ЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА

Устойчивые общественно (классово) значимые личные, субъективные отношения человека. Человек как личность — это сложнейшая совокупность, система личностных отношений. Воспитание — это процесс целенаправленного развития личности, т.е. развития и преодоления не любых личных отношений, а самого сложного их вида — личностных отношений.

Каждое личностное отношение, как и любое личное отношение, имеет три стороны (Cм.: Личные, субъективные отношения человека), однако компонентами этих сторон являются здесь только устойчивые общественно (классово) значимые проявления личности.

В познавательно-мировоззренческую сторону личностных отношений входят знания, общественно и классово значимые взгляды, убеждения, идеалы; в эмоционально-волевую сторону входят общественно значимые чувства, стремления, устойчивые интересы, потребности; в действенную сторону входят общественно значимые умения, навыки, привычки, способности, черты характера.

Например, в личностном отношении человека к труду объединяются и проявляются взгляды на труд и интересы к различным видам труда, трудовые навыки и привычки, также черты характера, как аккуратность, исполнительность, инициативность, или напротив, лень и т.п.

Личностные отношения к окружающей жизни, к разным ее сторонам — к культуре, разным видам деятельности, к самому себе — могут быть разными и даже противоречивыми. Например, отношение сознательное и неразумное; увлеченное и равнодушное; действенное и созерцательное; активное и пассивное; заботливое и враждебное; нравственное, т.е. соответствующее нормам морали данного общества, и безнравственное; идейное и безыдейное. Личностные отношения могут быть гуманными, товарищескими и индивидуалистическими, эгоистическими.

Личностные отношения зависят от характера деятельности людей, от характера связей между деятельностью людей, от характера взаимодействия людей, от объективного положения людей — их «объективных позиций», от объективных общественных отношений.

(Иванов И.П. Звено в бесконечной цепи. — Рязань, 1994. — c.15-16)