Хронологическое содержание избирательной кампании в консалтинге полного цикла

Для того чтобы грамотно и эффективно провести избирательную кампанию любого уровня необходимо знать алгоритм или технологии, позволяющие четко и в срок проводить мероприятия в рамках кампании. Для этого существует матрица, состоящая из следующих пунктов.

Назначение выборовНаиболее важные элементы процедуры:

- гарантии назначения выборов (обязательность выборов);

- законодательство о выборах;

- орган, назначающий выборы;

- способ определения даты выборов;

- срок, остающийся до даты очередных или внеочередных (досрочных) выборов;

- избирательные округа и избирательные участки, списки избирателей;

- избирательные комиссии;

- избирательные объединения.

Выдвижение кандидата

Функции и задачи, отчетные документы:

- принятие решения о выдвижении;

- объявление решения о выдвижении;

- выдвижение инициаторами выдвижения кандидата (полный комплект документов);

- выдвижение дублера (кандидата (кандидатов), не имеющих не только устойчивых, но даже ситуативных электоральных групп). Задачи:

«Раскалывание» электората. Подстраховка на случай «снятие всех». Возможности «слива» непроверенных данных, нанесение беспокоящих ударов. Умножение «белого» избирательного счета, дополнительных газетных площадей и эфирного времени. Лишение

возможности противника быть в избирательном списке первым (последним). При наличии более 9 соискателей, избиратели получают объем информации превышающий функциональные возможности сознания. Наступает «перегрузка сознания» —актуализируются бессознательные установки по поводу претендентов;

- контроль выдвижения других кандидатов.

Регистрация кандидата

Функции и задачи, отчетные документы:

- обоснование вида регистрации Кандидата: сбор подписей, внесение избирательного залога или их комбинация;

- принятие решения на действия по регистрации Кандидата;49

- сбор подписей;

- принятие концепции сбора подписей (на основе: платной; бесплатной);

- полный комплект документов для сборщиков подписей;

- начало сбора подписей. Заполнение подписных листов;

- контроль за сбором подписей;

- демонстрация сбора подписей (пикеты, «уличный» сбор подписей, сбор на предприятиях, по месту жительства);

- использование заполнения подписных листов как дополнительной агитации;

- окончание сбора подписей;

- выборочная проверка в штабе подписных листов;

- снятие копий с подписных листов. Нотариальное заверение;

- сдача подписей и пакета документов в избирательную комиссию;

- создание базы данных для первой рассылки на основе собранных подписей;

- рассылка писем благодарностей избирателям за подпись в поддержку

кандидата;

- внесение избирательного залога;

- получение кандидатом удостоверения о регистрации;

- проведение пресс-конференции по поводу регистрации кандидата;

- заявление кандидата о принципах ведения избирательной кампании;

- публикация статьи по идентификации кампании;

- статус зарегистрированного Кандидата;

- контроль регистрации других кандидатов.

Работа с кандидатом

Функции и задачи, отчетные документы:

- анализ социально-психологического портрета (имиджа) кандидата.

Формирование портфеля кандидата. Банк фотоматериалов. Поиск кандидатуры фотографа;

- коррекция, в случае необходимости, официальной биографии (базового биографического текста);

- определение мотивации на занятие выборной должности.

- обработка перечня добрых дел, рассказ о личных достижениях кандидата в избирательном округе;

- формирование пакета программно — идеологических документов: программы, платформы, основных тезисов, базовых речей, позиций по основным проблемам. Издание и актуализация программы.

Отслеживание доведения до избирателей;

- выработка аргументов «за» кандидата;

- выработка принципов ведения избирательной борьбы;

- организация деловых встреч;

- ведение неформальных контактов.

Команда кандидата

Функции и задачи, отчетные документы:

- организационно — технологическое сопровождение команды кандидата. Избирательная машина кандидата: добровольцы, профессионалы, спонсоры, единомышленники, «звездное окружение». Заявление лидеров общественного мнения о поддержке

кандидата;

- ознакомление с работой имеющейся команды кандидата: наличие долгосрочной программы, анализ структуры работы. Использование собственных широких связей кандидата и связей консультантов для наращивания возможностей избирательной машины кандидата;

- доверенные лица: составление и утверждение окончательного списка, получение удостоверений доверенными лицами;

- штаб. Разработка и утверждение организационной структуры и управленческих функций. Распределение ролей, закрепление участков, определение объема работ. Отработка функциональной схемы взаимодействия внутри команды кандидата. Обучение

команды, командный тренинг (совместное выполнение заданий, проработка и реализация PR-акций, проведение информационной политики, подготовка информационных и рекламных материалов тематические семинары по конкретным навыкам). Организация

командной работы. Изучение психологического климата внутри команды (тестирование участников команды, определение уровня компетентности, соответствия занимаемому положению). Определение проблемных зон и доукомплектование команды по мере

необходимости (оценка и подбор кадров). Построение образа команды кандидата;

- актив. Формирование активистской системы. Составление списка местного актива. Сбор актива. Подготовка и проведение семинара с районным активом: общая концепция; обучающая часть; организационные вопросы; направления работы с добровольцами.

