки для всех заданий этой шкалы выставляется по тем же правилам, что и для заданий второй шкалы,/

Четвертая шкала. Произвольная внеэкспериментальная память.

Если при непроизвольном запоминании фиксируется главным образом то, что связано о силой, новизной, эмоциональной окраской событии, их личностным смыслом для субъекта, то произвольное запоминание связано прежде всего о кругом трудовых я социальных обязанностей человека, с объективным значением информации и осуществляется в результата предварительно поставленной задачи запомнить.

Четвертая шкала методике направлена на исследование произвольной внеэксперементалъной памяти. Все задания шкалы в той или иной мере связаны с лечебным процессом, т.е. произвольное запоминание включается в ведущую на данном этапе деятельность больного - деятельность излечения. Оценки за задания I и 2 выставляются следующим образом. Если больной правильно и уверенно отвечает на вопрос - "О". Больной отвечает неуверенно, ошибается, но сам исправляет свою ошибку -"I". Часть ответа на вопрос не верна - "2". Больной не может правильно ответить на вопросы - "3". Оценки за задания 3x4 выставляются следующим образом. Если больной правильно выполняет задание - "О". Больной самостоятельно вспоминает о задании, но в выполнении его есть какие-либо неточности /например, больной приходит не в ту лабораторию или путает время прихода/ - "I". Больной самостоятельно не вспоминает о задания, но при наводящем вопросе экспериментатора /"Что я вам велел сегодня сделать?"/ восстанавливает задание в памяти - "2". Больной не выполняет задания я не вспоминает о нем после наводящих вопросов. - "3".

Пятая шкала. Объем слухоречевой памяти.

В психологических исследованиях неоднократно указывалось на существование значительных индивидуальных различий между испытуемыми в зависимости от того, в какой модальности легче осуществляется процесс запоминания и воспроизведения. Имеются также многочисленные клинические данные о модально-специфических нарушениях памяти, возникающих при поражения определенных


областей мозга. Пятая - восьмая шкалы методики исследуют и оценивают две ведущие модальности в ^ памяти человека - слухоречевую и зрительную.

Каждая из модальностей оценивается по двум основным показателям мнестической функции - объему и прочности памяти. Объем памяти характеризуется количеством информации, которое может быть удержано в памяти, я быстротой запечатления. Все экспериментальные процедуры по измерению объема памяти строятся на воспроизведении испытуемым запоминаемого материала сразу, непосредственно после предъявления этого материала. Прочность памяти характеризуется возможной продолжительностью и полнотой хранения уже запечатленной информации. Экспериментальные приемы по измерению прочности памяти всегда строятся на отсроченном воспроизведении заученного материала, воспроизведении, отделенном от момента предъявления либо пустой паузой, либо паузой, заполненной какой-либо интерферирующей деятельностью.

Пятая шкала методики оценивает нарушение объема слухоречевой памяти. Два первых задания этой шкалы являются хорошо разработанными в нейропсихологических исследованиях пробами на запоминание не связанных по смыслу слов. Эти пробы несут ценную информацию о механизмах нарушения памяти и имеют существенное диагностическое значение. Трети! и четвертый эксперименты пятой шкалы состоят в запоминании рассказов. Для запоминания рассказа от больного требуется определенная аналитико-синтетическая деятельность, он должен не воспроизводить их дословно, как это было в двух предыдущих заданиях, а передавать смысл рассказа, выделяя наиболее существенные звенья и сохраняя при этом основные детали.

1. За одну ошибку в этом задании засчитывается одно забытое слово, или воспроизведение одного
не предъявлявшегося слова, или воспроизведение двух слов "не в своих грушах". Одним предъявлением
называется прочтение экспериментатором обеих групп по описанной на странице 5 схеме. Если для
безошибочного воспроизведения больному потребовалось одно или два предъявления, ему выставляет­ся оценка "О". Потребовалось три предъявления - оценка "I". Потребовалось четыре предъявления - "2".
Если после четвертого предъявления в воспроизведения больного есть ошибки - "3". За одну ошибку в том задание засчитывается одно забытое слово, или воспроизведение одного
не предъявлявшегося слова, или искажение порядка предъявления слов. Оценки "О", "I", "2", "3",
выставляются, как в задании I этой шкалы.

Если после первого предъявления рассказа больной смог в одно а правильно воспроизвести его, допустив при этом лишь одну-две ошибки, не искажающие смысла рассказа /например, "галка влетела в голубиное гнездо или "голубка бросила муравью соломинку"/, ему выставляется оценка - "О". Если после первого предъявления рассказа в воспроизведении больного имеет место легкое искажение сюжета или упущение некоторых деталей, однако смысл рассказа передается верно, и после второго предъявления воспроизводит рассказ полно а правильно, больному выставляется оценка - "I". Если и первое, а второе воспроизведения содержат существенные ошибки, но смысл рассказа передается верно / например, "голубка спасла муравья, а муравей спас голубку"/, выставляется оценка - "2". Если после обоих предъявлений больной не может воспроизвести даже смысл рассказа - "3".

Шестая шкала. Прочность слухоречевой памяти.

Задания шестой шкалы, являясь продолжением заданий на объем памяти, показывают, насколько прочно хранится в памяти запомненный материал. При этом проводится сравнение результатов отсроченного воспроизведения материала с последним наиболее полным воспроизведением его при заучивании. Анализируется количество потерянной за время паузы информации. I и 2. Если при отсроченном воспроизведении после паузы больной не допустил ошибок или сделал только одну /что называется одной ошибкой см. ВЫШЕ /, ему выставляется оценка - "О". Если больной допустил две ошибки - "I". При трех или четырех ошибках выставляется оценка - "2м. При пяти и более ошибках - "3". Оценка "3м выставляется также при полной невозможности воспроизведения слов и в случаях, когда амнезирован сам факт мнестической деятель­ности со словами. Прочность памяти оценивается отдельно для первой и второй паузы, а оценка по заданию в целом вычисляется как среднее арифметическое этих двух оценок. 3 и 4. Если при отсроченном воспроизведении рассказа никаких существенных изменений не произошло, выставляется оценка - "О". Если больной неправильно называет действующих лиц или забывает некоторые детали, но структуру и смысл рассказа передает верно - "I". Если структура рассказа искажается /забыто начало или конец рассказа или привносятся не существовавшие в рассказе подробности/, но сохраняется его смысл - "2". Если при отсроченном воспроизведении рассказа его структура и смысл искажены или рассказ полностью амнезирован - "3". Седьмая шкала. Объем зрительной памяти.


Задание седьмой шкалы оценивает степень нарушения объема зрительной памяти. Предъявляемые фигурки трудно описать при помощи речи, однако они настолько просты по форме, что хорошо представляются и запоминаются зрительно.

За ошибку в этом задании засчитывается одна забытая фигура или неправильное воспроизведение порядка фигур х. Если при воспроизведении фигуры по памяти ее структура в целом сохранна, однако


отсутствует какая-то деталь /+-+/или фигура неправильно расположена пространственно /

засчитывается 0,5 ошибки. Все ошибки подсчитываются при сравнении воспроизведения фигур по памяти с вариантом перерисовывания больным фигур при первом предъявлении. Первое предъявление является предъявлением с перерисовыванием фигур и последующим воспроизведением их по памяти, а второе, третье и четвертое предъявления заключаются в сопоставлении перерисовывания и рисунка по памяти. Если для безошибочного воспроизведения фигур больному потребовалось одно или два предъявления выставляется оценка - "О". Если правильное воспроизведение достигнуто после третьего предъявления - "I". Больной смог верно нарисовать фигуры только после четвертого предъявления -"2"„ Даже после четвертого предъявления в рисунке по памяти есть ошибки - "3".

Восьмая шкала. Прочность зрительной памяти.

Задание этой шкалы оценивает, насколько прочно хранятся в намни заученные фигурки. Отсроченное воспроизведение сравнивается с последним, наиболее полным воспроизведением фигурок в задании седьмой шкала. Если в отсроченном воспроизведении не допущено никаких ошибок /вся информация сохранилась в памяти/, выставляется оценка - "О". Если больной сделал одну ошибку /что называется ошибкой - см. выше/ - "I". Допущено две ошибки - "2". При трех и более ошибок -"3". Оценка "3" выставляется в случае полной невозможности отсроченного воспроизведения фигур.

