Моделирование костюма в соответствии с основами зрительного восприятия

 

Костюм воспринимается на фигуре конкретного человека, сливаясь с его индивидуальным обликом и манерой поведения. Но не всегда фигура соответствует той форме костюма, которую хотелось бы носить. Поэтому в костюме следует подчеркивать желаемые формы и имеющиеся достоинства, замаскировав недостатки. Некоторые недостатки можно исправить непосредственно, добавив в нужном месте объем, используя накладки для плеч, груди; затянув фигуру корсетом или предложив обувь на высоком каблуке.

При исправлении более серьезных недостатков следует использовать зрительные иллюзии, т. е. оптический обман.

Известно, что человек воспринимает некоторые свойства предметов не фактически, а с некоторой долей зрительного искажения. Иллюзии бывают трех видов в зависимости от вызыва­ющихихпричин. К костюму имеют прямое отношение два вида:

физиологические иллюзии, зависящие от разной чувствительности глаза для разных мест зрительного поля;

психологические иллюзии, к которым относятся восприятие смысла целой фигуры и направление внимания, определяющиеся в значительной мере влиянием прошлого опыта.

Зрительные иллюзии, объединенные в законы зрительного восприятия, существуют объективно, они находят свое отражение в особом восприятии цвета, направления линий, углов, размеров форм, площадей, в переоценке расстояний и т. д. В связи с этим они могут быть широко использованы при проектировании одежды. Знание зрительных иллюзий, правильное использование на их основе различных модельно-конструкторских средств проектирования одежды с учетом моды дают богатую возможность сделать фигуру невысокого роста или с различными особенностями телосложения зрительно выше, стройнее, значительнее (для малообъемных фигур), привлекательнее, позволяет подчеркиватъ желаемые и замаскировать невыгодные формы и пропорции фигуры и подравнивать конкретную фигуру под модный эталон. Закономерность зрительного восприятия применительно к проектированию одежды представ-лена в табл 4. Рекомендации даны в основном на примере коррекции невысокого роста как наиболее часто встречающейся проблемы. Сделать фигуру стройнее – основная задача дизайнера.

Таблица 4

Закономерности зрительного восприятия и использование ее при проектировании одежды

 