Подбор добровольцев, организация и поддержание с ними связи, реализация мероприятий с привлечением добровольцев. Развитие активисткой системы, обеспечение актива информационными, методическими и методологическими материалами: базовый пакет

активиста (сборщика подписей, агитатора, наблюдателя);

- штаб. Формирование, определение персонала. Управление функционированием штаба. Разгон штаба и создание его заново.

Подготовка к исполнению диспетчерских функций. Организация и контроль ежедневной работы в ходе избирательной кампании.

Контроль за расписанием Кандидата. Составление еженедельного расписания и распределение времени Кандидата. Обеспечение Кандидата сопровождающими лицами. Обеспечение постоянной бесперебойной связью: телефонной, факсимильной, модемной,

Интернет с кандидатом, активом, внутри штаба. Транспортное, материально-техническое обеспечение. Обеспечение безопасности.

Офисное обеспечение, обеспечение делопроизводства, исполнение секретарских функций, ведение официальной переписки;

- организация работы представительства (общественной приемной);

- оценка районных (местных) органов управления, консультирование по вопросам подбора кадров для региональных представительств, укомплектованию необходимыми сотрудниками, их обучение;

- связи с общественностью. Местные администрации, руководители крупных предприятий, силовых структур, крупных общественных организаций, деятели культуры, руководители учебных заведений, командиры воинских частей и др. Консультационная работа с населением;

- план создания, развития и применения организационного ресурса кампании.

Финансовое сопровождение избирательной кампании

Функции и задачи, отчетные документы:

- формирование избирательного фонда кандидата. Фандрайзинг.

Спонсоры. Утверждение бюджета кампании. Внесение избирательного залога;

- финансовое обеспечение и учет;

- утверждение официального бюджета кампании;

- начало заполнения избирательного счета кандидата;

- ведение повседневной финансовой работы, финансового графика кампании. Контроль за правомерностью накопления и расходования средств. Помощь в издании отчетных документов в ходе и поокончанию избирательной кампании. Варианты отчетных документов. Работа бухгалтера.

Консультанты

Функции и задачи, отчетные документы:

- презентационная встреча. Беседа – объяснение нашего подхода к организации избирательных кампаний: «Кто мы, откуда будем и что умеем. Уяснение: что от нас возможно получить, а что бесполезно и спрашивать»;

- модельные, активные технологии, построение по принципу технологических модулей, которые наполняются индивидуальным содержанием на основе анализа конкретной ситуации;

- создание рабочего контура: институт (теоретическая, программная, сценарная, текстовая работа), PR–агентство (исследования, штабная, полевая работа, акции), рекламное агентство (рекламные продукты, тиражирование, размещение в СМИ);

- мы находим и используем известные нам, иногда только нам, средства для достижения целей, которые политики ставят сами;

- контроль эффективности путем регулярного мониторинга качественных и количественных тенденций;

- представление отчета строго конфиденциально в руки заказчику;

- нетрадиционные авторские методики;

- упор на рациональные аргументы. Нам не нужно вызывать любовь клиентов, мы к этому не стремимся – нам нужно понимание и доверие к нашему профессионализму. Если такого доверия нет, и возникают сомнения в наших возможностях – не стоит с нами иметь

дело;

- приглашение на работу заказчиком;

- согласование и уточнение позиций с заказчиком. С наличием уже принятых заказов, готовы обсуждать: кампания «под ключ», закрытие направления полностью, частичное участие, не участие в направлении вовсе. Автономность работы, исполнение вне общей

концепции дает нулевой эффект. Представление образцов, многолетнего, успешного, практического опыта. Демонстрация возможностей по контролю за деятельностью консультантов;

- рынок политического PR и его специфика. Критерии эффективного выбора PR-команды. Соотношение цена \ качество;

- структурирование и организация работы консультантов штаба. Стратегическое планирование и руководство реализацией ключевых мероприятий;

Юридическое сопровождение избирательной кампании

Функции и задачи, отчетные документы:

- контроль за правомерностью действий и за соблюдением законодательства. Подписание договоров;

- помощь в издании отчетных документов избирательной кампании.

Варианты отчетных документов избирательной кампании;

- контакты с действующими и должностными лицами избирательной кампании. Перечень действующих и должностных лиц избирательной кампании;

- работа с административными органами, с избирательными комиссиями на всех этапах избирательной кампании: составление списков избирателей; создание избирательных комиссий; создание избирательных округов (участков);

- сдача фото Кандидата в избирательную комиссию.

Аналитическое сопровождение избирательной кампании

Функции и задачи, отчетные документы:

- диагностика. Формы сбора и анализа информации об избирательном округе. Анализ стартовой ситуации (ситуации на момент начала работы, на поствыборный момент, на межвыборный момент). Проведение экспертной диагностики. Исследование социально-

экономической ситуации в регионе. Аналитическая диагностика 53общественно-политического фона. Электоральный паспорт округа. Каталог (расклад) политических сил в округе. Изучение установок избирателей и их ожиданий по отношению к кандидату.

Предварительный анализ ресурсов. Оценка шансов кандидатов. Мониторинг (оценка динамики, определение и отслеживание) рейтинга известности и влиятельности лидеров, институтов, событий и решений на различных стадиях избирательной кампании;

- социологическая диагностика. Социологическое сопровождение кампании. План проведения социологических исследований. Анализ результатов социологических исследований. Проведение социологического опроса. Обработка результатов социологического опроса с экспертной оценкой предвыборной ситуации. Инструктаж

социологов — полевиков. Начало проведение социологического исследования. Подготовка и утверждение анкет ко 2-му социологическому замеру. Проведения социологического

исследования рейтинга кандидата;

- экспертное консультирование кандидата по различным вопросам, связанным с общественной деятельностью и избирательной кампанией. Сущность избирательного процесса. Избирательные кампании как часть общеполитических процессов. Современные

тенденции. Критерии успеха в предвыборной борьбе. Типичные ошибки при проведении избирательной кампании. Организация консультаций политологов, экономистов, социологов по вопросам взаимодействия с аудиториями различного типа. Референт

кандидата. Подготовка кандидата к конкретным мероприятиям.

Подготовка аналитических справок, тезисов выступлений.

- Исследовательское обеспечение избирательной кампании.

- Прогнозирование развития ситуации.

Кампания. Стратегия кампании

Функции и задачи, отчетные документы:

- определение основных требований избирателей. Демонстрация кандидатом знания нужд избирателей, наличие возможностей, готовности для их разрешения. Настройка кандидата на волну стремлений граждан. Артикуляция и агрегация кандидатом основных

чаяний избирателей;

- определение основных идей, ценностей (идеологии) кандидата;

- доведение до избирателей (охват) до максимально возможного числа максимально возможное количество раз (средства доведения).

Методы усиления воздействия на избирателей. Обратная связь с избирателями: специальная информация, получаемая специалистами (социологами); информация от агитаторов, информация на встречах от избирателей, обращения в штаб и в общественные приемные, письма кандидату, письма в СМИ о кандидате. Методы: социология; 54

ощущения после встреч с избирателями — сторонников прибавилось (убавилось, осталось по-прежнему);

- определение наиболее вероятных конкурентов и сбор информации по ним. Разработка стратегии и тактики по отношению к зарегистрированным конкурентам. Выявление сильных и слабых сторон всех участников кампании (кандидатов). Анализ возможностей взаимодействия с местными некоммерческими организациями. Рекомендации по союзам и коалициям. Основы для возможной коалиции;

- оценка ресурсов кампании. Предварительная смета расходов на проведение избирательной кампании.

- выработка решения на ведение кампании. Реализация идеи долгосрочной кампании. Разработка концепции (первичного варианта стратегии) избирательной кампании. Стратегия ведения избирательной кампании. Принципы структуры избирательной

кампании. Утверждение концепции, основных направлений стратегии и тактики избирательной кампании;

- имиджевая стратегия. Разработка образа (имиджа) кандидата, с которым можно выйти на избирателей. Разработка характеристик (показателей) кандидата (биография, мотивы, отчет, программа). Разработка, утверждение и проведение основных мероприятий по

работе с имиджем кандидата. Политический брендинг, отстройка кандидата от соперников. Продолжение работы по коррекции, поддержанию имиджа кандидата;

- электоральная стратегия. Стратификация электората и выделение конкретных территорий;

- рейтинг кандидата;

- разветвленный политический маркетинг. Сегментирование политического рынка, позиционирование кандидата в политическом пространстве. Идеологическая и ценностная сущность, концептуальное наполнение. Создание политической (социальной)

идеи. Разработка моделей политических курсов и социальных траекторий. Главная тема избирательной кампании;

- отслеживание исполнения утвержденной стратегии, сценария избирательной кампании по ее главным субъектам, мониторинг хода избирательной кампании;

- анализ возможностей взаимодействия с местными некоммерческими организациями. Рекомендации по союзам и коалициям. Основы для возможной коалиции;

- предложения, по привлечению специалистов агентства для дальнейшего сопровождения кампании. План-график сопровождения кампании специалистами агентства;

- общая координация работы;

- контакты с основным заказчиком.

