ЭТАПЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

На первом — предварительном — этапе каждого цикла (См. «Этапно-циклический характер воспитательного процесса») воспитательный процесс представляет собой самовоспитание воспитателей (взаимное и личное).

Движущая сила здесь — воспитательная забота каждого воспитателя (и прежде всего руководителя воспитательного коллектива) о себе и других воспитателях как товарищах по воспитательному коллективу и, следовательно, их забота о воспитанниках, пока еще не непосредственная.

Этот этап — начало развития воспитательского коллектива, как ядра коллектива воспитательного, это время «внутренней», предварительной подготовки воспитательского коллектива к работе с воспитанниками — перед началом учебного года, очередной учебной четверти, перед выездом в лагерь и т.д. Деятельность этого периода может быть весьма краткой, но его роль исключительно велика.

Второй этап (переходный) — этап первого цикла — это период единства двух звеньев воспитательного процесса: самовоспитания воспитателей (продолжается и углубляется) и воспитания воспитателями воспитанников. Здесь действует уже и новая движущая сила: непосредственная (открытая и скрытая) воспитательная забота воспитателей о воспитанниках, рожденная опосредованной заботой, которая возникла на первом этапе и продолжает развиваться. Воспитательский коллектив уже непосредственно действует в качестве ядра воспитательного коллектива. Этот этап является переходом к следующему, решающему в воспитательном процессе.

Третий этап (основной) первого цикла — это период единства трех звеньев воспитательного процесса: самовоспитания воспитателей (продолжается и углубляется!), воспитания воспитателями воспитанников (продолжается и углубляется!) и самовоспитание воспитанников (взаимного и личного). К действующим ранее движущим силам воспитательного процесса добавляется рожденная ими, по преимуществу скрытая, воспитательная забота воспитанников друг и друге и каждого о себе. Этот этап самый продолжительный.

Четвертый этап (завершающий) первого цикла — это период единства четырех звеньев воспитательного процесса: самовоспитания воспитателей (продолжается и углубляется!), воспитания воспитателями воспитанников (продолжается и углубляется!), самовоспитания воспитанников (продолжается и углубляется!) и воспитание воспитателей воспитанниками. К тем движущим силам воспитательного процесса, который действовали ранее и продолжают действовать, на четвертом этапе добавляется рожденная ими, по преимуществу скрытая, воспитательная забота воспитанников о воспитателях. В основе этой заботы лежит единство уважения и требовательности воспитанников к воспитателям как к старшим товарищам по общей творческой заботе.

Этот этап может быть назван еще и «сигнальным», т.к. появление признаков воспитательной заботы воспитанников о воспитателях (соответствующих по своему содержанию особенностям данного цикла) служит для воспитательского коллектива (и прежде всего руководителя) сигналом о необходимости перехода к следующему циклу.

Появление и развитие такого отношения воспитанников к воспитателям, достижение определенных воспитательных результатов, возникновение новых обстоятельств общей творческой жизни и, следовательно, выявление новых жизненно-практических и воспитательных задач, вызывают новый цикл развития воспитательного процесса, а также развития воспитательного коллектива с его ядром — коллективом воспитательским. Каждый цикл начинается с первого, подготовительного этапа, и последовательно проходит все остальные.

(Иванов И.П. Звено в бесконечной цепи. — Рязань, 1994. — c.26-28)