Основы зрительного восприятия Приемы проектирования одежды с учетом зрительного восприятия
Иллюзии линий и форм Вертикальное расстояние кажется больше равновеликого ему горизонтального (рис. 5)   Рис. 5   Чтобы зрительно увеличить рост, в одежде для невысоких вертикаль предпочитают горизонтали. Вертикаль находит свое воплощение в вытянутых в высоту формах костюма, в распоряжении деталей вдоль костюма, в продольных конструктивных решениях и т.д.  
  Продолжение табл. 4
Если сопоставить эмоциональное воздействие на человека различных линий и геометрических фигур, то вертикальные линии создают зрительное впечатление стремления вверх; горизонтальные линии – стабильности, покоя; наклонные – динамики, асимметрии (рис. 6)     Рис. 6   Контрастное соотношение параметров формы создает зрительное движение, впечатление динамики Благоприятное зрительное впечатление высоты и стройности фигуры вызывают наклонные линии костюма (конструктивные линии, декоративные моменты, рисунок ткани). Свойственная им зрительная динамика визуально раздвигает границы физических форм и размеров, создает впечатление высоты
  Ясно заметна динамичность прямоугольника. Движение здесь возникает в направлении длины формы в обе стороны, так как между сторонами нет различия (рис. 7)     Рис. 7   Форма вытянутого прямоугольника наиболее предпочтительна в одежде для невысоких. В такой одежде фигура зрительно растягивается вверх и вниз. Чем больше прямоугольник формы приближен к квадрату, тем меньше этот зрительный эффект. При этом особое значение приобретает длина изделия. Правильное определение длины изделия содействует зрительному впечатлению высоты и стройности фигуры (рис. 8)     Рис. 8
  Продолжение табл. 4
В формах квадрата и круга отсутствует контраст изменений. Зрительная динамичность этих форм носит замкнутый нецеленаправленный характер (рис. 9). В форме треугольника существует активное зрительное целенаправленное движение от основания треугольника к его вершине (рис. 10)     Рис. 9 Рис. 10   Формы квадрата и круга нежелательны в одежде для невысоких, они не создают целенаправленного зрительного движения, не содействуют зрительному увеличению роста фигуры. Форма треугольника содействует зрительному увеличению роста фигуры и может найти свое воплощение не только в основной форме костюма, но и в его частях (в отлетающем подоле юбки, развевающемся шарфе и т.д.)
  В форме трапеции создается целенаправленное движение формы от большего основания к меньшему (рис. 11)     Рис. 11   Хорошее впечатление производит форма спокойной вытянутой трапеции с большим основанием внизу изделия. Зрительное движение вверх от большего основания к меньшему содействует впечатлению высоты и стройности фигуры. Чем короче и шире форма трапеции в изделии, тем меньше этот зрительный эффект (рис. 12)     Рис. 12
Продолжение табл. 4
1
Иллюзия заполнения промежутка При выполнении формы полосками или линиями членения возникает особый род иллюзий, называемый иллюзией заполненного промежутка. Эта иллюзия двойственна и зависит от количества линий, расчленяющих поверхность. Мелкие продольные полоски зрительно увеличивают ширину (рис.13), а мелкие поперечные – длину формы (рис. 14)   Рис. 13 Рис. 14   Частые продольные полосы в костюме вызывают зрительный эффект полноты фигуры (рис.15), а значит визуально уменьшают ее рост. Фигура в костюме, на котором преобладают частые поперечные полосы, представленные в виде конструктивных или декоративных линий, рисунка ткани, кажется стройнее и выше (рис.16)   Рис. 15 Рис. 16
  Редкие продольные полосы зрительно уменьшают ширину и увеличивают высоту формы (рис. 17). Редкие поперечные полосы зрительно увеличивают ширину и уменьшают высоту формы (рис. 18)     Рис. 17 Рис. 18   Фигура в костюме, на котором преобладают редкие продольные полосы, кажется стройнее и выше (рис. 19). Редкие поперечные полосы в костюме не содействуют зрительному впечатлению высоты и стройности фигуры (рис. 20)   Рис. 19 Рис. 20    
  Продолжение табл. 4
Заполненное расстояние кажется больше, чем равновеликое ему незаполненное (рис. 21,22)     Рис. 21 Рис. 22 Для невысоких целесообразно заполнение нижней части костюма конструктивными и декоративными элементами (рис.23), что зрительно увеличивает длину нижней части и всей фигуры в целом. Вместе с тем эта часть костюма не должна быть перегружена и являться основным композиционным акцентом. Незаполненная нижняя часть костюма при заполненной верхней, зрительно укорачивает нижнюю часть фигуры и всю ее в целом и в связи с этим не рекомендуется для невысоких (рис. 24)   Рис. 23 Рис. 24
Иллюзия соподчинения частей формы Композиционно организованная форма костюма понимается как система соподчиненных частей, как взаимодействие их, в котором главные и подчиненные части взаимно усиливают друг друга, образуя единое целое. Из двух частей прямоугольной формы выделяется большая и подчиняет себе меньшую при прочих равных условиях (рис.25,26). При этом создается впечатление движения от большей части формы к меньшей.     Рис. 25 Рис. 26 В одежде для невысоких наиболее приемлем вариант членения формы конструктивными, декоративными элементами с расположением большей части формы внизу костюма (рис.27), что зрительно удлиняет нижнюю часть костюма. Не рекомендуется нижнюю часть проектировать меньше верхней (рис. 28)     Рис. 27 Рис. 28
  Продолжение табл. 4
В форме, разделенной на три равные части, при прочих равных условиях главенствует центральная часть (рис.29.) и создается впечатление статичности формы.   Рис. 29 Прямая форма костюма, разделенная конструктивными, декоративными элементами на три равные части, не создает целенаправленного движения. Пропорции костюма статичны. Подобные варианты неблагоприятны в одежде для невысоких (рис.30). Главенство центральной части невыгодно подчеркивает пропорции фигуры, особенно в изделиях, длина которых ниже колен (рис. 31)     Рис. 30 Рис. 31
  Центральная часть будет главенствовать, даже если она меньше двух крайних, но равновеликих. И тем более главенствует, если она больше двух крайних равновеликих (рис. 32).     Рис. 32   В случае деления формы костюма конструктивными, декоративными элементами на три равные части, когда две крайние равные части больше или меньше центральной, создается запутанное, нецеленаправленное зрительное движение. Подобные варианты также неблагоприятны в одежде для невысоких (рис. 33, 34)     Рис. 33 Рис. 34
Продолжение табл. 4
1
Иллюзия постепенных переходов элементов формы Постепенное плавное заполнение плоскости формы создает динамику формы, зрительное движение в сторону более активной части (рис. 35, 36) При неравномерном и сложном соотношении промежутков, когда глаз не может двигаться с достаточной легкостью, высота зрительно уменьшается (рис. 37)     Рис. 35 Рис. 36 Рис. 37 Фигура в костюме, в котором плавность переходов подчеркнута формой трапеции, конструктивными и декоративными элементами, кажется выше (рис. 38, 39). Наибольший эффект для этого создает целенаправленное движение вверх, подчеркнутое плавностью переходов всех составляющих костюм элементов (рис. 38). Не рекомендуется использовать для невысоких неравномерные переходы в расположении элементов костюма (рис. 40)   Рис. 38 Рис. 39 Рис. 40
  Динамика формы возникает при контрастном членении формы на части в сторону от большей части формы к меньшей (рис. 41)     Рис. 41   Наиболее приемлемо в одежде для невысоких стремление вверх от большей части формы, расположенной внизу изделия, к меньшей ее части, расположенной вверху изделия (рис. 42) Противоположное решение костюма нежелательно для невысоких (рис. 43)     Рис. 42 Рис. 43
  Продолжение табл. 4
При контрастном, но плавном сочетании нескольких разных по величине форм возникает зрительная динамика в направлении от большей формы к меньшей (рис. 44)     Рис. 44 Наиболее приемлемо в одежде для небольших стремление вверх от формы большего объема в нижней части костюма к форме меньшего объема, расположенной в верхней части (рис. 45). Противоположное решение костюма нежелательно для невысоких (рис. 46)     Рис. 45 Рис. 46
