К Октябрьской революции Россия «пришла» с огромным государственным долгом — 40 млрд. руб., из которых внешний долг составлял примерно 15 млрд. руб.

К октябрю 1917 г. экономика России оказалась в глубочайшем кризисе. Перед страной остро встал вопрос о выборе пути. Все решилось на II съезде Советов в Петрограде 24-25 октября 1917 г. Было принято решение о взятии Зимнего дворца и аресте Временного правительства, а также о формировании большевистского правительства – Совета народных комиссаров.

Политическая революция большевиков победила быстро и относительно легко, но ее гарантом, по мысли В.И. Ленина и его последователей, могла стать лишь революция социально-экономическая. Но как конкретно проводить ее – не знал никто. В арсенале большевиков не было практического опыта такого рода преобразований.

Но, надо отдать должное большевикам: с задачей они справились блестяще, делая с Россией, в зависимости от ситуации, что хотели. И делали таким образом, что большинство граждан советской России верило, что так и нужно делать.

Ленин в своих работах не скрывал, что именно конкретная социально-политическая ситуация в данном месте в данное время толкнула его и его партию к взятию власти, к изгнанию классовых противников, к организации Советского государства с тем, чтобы потом на этой базе начать догонять другие народы. Но эта гонка была крайне тяжелым делом.

Во-первых наличные производительные силы были «не на ходу», не функционировали многие промышленные предприятия, железные дороги. К лету 1918 г. было закрыто 37% промышленных предприятий, в стране оставалось всего 15 млн. пудов хлеба, надвигался голод.

Во-вторых пролетарская революция произошла в крестьянской стране, как ни парадоксально это звучит. Крестьяне составляли 66,7% населения, рабочие – 14,6%. Само крестьянство было неоднородным. Летом 1918 г. из 15 млн. крестьянских хозяйств – 10 млн. были бедняцкими, около 3 млн. – середняцкими, около 2 млн. – кулацкими.

Вот в такой стране и в неспокойной политической обстановке предстояло сохранить точки индустриальной модернизации, развить производительные силы настолько, чтобы суметь обороняться от внешних опасностей и даже догнать далеко ушедший по пути индустриальной цивилизации Запад. В многоукладной и полуразрушенной России это можно было сделать, как всегда, только за счет ее граждан, за счет неисчислимых социальных жертв.

История экономики Советской России прошла несколько этапов, различных по протяженности во времени и существенно различающихся по социально-экономическому содержанию и направлениям экономической политики.

Первый период (ноябрь 1917 – середина 1918 г.) – Советская власть относительно легко и быстро победила по всей стране. Главный вопрос – аграрный – решался в буржуазно-демократическом духе. Был принят Декрет о земле, где было записано, что частной собственности на землю лишаются все слои общества, кроме крестьян. В соответствии с декретом крестьянам было отдано безвозмездно более 150 млн. га удельной, помещичьей, монастырской и прочей земли. Были ликвидированы огромные ежегодные платежи помещикам и сельской буржуазии за аренду земли. Был аннулирован долг Крестьянскому поземельному банку, составлявший к тому времени 3 млрд. руб.

В феврале 1918 г. был принят Закон о социализации земли, который провозгласил переход земли из частной собственности в общенародную. В основу этого закона был положен принцип уравнительного распределения земли между крестьянами, а на деле – фактический передел земли в пользу бедноты. Впрочем, вопрос о способах передела земли, о нормах землепользования был одним из самых болезненных в этот период. К весне 1918 г. первый передел земельного фонда был почти полностью завершен, в результате чего повсеместно в среднем на 60% увеличилось количество земли, приходящееся на крестьянскую семью. В этот период обострились противоречия между бедняками и зажиточными крестьянами.

14 ноября 1917 г. было принято постановление о введении рабочего контроля на всех промышленных, банковских, транспортных, торговых и других предприятиях. Органы контроля имели большие полномочия: наблюдать за производством, хранением, реализацией продукции, следить за финансовой деятельностью администрации. Это некомпетентное вмешательство рабочих контролеров вызвало недовольство среди предпринимателей, в результате чего стали закрываться заводы и фабрики. В ответ по стране началась массовая экспроприация частной собственности.

В декабре 1917 г. был создан Высший Совет народного хозяйства, которому было поручено управлять государственным сектором российской экономики, разрабатывать общие нормы регулирования экономической жизни страны. После этого усилилось наступление на частную собственность: стала осуществляться национализация путем конфискации собственности промышленной, торговой, финансовой буржуазии в пользу государства.

Прежде всего, были национализированы банки, поскольку именно банковская система оказывает решающее влияние на организацию всей хозяйственной деятельности в стране. Национализация банков началась с захвата Государственного банка, следующим этапом была национализация акционерных и частных банков. В это же время ВЦИК утвердил декрет о национализации банковского дела в стране, по которому устанавливалась государственная монополия, то есть исключительное право государства на осуществление банковских операций.

После Октября практически развалилась налоговая система, что окончательно подорвало государственный бюджет. За первые полгода после революции расходы правительства составили от 20 до 25 млрд. руб., а доходы – не более 5 млрд. руб.

В апреле 1918 г. был издан декрет о национализации внешней торговли. Советское правительство объявило об аннулировании огромных внутренних и внешних долгов, сделанных царским и Временным правительствами.

В середине 1918 года началась гражданская война и иностранная интервенция и вместе с ними второй период истории экономики России (середина 1918 – 1920 г.) – жуткий этап «военного коммунизма».

Основным элементом политики «военного коммунизма» стала продразверстка (1919 г.) — сначала на хлеб, затем на картофель (1920 г.), на молоко и молочные продукты, яйца, мед, домашнюю птицу и другие сельхозпродукты. За эти поставки предусматривалась оплата по твердым ценам. Но поскольку бумажные деньги обесценивались очень быстро, то фактически продразверстка означала прямую конфискацию продовольствия.

Система мер «военного коммунизма» делала невозможными нормальные рыночные отношения. Безусловная национализация всей частной собственности в городах, чрезвычайные меры борьбы со спекуляцией и саботажем, жесткая централизация всего хозяйственного управления, натурализация экономических связей и уравнительность натуральных выплат за обязательный труд – вот обстановка той поры. В сфере экономики эта политика лишала крестьян хозяйственной заинтересованности, крестьянское хозяйство мертвело, а это делало проблематичным и дальнейшее развитие промышленности.

В этот период наряду с контрибуциями (дискриминационное налогообложение) основными денежными налогами были подоходный, промысловый, с прибыли от личных промыслов, на прирост прибылей торгово-промышленных предприятий. Однако к концу 1920 г. и налоги, и платежи предприятий перестают играть существенную роль в доходах бюджета — основным источником формирования доходов бюджета становится эмиссия денежных знаков.

В первой половине 1918 г. Народный банк (бывший Государственный банк) выпускал ежемесячно по 2-3 млрд. практически ничем не обеспеченных рублей – «керенок». В январе 1919 г. в России в обращении находилось 61,3 млрд. руб., две трети которых составляли «керенки» советского выпуска. В феврале 1919 г. были выпущены первые советские деньги, которые назывались «расчетные знаки РСФСР». В мае 1919 г. Народному банку было предписано выпускать денег столько, сколько нужно для хозяйства страны. В течение 1919 г. количество бумажных денег увеличилось до 225 млрд. руб., а в 1921 г. до 2,3 трлн. руб.

В результате безудержной эмиссии уровень цен достиг невиданных масштабов. Массовая инфляция служила формой косвенного налогообложения в пользу государства при изъятии у крестьян сельскохозяйственной продукции. В 1921 г. покупательная способность 50-тысячной купюры приравнивалась к довоенной монете в одну копейку. Однако совсем без полноценных денег обойтись было невозможно, поэтому в стране наиболее распространенными единицами измерения ценностей стали хлеб и соль.

В результате проведения такой денежной политики была полностью разрушена финансовая система страны.

К концу 1920 г. стал подниматься вопрос об отмене денежных налогов. В марте 1921 г. X съезд РКП(б) принял решение о замене продразверстки продналогом. Это означало коренное изменение способа заготовок продовольствия и сельскохозяйственного сырья. Тем самым было положено начало новой экономической политике (нэпу), и начался третий период советской социально-экономической истории (с марта 1921 по 1928 гг.).

Продналог устанавливался как долевое отчисление от произведенной продукции. Первоначально величина продналога была на уровне 20% от чистого продукта крестьянского хозяйства, а затем он был снижен до 10% урожая. К концу 1921 г. насчитывалось 13 натуральных налогов, взимавшихся более чем 18 видами продуктов.

Ленин в своих работах так характеризует нэп: интересы класса рабочих и класса крестьян различны – мелкий земледелец не хочет того, чего хочет рабочий, следовательно, необходима компромиссная система, без которой невозможно восстановление народного хозяйства и дальнейшее развитие страны.

Главным требованием крестьян в этот период было восстановление свободного товарного оборота продуктов. Поэтому нэп – это политика восстановления товарно-денежных отношений. Но поскольку промышленность государственного сектора в то время мало что могла предложить крестьянам в обмен на их продукцию, в городе пришлось дать значительную свободу частному капиталу.

Чтобы быть готовым снова вернуть себе «утраченные» позиции, Советская власть одновременно с нэпом начала формировать плановые органы. В феврале 1921 г. была учреждена Государственная плановая комиссия (Госплан).

Начиная с 1921 г. постепенно восстанавливаются все финансовые звенья — налоги, займы, сберегательное дело, государственное, имущественное и личное страхование. Поскольку рынок немыслим без стабильной денежной системы, в 1922 - 1924 гг. была проведена эффективная денежная реформа, позволившая эмитировать новую советскую валюту – червонец.

У истоков этой сложной и огромной работы стоял нарком финансов Григорий Яковлевич Сокольников, который еще в 1918 г. возражал против безудержной денежной эмиссии. Но в тот момент Сокольников не был понят, эмиссия продолжалась, и только чудом не был воплощен в жизнь план полного аннулирования денег и закрытия наркомата финансов за ненадобностью.

Теперь, в новых хозяйственных условиях, для оздоровления финансовой системы следовало, с одной стороны, снять запреты на все виды торговли. С другой стороны, надо было ликвидировать огромный бюджетный дефицит путем резкого сокращения государственных расходов и развития эффективной налоговой системы.

Наркомфин (народный комиссариат финансов) во главе с Г.Я. Сокольниковым настаивал на том, чтобы снять с государственного обеспечения массу мелких убыточных предприятий, сократить огромный бюрократический аппарат советских учреждений и численность бойцов Красной Армии.

Под руководством Г.Я. Сокольникова заново создавались финансовые органы в центре и на местах, подбирались квалифицированные работники. Так, для подготовки денежной реформы был приглашен опытный финансист Н.Н. Кутлер, который участвовал в проведении знаменитой реформы С.Ю. Витте в 1895-1897 гг.

В течение всего 1922 г. шла острая дискуссия о том, как проводить денежную реформу, что взять за мерило ценности при переходе на новые деньги. Предлагался так называемый «товарный рубль», который был бы связан лишь со средним курсом товаров, или с товарным индексом. