Подготовка и организация праздника для детей

 

Подготовка и проведение праздника для детей – долгая, кропотливая и сложная работа, требующая сложной совместной деятельности взрослых, учителей, воспитателей, руководителя и т.д. и конечно же детей. Чтобы организовать эту работу, всем необходимо последовательно действовать по единому плану, преодолевая один за другим все этапы подготовки праздника.

Этапы работы.

Изучая опыт работы по организации праздников, можно выделить следующие этапы работы над праздником. Рассмотрим их:

I этап – предварительное планирование.

II этап – работа над сценарием.

III этап – предварительное знакомство детей с праздником.

IV этап – репетиции.

V этап – проведение праздника.

VI этап – подведение итогов.

VII этап – последействие праздника.

I. В начале года проводится собрание, на котором обсуждается план работы на год. Происходит выбор праздников и устанавливаются сроки их проведения.

II. На втором этапе начинается непосредственная подготовка к празднику. На данном этапе подготовки создается сценарий праздника, включающий в себя отобранный уже речевой и музыкальный материал. В праздник включается как можно больше зрелищ и игр, а музыкальная речевая деятельность детей строится на приобретенных уже умениях и навыках. На последующих праздниках зрелища и игры постепенно вытесняются выступлениями детей.

III. Когда сценарий готов, детям рассказывается о предстоящем празднике, объясняется что это за праздник и чему он посвящен. Если этот праздник уже отмечался в прошлом году, то все вспоминают, что на нем было.

После того, как дети уяснили, что это за праздник, им объясняют кто будет присутствовать на нем (родители, воспитатели, учителя, знакомые, дети из и т.д.) и что будут делать сами дети. На данном этапе дети должны понять свои задачи, осознать свою роль в процессе подготовки и проведения праздника, чтобы в ходе разучивания стихов, постановки танцев, подготовки зала они видели, понимали, для чего они это делают. Необходимо поставить перед ребенком цель, к которой он при помощи взрослых будет двигаться.

IV. После определения целей и задач начинается непосредственная работа по разучиванию стихов, песен, постановки танцев, оформлению зала, уличных площадок, парков и т.д., изготовлению аксессуаров к костюмам. На данном этапе идет также работа над сценарием, куда вносятся изменения и коррективы, появившиеся во время работы. Таким образом, окончательный вариант сценария появляется уже непосредственно перед началом праздника.

Игра – это полноправное слагаемое праздника. Ему иногда бывает тесно в одном помещении, тогда он выходит за рамки зрительного зала. Его шаги можно услышать в фойе, коридорах, на улице. Например, на новогоднем празднике коридоры превращаются в торговые ряды и городок аттракционов, где глашатаи оповещают о ярмарке.

Соревнование – важный компонент любого праздника. Небольшое по времени соревнование укрепляет чувство принадлежности к своему коллективу, формирует навыки сотрудничества. Дружная совместная работа приведет к тому, что соперничество станет содружеством.

Встреча с интересным человеком – значимая часть многих школьных праздников. Есть множество замечательных людей, чья жизнь, дела и подвиги – пример для многих поколений. И как важно, чтобы этот человек смог выступить ярко, убедительно. Как бы ни был знаменит гость, нужно встретиться мс ним заранее, чтобы поделиться замыслом, высказать просьбы, пожелания, договориться о времени выступления. К приходу гостя необходимо подготовить цветы и сувенир.

Музыкальное оформление играет огромную роль в любом празднике. Феномен музыки состоит в том, что знакомые мелодии вызывают у человека ассоциативный ряд, помогают воссоздать нужные зрительные образы, готовят к встрече с участниками торжества, подводят к восприятию определенной мысли. Музыкальная партитура праздника очень важна. Это музыкальные сигналы вначале, фоновая музыка, оркестровая «отбивка», музыка, которая сопровождает стихотворные сценарии.

Оформление зала также играет важную роль. Чтобы оформить зал красиво, ярко и со вкусом, необходимо знать некоторые секреты. Вот первый – необходимо соблюдать меру, чтобы украшения не «забивали» друг друга. Проявлять фантазию, выдумку при минимальной затрате времени, сил и денег. Необходимо помнить, что оформление праздников не должно повторяться. Второй секрет – больше веселых неожиданностей, сюрпризов.

Афиша праздника – важная составляющая праздника. Ее следует делать яркой и запоминающейся. Изобразительный язык афиши предельно условен. Никаких узоров, орнаментов. Достаточно несколько нужных деталей, чтобы сразу стало ясно, что ожидает гостей. Главный козырь афиши – необычайность и привлекательность.

Программа праздника также очень важна. Ее назначение то же, что и афиши, но преобладает не изображение, а текст.

Предпраздничные репетиции – важный этап в подготовке праздника. Чтобы они были продуктивны, нужно учитывать следующие моменты:

· репетировать надо по частям, по эпизодам;

· если номер готов, незачем «мучить» исполнителей до генеральной репетиции;

· старайтесь проводить репетиции весело и организованно;

· тщательно репетируйте массовые сцены. Не жалейте времени на то, чтобы хор мог без шума, в считанные секунды построиться за легким занавесом или уйти за кулисы без звука;

· обращайте внимание на стыковку кино и текста, музыки, диапозитивов. Это наиболее уязвимые части праздника.