Иллюзия контраста и подравнивания Иллюзия контраста и подравнивания активно действует на наше восприятие. От соседства с контрастным предмет кажется еще более характерным: маленький рядом с большим кажется еще меньше, светлый рядом с темным – еще светлее и т.д. Подравнивание – противоположное контрасту явление. Если близко находятся предметы незначительно отличающиеся по величине, форме, цвету, то различия становятся незаметны и предметы уподобляются друг другу, подравниваются. Значительные различия делаются еще заметнее по контрасту.   Форма в целом будет зрительно увеличиваться или уменьшаться при сопоставлении большого и малого. Крупные детали при сопоставлении с формой зрительно уменьшают ее величину (рис. 47). Мелкие детали при сопоставлении с большой формой еще больше подчеркивают ее величину (рис.48). Поэтому детали в одежде для невысоких должны быть средними, чтобы соответствовать форме.   Рис. 47 Рис. 48
  Продолжение табл. 4
  Нередко имеет место подравнивание целой формы по части, если какая-то часть формы особенно выделяется, то она может определить собой восприятие всей формы Если формой, цветом одежды (рис.49) подчеркнуть короткие ноги в невысокой фигуре, она будет казаться еще ниже. И, наоборот, возможно зрительное увеличение длины ног с помощью одежды. Например, удлинение пропорций нижней части костюма за счет решения в одной цветовой гамме юбки, чулок, обуви способствует зрительному увеличению роста в целом (рис. 50)     Рис.49 Рис. 50
  Направленность внимания, расстановка акцентов и доминант Зрительный эффект создается направлением линий, ритмом деталей и отделки, контуром деталей и изделия. Линии могут сходиться в одной точке на форме (рис. 51) или точка пересечения линий располагается за пределами формы (рис.52). Если линии сходятся высоко над формой, создается впечатление большей высоты. Чем ниже располагается точка пересечения линий, тем короче и шире кажется форма (рис.53)   Рис. 51 Рис. 52 Рис. 53   Фигура будет казаться выше в костюме, в котором линии (конструктивные, декоративные) зрительно сходятся в одной точке высоко над фигурой (рис.54). Фигура не будет казаться выше, если точка мысленного пересечения линии располагается близко от головы фигуры (рис. 55)     Рис. 54 Рис. 55
  Продолжение табл. 4
Следует сохранять естественный центр внимания в композиционном решении формы, например, в фигуре человека он выше середины тела, т.е. выше физического центра тяжести (рис. 56) Когда в форме существует два центра внимания, то чем ближе друг к другу расположены эти центры, тем меньше будет казаться форма (рис. 57) Расстановка акцентов должна производиться с учетом отвлечения внимания от невыгодных частей формы     Рис. 56 Рис. 57 Фигура будет казаться выше: – если основной композиционный акцент в костюме расположен в верхней части фигуры (головной убор, воротник и т.д.) (рис. 58); – если два основных композиционных акцента находятся на достаточном расстоянии друг от друга (головной убор, обувь и т.д.) (рис. 59). Фигура будет казаться короче, если основной композиционный акцент костюма расположен в центре фигуры или близко от него (рис. 60 )   Рис. 58 Рис. 59 Рис. 60
Иллюзия наклонных линий Наклонные линии создают эффект динамики, асимметрии, зрительного уменьшения объема. При скрещивании линий под прямым углом и делении отрезка на две равные части создается впечатление покоя и равновесия (рис. 61). При делении отрезка на неравные части возникает асимметрия и ощущение движения, неустойчивости (рис. 62,63)   Рис. 61   Рис. 62 Рис. 63 Фигура в костюме, в котором конструктивные линии, декоративные элементы, рисунок ткани носят асимметричный, диагональный характер, кажется стройнее и выше (рис. 64, 65). Зрительная динамика содействует восприятию большего роста фигуры. В случае членения костюма на равные части впечатление динамики отсутствует – пропорции костюма статичны. Фигура не кажется зрительно более высокой. (рис. 66)     Рис. 64 Рис. 65 Рис. 66
  Продолжение табл. 4
  Из трех равных прямых зрительно большей кажется та, к которой с двух сторон примыкают отрезки, составляющие с ней тупой угол, а меньшей та, с которой примыкающие отрезки составляют прямой угол (рис. 67)   Рис. 67   Напрашивается вывод: чем более линии приближены к вертикали, тем больше зрительный эффект вытянутости формы (рис. 68). Эффект будет обратный, если наклонные линии приближены к горизонтали (рис. 69)   Рис. 68 Рис. 69   Фигура в костюме, в котором конструктивные линии, декоративные элементы, рисунок ткани имеют наклон, приближенный к вертикали, кажется стройнее и выше (рис. 70) и, наоборот, если перечисленные элементы костюма имеют наклон, приближенный к горизонтали, фигура кажется короче (рис. 71)     Рис. 70 Рис. 71
