Общая симптомология и степени олигофрении; клинические проявления дебильности, имбецильности и идиотии

Клинические проявления олигофении в различные возрастные периоды: Общее: поведение – вялость, сонливость, безразличие к окр среде, нарушение становления комплекса оживления, поздняя реакция на любой раздражитель. 2-3 года: трудности в овладении навыками самообслуживания, элементарное манипулирование предметами, примитив игровая деят-ть (в т.ч. неигровыми предметами), дети не проявляют интереса к окр среде, затруднен контакт со сверстниками, любопытны, но не любознательны. Дошк возраст: повышенная способность к копированию и подражанию, склонность к нецеленаправленным шумным и подвижным играм, трудности в овладении шк навыками. Ощущение: формируется замедленно, недостаточно. Отставание в t становления и неполноценность слух, зрит и двигат рефлексов =>разруш и искаж ориентировку во внеш среде, установление вз-ия м/у явлениями и предметами. Восприятие: отличается недостаточной активностью =>замедленность, неточность и глобальность. Непроизвольное внимание, легко отвлекаемое и неустойчивое. Искажена познавательная система. Влечения: не способны контролировать их – булимия, гиперсексуальность, борьба мотивов, побеги, уходы… Память: снижены все виды памяти, гипомнезия, мех память, м.б. избирательной. Эмоции – преобладают непосредственные переживания, низшие эмоции сохранны, высшие недоразвиты или ущербны. Более наруш интеллект, чем эмоции. Речь – задержка реч развития, страдают все стороны речи, скудный словар запас, большое расхождение м/у актив и пассив словарем, речь бедная, стереотипная, штампованная, неразвернутая, простые пр-ия, плохо используются прилагат, союзы и предлоги, плохо понимаются глаголы. Недоразвитие мотор ф-ий: двигат расторможенность, плохая координация, неуклюжесть. Мышление: нет способности к абстракции, только конкретизация. Не понимает скрытого смысла, страдает чувственное познание, но суждения адекватны (плохо или хорошо, но не знает, почему) Суждения несамост. Отсутствует логич мышление, не в сост вырабатывать новые или изменять старые алгоритмы действий. Тугоподвижное мышление, не способны к установлению причинно-следств. связей. Недоразвитие личности: повыш самооценка, психич инфантилизм Тип темперамента: возбудимый, эрективный, неспособность удерживать в памяти информацию+импульсив двигат проявления/заторможенный тип темперамента – вялость, сниж активность, побуждения, работоспособность, повыш утомляемость Дебильность и ее проявления: Физическое развитие: Могут и не отличаться, но нах-ся на ниж границе нормы или чуть ниже ее. Искривление позвоночника, отклоняющийся вес, рост, объем головы, диспропорции – форма черепа (соотношение м/у мозг и лицевой частью), косоглазие. М.б. дисплазия (дисгармоничное развитие). Нарушение конституции. Соматический статус: чаще патологии нет, но часто хронич заболевания, связанные с наруш ф-ий органов и систем в т.ч. незрелость вегетат НС, сниж иммунитета, сост ССС, дыхат, выделит, кишеч и др сист. Отклонения различны, наличие врожд пороков – очень редко. Неврологичекий статус: Частые наруш со стороны сенсорных сист, часто – наруш со стороны ЧМН (легкая дисплазия, м.б. тремор, наруш иннервации артикуляционного аппарата, наруш равновесия, плохая координация), часто – скелет аномалии – наруш осанки, плоскостопие, косолапость. Наруш обменных процессов, м.б. ожирение, сниж или повыш потливость, наруш сна, истощаемость, утомляемость, сниж работоспособность, сниж или повыш аппетит, наруш пищеварения. Рассеянная микросимптоматика. Т.о. – органическое пораж ГМ. Психический статус: Наруш-ся способность к обобщению и классификации (выделение по несущественным признакам). Типы мышления – наглядно-действ и наглядно-образ Имбецильность и ее проявления: Физический статус: отставание в весе или ожирение. Выраж дисплазии, неправ форма головы, гидро/микроцефалия, череп конической формы, узкий, низкий лоб плохо сформированы ушные раковины, без мочек/мочки приросли к шее, низко расположены – наруш слуха. Неправ разрез глаз, косой гипертеларизм – большое расстояние м/у различ парными органами, эпикант, косоглазие, наруш зрения, отсутствие переносицы, наросты, шипы, наруш обоняния, тонкие/толстые губы, лишние зубы, неправ рост зубов, наруш прикуса, уздечки, величины языка. Наруш конституции – короткая шея, конечности, скелет аномалии. М.б. врожд пороки развития внутр органов. Соматический статус: врожд пороки со стороны внутр органов – функциональные наруш. Неврологический статус: Наруш со стороны ЧМН, парезы, параличи, тики, судороги, (наруш иннервации). Психический статус: искажение психич ф-ий, мышление тугоподвижное, конкретное. Относит сохранна мех память, эмоц лабильность. Относит сохранная речь – однотипна, способность овладевать элементар шк навыками, но под контролем. Сниж трудоспособность (легко отвлекаются, от слож для них деят-ти отказ-ся), эмоции неадекватны, треб-ся индивид обучение. Может овладеть только навыками самообслуживания. Идиотия и ее проявления: грубые нарушения развития физических, сенсорных систем, тяжелый соматический статус. Требуют пост контроля, речи нет. Грубые наруш интеллекта, поведения (агрессивны, м.б. жестоки) не овладевают навыками самообслуживания.