Успех праздника зависит и от учета возрастных особенностей школьников. Наибольший воспитательный результат чаще всего достигается, когда праздник рассчитан на одну возрастную группу. Но осуществление возрастного подхода не означает, что не может быть интересных и необходимых праздников для разновозрастных коллективов. В этом случае важно при распределении обязанностей по подготовке и проведению праздника учитывать, что у школьников разных возрастных групп уровень знаний и умений, опыт общественной работы неодинаковы.

V. Когда приходит тот самый долгожданный день, когда преображенное и украшенное место проведения полно зрителей и дети с замиранием сердца ждут начала действия… праздник начинается… проходит … и заканчивается, но не заканчивается работа над праздником.

VI. Это подведение итогов. Как мы уже отмечали, детская, да и взрослая память долго хранит светлые, радостные, яркие впечатления, которыми богат праздник. И задача взрослых на этом этапе состоит в том, чтобы “привязать” к этим воспоминаниям те умения, навыки и знания, которые дети получили на празднике и в процессе его подготовки. После праздника детям необходимо дать возможность обменяться мнениями, высказать, передать свои чувства. Самые глубокие впечатления – это впечатления детства. Они врезаются в память на всю жизнь, поэтому детей надо научить веселиться. Обсуждение совместного важного дела – заключительный аккорд праздника. Во время обсуждения детям необходимо задать три вопроса:

1. Что у нас получилось хорошо? Даже если ребят постигла неудача, надо обязательно найти что-то хорошее, что удалось.

2. Что у нас было плохо? Если в минуту общей радости и удовлетворения от успеха дети научаться замечать, что и почему им не удалось, они будут избавлены от опасной болезни, - зазнайства, самодовольство, самоуспокоенности.

3. Что нужно учесть на будущее? Данный вопрос учит извлекать из удач и ошибок полезный опыт и закреплять его в коллективном сознании.

Эти вопросы не такие уж простые. Они несут в себе глубокий смысл, ускоряют накопление общественного, нравственного опта всей группы и каждого ребенка в отдельности.

VII. Последействие праздника. На этом этапе закрепляются наиболее содержательные и красочные впечатления, связанные с тематикой праздника, они запечатлеваются в рисунках, фотографиях, видеозаписях и т.д.

Все это помогает глубже почувствовать содержание праздника, сохранить о нем хорошие воспоминания и, что очень важно для детей максимально использовать эту ситуацию для обучения и развития.

Речевая деятельность.

Речевая деятельность на праздниках для детей заключается, в основном, в чтении стихотворений и исполнении песен. Так, в выступлении средней группы предпочтение было отдано стихотворениям, а на празднике старшей и подготовительной группы было отмечено более широкое использование песен, хотя стихи также занимали свое место в структуре речевой деятельности, используемой на празднике.

При распределении речевого материала взрослым необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка. Одним детям, в силу их индивидуальных психологических особенностей, лучше поручить индивидуальные выступления, другим, чтобы не возникало психотравмирующих ситуаций, лучше выступать вместе с другими детьми (например, исполняя песню), а некоторым, особенно в начальный период обучения, может быть целесообразна вообще роль зрителя. Распределяя речевой материал, взрослый учитывает словарь, которым овладел каждый конкретный ребенок, а также состояние его устной речи: звукопроизносительные возможности и качество голоса. Работа над песней занимает больше времени. Параллельно, на музыкальных занятиях дети слушают музыку, а уже потом, когда текст выучен детьми, он объединяется с музыкой.

Музыкальная деятельность.

Музыкальная деятельность детей на празднике заключается в исполнении танцев и песен.

Изобразительная деятельность.

В процессе подготовки праздника, для оформления, изготовления каких-либо частей костюмов и атрибутов к ним или играм, широко используются различные виды изобразительной деятельности. Это аппликация, оригами, рисование. Занимаясь изобразительной деятельностью, дети учатся воспринимать окружающий мир, выделять предметы и их свойства. В помощь зрительному восприятию привлекаются другие сохранные анализаторы – осязание, двигательная чувствительность.

Чтобы праздник удался, нужно знать следующие правила:

1. Создание предпраздничного настроения. Оно всегда связано с ожиданием чего-то приятного, доброго, сказочного. Предвкушение праздника – это лишь начало, нужно поддерживать этот праздничный дух.

2. Не следует забывать о сюрпризах. Детям необходимо знать, что на празднике их ждет что-то интересное и таинственное. Это может быть новое в оформлении зала или классной комнаты, подарки, неожиданный гость и т.д.

3. Организация праздничного общения. Дети любят то, что помогает им общаться друг с другом энергично, увлеченно, весело. Интересная игровая программа, концерт, капустник, если их готовят сами ребята, будут ими приняты с восторгом и могут стать хорошей традицией.

4. Добровольное участие в празднике.