  Если наклонные линии зрительно не создают замкнутой формы и символизируют вертикаль, то форма кажется более высокой (рис. 72)   Рис. 72     Если наклонные линии зрительно создают замкнутую форму ромба, овала, форма кажется более короткой (рис. 73)     Рис. 73   Фигура в костюме, в котором линии, определяющие направление основной формы и дополнений: обуви, головных уборов и т.д, конструктивные, декоративные линии, полосы рисунка ткани расходятся от головы вверх, а от ног – вниз, кажется стройнее и выше (рис. 74). При противоположном решении костюма фигура кажется короче (рис. 75).     Продолжение табл. 4     Рис. 74 Рис.75    
  Зрительное восприятие массы в одежде Масса в костюме – это зрительно воспринимаемое количество формы одежды в целом или отдельных ее частей (рукавов, лифа, юбки и т.д.). Зрительное восприятие массы одежды, ее тяжести зависит от: – величины формы одежды – большей по величине форме одежды соответствует и большая масса (рис. 76 ); – вида геометрической формы, силуэта одежды. Минимальной массой обладают формы, приближенные к линейному выражению (рис. 77);   Рис.76 Рис. 77     – степени заполнения формы в пределах ее границ конструктивными, декоративными линиями, деталями или отделкой: минимальная масса при наиболее разреженном заполнении (рис.80); максимальная – при наименее разреженном заполнении (рис. 81)   Рис. 80 Рис. 81   Некоторое увеличение массы одежды, ее тяжести возможно и желательно в одежде для невысоких. Создается положительный эффект зрительного увеличения фигуры, ее роста. Слишком увеличенная масса одежды (фактическая и зрительная) как бы подавит фигуру малого роста, которая по контрасту рядом с большим объемом одежды будет казаться еще меньше. Форма одежды для невысоких не должна быть ни слишком облегающей, ни слишком объемной (рис. 78,79)   Рис. 78 Рис. 79     Продолжение табл. 4   Одежда для невысоких не должна быть слишком заполнена конструктивными, декоративными линиями, деталями и отделкой. Желательны варианты с достаточно разреженным заполнением (рис. 82) и нежелательны – с частым заполнением (рис. 83)   Рис. 82 Рис. 83
  Иллюзия цвета, рисунка и фактур ткани Цвет более, чем другие признаки, эмоционально воздействует на человека. Теплые, светлые цвета увеличивают поверхность предмета: холодные, темные – уменьшают.   В целом одежда для невысоких должна быть теплых светлых тонов (рис. 84). В одежде темных холодных тонов невысокая худая фигура будет казаться еще мельче, ниже (рис. 85), хотя отдельные предметы одежды (обувь, перчатки, головной убор) могут быть темными, что создает положительный эффект зрительного увеличения фигуры (рис. 84)   Рис. 84 Рис. 85  
  Продолжение табл. 4
Более активные цвета (количество, насыщенность цвета) в форме создают движение в свою сторону (рис. 86, 87)     Рис. 86 Рис. 87 Активные цвета могут быть рекомендованы в одежде для невысоких в двух случаях: – при плавности перехода – от менее активного цвета внизу фигуры к более активному в верхней ее части (рис. 88); – в случае двух равноценных цветовых акцентов, которые находятся на достаточном расстоянии друг от друга. Активность цвета нарастает от центра фигуры вверх и вниз (рис. 89)   Рис. 88 Рис. 89
  В зависимости от различной степени заполнения материала формы рисунком и фактурой создается зрительное впечатление тяжести или легкости. Крупный рисунок зрительно увеличивает форму (рис. 90), средний – дает усредненное представление (рис. 91), мелкий – зрительно уменьшает форму (рис. 92)   Рис. 90 Рис. 91 Рис.92   В одежде для невысоких рисунок и фактура ткани не должны быть ни слишком укрупненными (рис. 93), ни слишком мелкими (рис. 95). Рисунок ткани средней величины содействует зрительному впечатлению увеличения роста и значительности худой невысокой фигуры и не находится в противоречии с объемами полной невысокой фигуры (рис. 94)     Рис. 93 Рис. 94 Рис.95

 

return false">ссылка скрыта