Утверждение отчетных материалов и представление их заказчику

Функции и задачи, отчетные документы:

- разработка общего плана кампании. Методика эффективного управления ходом избирательной кампании. Пространственно —временное планирование проведения избирательной кампании;

- стратегические этапы избирательной кампании: назначение выборов, выдвижение кандидата, регистрация кандидатов, предвыборная агитация, день голосования, объявление результатов выборов. Подготовка поэтапного (поквартального) сетевого план-графика

работ по реализации стратегии избирательной кампании;

- создание системы контроля за ходом избирательной кампании.

Методические и методологические материалы для системы контроля.

Антикризисное сопровождение избирательной кампании

Функции и задачи, отчетные документы:

- контрпропаганда и специальные технологии (функции, мероприятия) в современных избирательных кампаниях;

- организация контрмероприятий, проведение специальных акций (при необходимости). Отслеживание деятельности, направленной на поддержание негативного образа оппозиционеров. Противодействие особо опасным конкурентам при сборе подписей. Публикация информации о конкурентах;

- нейтрализация действий конкурентов, отражение контрпроектов. Отслеживание деятельности, направленной на позитивный имидж кандидата; на поддержание негативного образа кандидата; на поддержание позитивного имиджа оппозиционеров; на негативный

образ оппозиционеров;

- сбор и архивирование оперативной информации о развитии ситуации и потенциальных конкурентах. Фиксация слоганов, слухов, мифов, анекдотов, появившихся в ходе кампании;

- обеспечение сохранности и конфиденциальности нашей информации. Обеспечение безопасности штабных помещений.

Налаживание системы информационной безопасности. Физическая и психологическая безопасность кандидата;

- план специальных мероприятий (план контрпропаганды). Персональное сопровождение кандидата

Функции и задачи, отчетные документы:

- психологическая корректировка поведения кандидата в ходе встреч с избирателями и выступлений по СМИ и др. Эмоциональная, психологическая поддержка, антистрессовая терапия. Антикризисное сопровождение кандидата;

- тренинг кандидата, релаксационные тренинги;

- организация деловых встреч. Ведение неформальных контактов.

Предвыборная агитация. Встречи кандидата с избирателями

Функции и задачи, отчетные документы:

- технологии непосредственного взаимодействия кандидата с избирателями;

- составление Программы личной активности кандидата (графика, плана встреч кандидата с ключевыми персонами избирательного округа, с самыми крупными и стратегически важными коллективами, в крупнейших населенных пунктах округа) на месяц (на неделю).

Оптимизация графика встреч кандидата с избирателями;

- утверждение основных тезисов выступления кандидата перед избирателями;

- утверждение типового сценария встречи кандидата с избирателями;

- начало официальных встреч с избиджа оппозиционеров; на негативный

образ оппозиционеров;

- сбор и архивирование оперативной информации о развитии ситуации и потенциальных конкурентах. Фиксация слоганов, слухов, мифов, анекдотов, появившихся в ходе кампании;

- обеспечение сохранности и конфиденциальности нашей информации. Обеспечение безопасности штабных помещений.

Налаживание системы информационной безопасности. Физическая и психологическая безопасность кандидата;

- план специальных мероприятий (план контрпропаганды). Персональное сопровождение кандидата

Функции и задачи, отчетные документы:

- психологическая корректировка поведения кандидата в ходе встреч с избирателями и выступлений по СМИ и др. Эмоциональная, психологическая поддержка, антистрессовая терапия. Антикризисное сопровождение кандидата;

- тренинг кандидата, релаксационные тренинги;

- организация деловых встреч. Ведение неформальных контактов.

Предвыборная агитация. Встречи кандидата с избирателями

Функции и задачи, отчетные документы:

- технологии непосредственного взаимодействия кандидата с избирателями;

- составление Программы личной активности кандидата (графика, плана встреч кандидата с ключевыми персонами избирательного округа, с самыми крупными и стратегически важными коллективами, в крупнейших населенных пунктах округа) на месяц (на неделю).

Оптимизация графика встреч кандидата с избирателями;

- утверждение основных тезисов выступления кандидата перед избирателями;

- утверждение типового сценария встречи кандидата с избирателями;

- начало официальных встреч с избирателями;

- подготовка и проведение встреч с избирателями;

- контроль эффективности встреч кандидата. Апробирование различных методов и способов подготовки и ведения встреч с избирателями. Корректировка типового плана (сценария) встречи;

- продолжение проведения официальных встреч;

- неофициальные встречи кандидата;

- проведение встреч с конкурентами (определение позиций).