Необходимо выполнить 4 блока заданий.
Ответы на вопросы в формате презентации.
Для каждого блока заданий (для каждой из 4 тем) отдельная презентация!!!
Распределитесь на 4 подгруппы, каждая подгруппа работает только с одной темой!
Экзамен будет проходить в тестовой форме!
Выступления на практических занятиях (во 2 семестре) будут учитываться при оценивании экзаменационных работ!!!
Тема 1. Литературная сказка в творчестве
русских писателей-романтиков
Вопросы
1. Кратко охарактеризуйте творческий путь А. Погорельского и В. Ф. Одоевского. Какова история создания ими литературных сказок?
2. Определите художественное своеобразие сказки А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители»:
2.1. Как в структуре сказки отразился принцип «двоемирия»? С помощью какого приема происходит переход из реального мира в мир фантастический?
2.2. Какой характер представлен в образе Алеши? Как изображается внутренний мир ребенка? В чем проявляются особенности психологизма повести Погорельского? Почему Алеша стал главным героем сказки?
2.3. Какой эмоциональный настрой доминирует в сказке Погорельского?
3. Охарактеризуйте особенности сказок В. Ф. Одоевского:
3.1. «Городок в табакерке» – первая научно-художествен-ная сказка. Какие научные сведения получает читатель? В какой художественной форме они переданы?
3.2. Подготовьте сравнительный анализ сказки Одоевского «Мороз Иванович», сказки Я. И В. Гримм «Госпожа Метелица» и народной сказки «Морозко». Какие мотивы, образы народной сказки народной сказки использует Одоевский, как он их трансформирует?
Литературая
· В. Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов о детской литературе. М., 1983. С. 102, 190.
· Пузанова Н. Сказка А. Погорельского «Черная курица» в 4 классе // Лит. в шк. 1989. № 1.
· Сахаров В. В. Ф. Одоевский – писатель и педагог // Нач. шк. 1972. № 12.
Тема 2.Сказки А. С. Пушкина.
Сказка «О мертвой царевне и о семи богатырях»
Вопросы
1. Место жанра сказки в творчестве Пушкина. В.Г. Белинский о сказках Пушкина.
2. Причины обращения писателя к жанру сказки: политические, общекультурные, личные и т.д.
3. Различные варианты классификаций сказок поэта. Классификация, предложенная Зуевой Т.В. в книге «Сказки Пушкина». Народность, реализм и фольклорность сказок А. Пушкина.
4. Общая характеристика сказок-поэм А. Пушкина: «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане...».
5. Общая характеристика сказок с народно-сатирической стилевой основой: «Сказка о Медведихе», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о попе и работнике его Балде»
6. Анализ сказки «О мертвой царевне и семи богатырях»
6.1. Каковы фольклорные источники сказки Пушкина «О мертвой царевне и о семи богатырях»?
6.2. На какие традиционные сюжетные мотивы и образы народной сказки опирался поэт и как он их преобразовал? Чтобы ответить на этот вопрос, сравните сказку Пушкина со сказкой Я. и В. Гримм «Белоснежка».
· Как в сказке Пушкина по сравнению с народной сказкой усложняется образ мачехи?
· Как трансформируется образ падчерицы в сказке Пушкина?
· В чем смысл драматического противостояние двух героинь?
· В чем своеобразие речевой структуры сказки? Как в ней взаимодействуют фольклорное и литературное начала? Приведите примеры фольклорных слов, выражений, обращений и «литературного» стиля.
6.2. Каковы особенности стиха сказки? Сделайте ритмический рисунок одной строфы, укажите особенности рифмовки.
7. Поэтика сказок Пушкина в свете особенностей детской литературы (острый конфликт между силами добра и зла, динамичный сюжет, яркие и четко выраженные характеры героев, образный язык, ритмичность стиха, запоминаемость рифмы и др.).
Литература
· Зуева Т. С. Сказки Пушкина. М. 1989. Соответствующая глава.
· Маршак С. Я. Заметки о сказках Пушкина // С. Я. Маршак. Воспитание словом. М., 1964. С. 5 – 16.
Тема 3. Мир «дворянского» детства в реалистической
повести Л. Н. Толстого «Детство»
и С. Т. Аксакова «Детские годы Багрова-внука»
Вопросы
1. Какова история создания обеих повести? Для какого читателя она создавалась – взрослого или ребенка? Кому из авторов удалось приблизить свое повествование к детскому восприятию?
2. Определите особенности сюжета повести:
2.1. Каков характер основных событий?
2.2. Почему в повести о детстве так мало внешней динамики, приключений? Как это связано с авторским замыслом?
3. Охарактеризуйте главного героя повести – Сережи Багрова и Николеньку Иртеньева:
3.1. Какие главные черты характера этого персонажа?
3.2. Что повлияло на формирование его души (родители, близкие, домашняя атмосфера, книги, природа)?
3.3. Каковы особенности психологизма Толстого? Как вы понимаете термин «диалектика души»? С этой целью проанализируйте главы 1, 13, 27 из повести «Детство».
4. Чем обогатило это произведение ваши представления о мире детства, о душе ребенка?
Литература
· Чернышевский Н. Г. «Детство» и «Отрочество». Сочинение гр. Л.Толстого // Л. Н. Толстой в русской критике. М., 1978. С. 60 – 78.
· Эпштейн М., Юкина Е. Образы детства // Новый мир. 1979. № 12. С. 243 – 252.
Тема 4.Русская литературная сказка 20 – 30-х годов
Вопросы
1. Рассмотрите дискуссию о сказке в 1920-е годы. Каковы причины гонения на сказку?
2. Каковы особенности сказок этого периода? Особое внимание обратите на революционный пафос, появление новых героев, соответствующих новым идеалам, переосмысление в духе времени традиционных сюжетов в сказках А. Толстого, А. Волкова, Л.С. Лагина.
3. Сопоставьте сказки К. Коллоди«Пиноккио, или Похождения деревянной куклы»и А. Н. Толстого «Золотой ключик, или Приключения деревянной куклы» по следующему плану:
3.1. Какова история создания этих сказок? Как связаны сказки с национальными особенностями и с эпохой?
3.2. В чем проявилось своеобразие сюжета каждой сказки?
3.3. Чем похожи главные герои сказок и чем они различаются?
3.4. Каковы основные идеи каждого из произведений?
3.5. Каково значение этих сказок для современного ребенка?
Литература
· Бегак Б. А. Правда сказки. М., 1989. С. 9 – 17, 25 – 37, 54 – 72.
· Петровский М. Что отпирает золотой ключик // Вопросы литературы. 1974. № 4.
· Смирнова В. А. А. Н. Толстой – детям // Смирнова В. А. Книги и судьбы. М., 1968.