Девятая шкала. Оперативная память.

Эксперименты предыдущих шкал оценивали память "в чистом виде" - в условиях специальных мнестических задач, однако в повседневной деятельности, помимо выполнения чисто мнестических задач, память играет важную роль в процессах мышления, восприятия, зрительного потока, чтения, сложных счетных операциях и т.д. Такое участие памяти в сложных видах деятельности, где задача запомнить что-либо непосредственно не ставится, однако для успешного оперирования информацией требуется на какое-то время удерживать в память исходные и промежуточные данные, носят название оперативной памяти. Дня исследования степени нарушения оперативной памяти в девятой шкале используются три эксперимента. Для успешного выполнения первых двух заданий больной должен удерживать в оперативной памяти вычитаемые числа и промежуточные результаты. Для выполнение третьего - помнить тестовую фигуру, помнить ответы экспериментатора, попадает указанная фигура в задуманную группу или нет, не показывать одну и ту же фигуру дважды.

х При существенных афатических нарушениях, затрудняющих понимание больным обращенной речи или собственную речь больного, исследование памяти по методике проводится без использования количественных оценок.

х За искажение порядка предъявляемых фигур независимо от числа перестановок засчитывается только одна ошибка.

 

1.За одну ошибку в этом задании засчитывается одно забывание промежуточного результата.

Если больной спрашивает: "От чего мне надо теперь отнимать?", "Что у нас было?" и т.д. или допускает в ответах ошибки, типичные для частичного забывания промежуточного результата, например, 93-7=76. Если в ходе вычитания больной забывает вычитаемое число /начинает все время отнимать по 6 или спрашивает: "По сколько надо было отнимать?"/, ему засчитывается три ошибки. Если больной при выполнении задания допустил одну ошибку или ошибок не сделал, выставляется - "О".. Если больной допусти две ошибки, - "I". Сделано три ошибки - "2". Четыре и- более ошибок – «3» больной допустил две или менее ошибок, выставляется - "О". За три ошибки - "I". За четыре ошибки - "2". За пять и более ошибок - "3".

2. За одну ошибку в этом задании засчитывается каждый повторный показ той или иной фигуры. Если в ходе выполнения задания больной забывает фигуру-пример, показанную экспериментатором, ему за­считывается две ошибки.


Если больной не допустил ошибок, выставляется - "О". Если допустил одну ошибку - "Iм. Допустил две ошибки - "2м. Сделал три и более ошибок - "3".

После выставления оценок за каждое, задание методики подсчитываются средние оценки по шкалам. Оценка по шкале представляет из себя среднее арифметическое оценок за все задания шкалы, умножен­ное на десять. Например, если оценки за задания пятой шкалы были - 2,3,0,1, то общая оценка по пятой шкале будет равна 15 баллам.

Следующим этапом обработки результатов исследования является построение профиля памяти больного. Для этого строится график, на оси абсцисс которого откладывается шкалы методики, а на оси ординат - выраженность дефекта в баллах. Графическая кривая, получаемая путем соединения точек, соответствующих величине дефекта по каждой шкале, и будет являться профилем памяти больного /рисунок 3/.

АНАЛИЗ ПРОФИЛЕЙ ПАМЯТИ 7 НЕВРОЛОГИЧЕСКИХ БОЛЬНЫХ

Первым возможным аспектом анализа профиля памяти больного является исследование степени нарушения мнестической функции. Используемая в методике система оценок построена таким образом, что профили памяти здоровых испытуемых в большинстве случаев представляет собой прямую, совпадающую с осью абсцисс /рис. 3,А/. Однако к у здоровых испытуемых могут наблюдаться подъемы профиля памяти над осью абсцисс, свидетельствуя о снижении определенных характеристик памяти. Такое снижение памяти наблюдалось у испытуемых возрастной группы 45-50 лет /исследование проводилось на здоровых испытуемых в возрасте от 20 до 50 лет/ или у испытуемых, находившихся в состоянии утомления.

