Организация делопроизводства
1. Конфиденциальныминазываются документы, содержащие сведения, известные только определенному кругу лиц, не подлежащие огласке, доступ к которым строго ограничен.
К конфиденциальным относятся документы, имеющие грифы ограничения доступа:
• "Конфиденциально";
• "Коммерческая тайна";
• "Для служебного пользования".
Законодательством РФ предусмотрена ответственность за несанкционированный доступ, разглашение или продажу сведений (информации, документов), имеющих подобные грифы. Сотрудники, допущенные к конфиденциальным документам, должны пройти инструктажи ознакомиться с инструкцией по работе с конфиденциальными документами.
2. Организация делопроизводства,обеспечивающего сохранность и учет конфиденциальных документов, предусматривает:
• назначение должностного лица или лиц, ответственных за их учет, хранение и использование;
• порядок подготовки и размножения документов;
• отдельную регистрацию документов;
• формирование дел;
• организацию выдачи и хранения документов;
• проверку наличия документов;
• архивное хранение и порядок уничтожения.
Службой безопасности предприятия предусматриваются специальные меры по защите документа при его составлении, например, ПК закрепляется за работником, имеющим ключ и пароль; ПК не подключается к электронной сети общего пользования (Интернет) и т. п.
Отпечатанные и подписанные документы передаются для регистрации должностному лицу, ответственному за их учет. Черновики, варианты документа, файлы уничтожаются с подтверждением факта уничтожения записью на копии документа: "Черновик (файл) уничтожен. Подпись. Дата".
На конфиденциальном документе проставляют гриф ограничения доступа в правом верхнем углу первого листа с указанием номера экземпляра:
Конфиденциально
Экз. № 1
или
Коммерческая тайна
Экз. № 1
Отметка о количестве составленных экземпляров проставляется на экземпляре, который подшивается в дело. На обороте листа документа, имеющего гриф, руководитель пишет фамилии тех должностных лиц, которым разрешено пользоваться документом, например:
Разрешаю:
1. Е.М.Лаврову
2. А.Л.Казакову
Подпись руководителя
Дата
Размножение конфиденциальных документовпроизводится:
• с разрешения руководства предприятия;
• с ограниченным количеством копий (каждая копия для кон
кретного адресата или исполнителя);
• в специально выделенном помещении;
• в присутствии должностного лица, ответственного за документ;
• с немедленным уничтожением бракованных копий.
Конфиденциальные документыдолжны регистрироваться отдельноот остальной документации в "Журнале регистрации конфиденциальных документов".
Листы журналов регистрации:
• нумеруются;
• прошиваются;
• опечатываются;
• указывается их общее количество (цифрами и прописью) в заверительном листе.
ЖУРНАЛ регистрации документов с грифом "Конфиденциально" | ||||||||
№ п/п | Дата регистрации документа | Дата и номер документа (для входящих) | Откуда поступил или куда направлен | Краткое содержание (заголовок) | Кол-во листов | Кол-во экземпляров | Исполнитель | Примечание |
Все поступающие (входящие) конфиденциальные документы принимаются и вскрываются специально назначенным должностным лицом.
При поступлении проверяется:
• количество листов;
• количество экземпляров;
• наличие приложений к документу.
В случае отсутствия или недостачи в конвертах (пакетах) конфиденциальных документов составляется акт в двух экземплярах, один из которых направляется отправителю.
Конфиденциальные документыформируются в отдельное дело (или дела).
Дело должно иметь:
• гриф ограничения доступа;
• список сотрудников, имеющих право пользования этим делом;
• нумерацию листов;
• внутреннюю опись документов;
• заверительный лист.
Хранение делс конфиденциальными документами производится:
• в опечатываемом сейфе, к которому не должны иметь доступ другие работники;
• в специально отведенном помещении, оснащенном средствами охраны и сигнализации.
Выдачаи возврат конфиденциальных документов должны отражаться в "Журнале учета выдачи конфиденциальных документов".
При выдаче документа:
• сверяется номер документа с номером в журнале;
• сверяется количество листов;
• ставится подпись получателя документа и дата.
Выданные для работы конфиденциальные документы подлежат возврату в тот же день. С разрешения руководства предприятия отдельные конфиденциальные документы могут находиться у исполнителя в течение срока, необходимого для выполнения работы с ними, при условии полного обеспечения сохранности документов на рабочем месте исполнителя (наличие сейфа, кодового замка и т. д.).
При возвратедокумента:
• сверяется номер документа с номером в журнале;
• сверяется количество листов;
• ставится отметка о возврате;
• ставится подпись получателя документа и дата возврата.
ЖУРНАЛ учета выдачи документов с грифом "Конфиденциально" | ||||||||||
Номер документа | Дата выдачи | Краткое содержание (заголовок) | Кол-во листов | Кол-во экз. | Кому выдан (И.О.Ф.) | Подпись за полученный документ | Отметка о возврате (подпись и дата) | Примечание | ||
Передача документов и дел между работниками предприятия производится только через сотрудника, ответственного за работу с конфиденциальными документами, с обязательной записью в журнале.
Запрещается:
• изъятие конфиденциальных документов из дел;
• перемещение из одного дела в другое без разрешения руководства и отметок в "Журнале учета выдачи конфиденциальных документов";
• несанкционированное копирование и вынос конфиденциальных документов из офиса.
Проверка наличиясостоит в сверке зарегистрированных документов в учетных формах с хранящимися в делопроизводстве.
Проверка наличия конфиденциальных документов проводится с целью:
• обеспечения их сохранности;
• предотвращения утечки конфиденциальной информации.
Специально созданная комиссия предприятия (не менее 3 человек, имеющих допуск к работе с конфиденциальными документами) ежегодно проводит проверку наличия документов.
Проверка наличия конфиденциальных документов может производиться с другой периодичностью, например по окончании каждого квартала.
При установлении факта утраты конфиденциального документа:
• ставится в известность руководитель предприятия;
• служба безопасности;
• принимаются меры к розыску документа.
На утерянный документ (если розыск не принес положительных результатов):
• составляется акт;
• вносится соответствующая отметка об утрате в "Журнале регистрации конфиденциальных документов".
Экспертная комиссия предприятия ежегодно отбирает конфиденциальные документы:
• для архивного хранения;
• для уничтожения.
При передаче дел в архив на конфиденциальные документы составляется отдельная опись.
Архивное хранение конфиденциальных документов производится:
• в опечатанных коробках;
• помещениях, исключающих несанкционированный доступ.
Уничтожениеконфиденциальных документов производится:
• с составлением акта, утверждаемого руководителем предприятия;
• в присутствии комиссии;
• с помощью специальной машины (шредера) или иным способом, исключающим возможность восстановления имеющейся в них информации.
[1] При сдаче дел в архив документы переформировываются в прямой хронологической последовательности (вначале документы за январь, потом за февраль и т. д.).
[2] Листы внутренней описи нумеруются отдельно.