Однако при отсутствии четкой количественной границы между снижением памяти у здоровых испытуемых и легкой степени выраженности мнестическими дефектами неврологических больных существует целый ряд качественных отличий профилей памяти здоровых испытуемых. Так, подъемы профиля памяти здоровых испытуемых никогда не располагаются на первой, третьей и четвертой шкалах. Подъем над второй шкалой никогда не превышает 4 баллов, а над пятой-девятой шкалами - 10 баллов. Подъем над шестой шкалой у здоровых испытуемых никогда не бывает больше, чем подъем над пятой шкалой, а подъем над восьмой шкалой не превышает подъема над седьмой. Описанные соотно­шения у неврологических больных даже при стертых мнестических дефектах могут иметь обратный

^ характер.

В неврологической клинике у больных наблюдается слабая /1-10/, средняя /11-20/ и сильная /21-30/ степень выраженности мнестических дефектов.

При профиле памяти, расположенном в интервале от I до 10 баллов, больные как правило не предъявляют систематических жалоб на память. Они адекватны в общении, справляются со своими профессиональными обязанностями. Однако временами больные замечают, что память "подводит", а при расспросах говорят, что память стала "слабее, чем была до болезни". Часто такое снижение памяти является наиболее тонким признаком дисфункции мозга или ранним сигналом начинающегося заболевания.

При мнестическом дефекте от II до 20 баллов больные активно жалуются на ухудшение памяти, говорят, что им стало трудно запоминать происходящие с ними события, даваемые им поручения и собственные намерения. Они забывают содержание прочитанных книг /просмотренных кинофильмов/ из-за чего часто не могут понять смысл произведения. Забывают имена людей, с которыми им приходится знакомиться, а иногда - и своих старых знакомых, в ходе беседы могут забыть какую-то часть разговора и т.д. Люди умственных профессий из-за этих трудностей как правило не справляются со своей работой, хотя профессиональные знания и навыки могут при этом оставаться почти не нарушенными.

При нарушении памяти от 21 до 30 баллов наблюдаются признаки грубейшего распада мнестической деятельности. Больные полностью дезориентированы, не удерживают в памяти происходящих с ними событий, не могут запомнить я выполнить элементарных поручений. Они не узнают людей, с которыми познакомились во время болезни, а временами - я своих старых знакомых, через несколько минут не помнят содержания разговора, а иногда - и самого факта беседы, не узнают только что говорившего с ними человека. Часто больные забывают свой адрес, сколько этажей в их доме, как их дом выглядит, и выйдя на улицу без сопровождающих домой вернуться не могут. Мнестический дефект таких больных делает их глубокими инвалидами, зависящими от постоянной опеки окружающих. Оценка степени выраженности мнестического дефекта, отраженная на профиле памяти больного, может служить объективным показателей для характеристики его трудоспособности и заключений ВТЭК.


Вторым аспектом анализа профилей памяти является исследование характера нарушений мнестической ' функции.

Профиль памяти неврологического больного может иметь самую различную конфигурацию. В некоторых случаях он носит прямолинейны! характер, свидетельствуя об относительно равномерном страдании различных параметров памяти /рис. 3,Б/. У других же больных он представляет собой ломанную кривую, разные точки которой находятся на разном расстоянии от оси абсцисс /рис. 3,Б/. В последнем случае важное значение для анализа мнестического дефекта приобретает выделение на профиле памяти верхних и нижних пиков.

Если профиль памяти расположен в нижней или средней части графика, но по одной-двум шкалам резко поднимается вверх, то такие подъемы называются верхними пиками профиля памяти /на рисунке 3,В верхний пик профиля приходятся на пятую шкалу/. Верхние пики профиля памяти свидетельствуют о наиболее пострадавших, по сравнению со всеми остальными звеньями, параметрах мнестической деятельности, больного. Однако в некоторых случаях мнестический дефект, выявляемый верхних пиком профиля, компенсируется за счет сохранных параметров памяти и в текущей деятельности больного почтя не проявляется, имея таким образом только диагностическое значение.

В клинике очаговых поражений мозга многие особенности строения профиля памяти имеют топико-диагностическое значение, но наиболее важную роль здесь играет положение верхних пиков. Например, в исследовании А.В. Семенович, проведенном на больных с четким очаговым поражением мозга, верифицированным данными компьютерной томографии и оперативных вмешательств, было показано, что при поражения левой лобной доля профиль памяти носят относительно прямолинейный характер, при поражении левой височной доли - на нем имеются верхние пики над пятой и девятой шкалами, а при поражении левой теменной области верхние пики, напротив, чаще приходятся на шестую, седьмую я восьмую шкалы. Поражение различных участков правого полушария как правило приводит к появлению верхних пиков над пятой и седьмой шкалами. Следует однако иметь в виду, что использование методики с целью уточнения локализации поражения мозга требует определенной квалификации исследователя и обязательно проводится в системе анализа всего нейропсихологического синдрома больного.


 

показывает выраженность дефекта в баллад.

 

 

 

Когда профиль памяти расположен в верхней или средней части графика, но по одной-двум шкалам резко понижается, такие понижения называются нижними пиками профиля памяти /на рисунке 3 В нижний пик профиля приходится на седьмую шкалу/. Нижние пики являются показателями относительной сохранности определенных параметров памяти. Т.о., верхние пики профиля указываю на что должны быть направлены реабилитационные мероприятия, а нижние - за счет каких звеньев мнестической деятельности могут осуществляться процессы компенсации. Важную роль играют верхние и нижние пики профиля памяти для регистрации динамики мнестической функции. Их сглаживание или переход на другие шкалы служит одним из свидетельств изменения структуры мнестического дефекта. Если же состояние больного характеризуется неустойчивостью, однако отчетливая отрицательная или положительная динамика памяти отсутствует, то наиболее чувствительными индикаторами ухудшения состояния являются нижние пики профиля, которые в этом случае начинают подниматься.

Третьим большим разделом использования методики в клинике является объективизация динамики восстановления памяти. Сопоставляя профили памяти на разных этапах заболевания можно получить данные о скорости и характере изменения мнестической функции, провести сравнительный анализ восстановления памяти у разных больных, исследовать эффективность реабилитационных мероприятий.

При изучении динамики восстановления мнестической функции больного надо помнить, что состояние различных параметров памяти может изменяться не только с разной скоростью и полнотой, но и в разном направлении. У ряда больных на фоне быстрого улучшения одних характеристик памяти состояние других может не изменяться или даже ухудшаться по сравнению с исходным уровнем. Поэтому для оценки динамики функции в целом требуется ее полное исследование по методике. Успехи современной психофармакологии, с каждым годом предоставляющей клинике новые средства воздействия на дефекты психической сферы, ставят перед психологическими исследованиями задачу тонкого анализа влияния медикаментозных средств на высшие психические функции человека. При этом надо тлеть в виду, что действие любых фармакологических агентов "накладывается" на спонтанное восстановление функций, в разной степени присутствующее у большинства больных. Поэтому зарегистрированная в простом клиническом наблюдении динамика восстановления памяти не может быть достаточной для оценки действия препарата и требует сопоставления с динамикой восстановления памяти в контрольной группе больных, эквивалентной по этиологии и тяжести заболевания в обследованной в идентичные сроки. Проведение такого исследования при помощи методики количественной оценки нарушений памяти позволят увидеть наличие или отсутствие различий в скорости восстановления памяти в выявить специфические особенности действия на память изучаемого фармакологического агента. В качестве контрольной может быть взята как группа, не получающая в исследуемый период фармакологических веществ, так в группа, получающая какое-то другое лекарство. В последнем случае будут получены данные о том, какое из двух медикаментозных воздействий было более эффективным.

Степень глубины анализа влияния лечения на память больного может быть различной, однако в любом случае следует обратить внимание на наиболее общие особенности действия фармакологического агента на дефект:

1. Неспецифическое действие /все параметры памяти улучшаются примерно одинаково/.

2. Преимущественное действие /при общем улучшение состояния всех параметров памяти ряд
характеристик мнестической деятельности восстанавливается быстрее в полнее/.

3. Избирательное действие /состояние некоторых характеристик памяти значительно улучшается в то
время как состояние других -остается без изменения или даже несколько ухудшается/.

4. Препарат не оказывает положительного влияния на мнестический дефект или оказывает отрицательное действие.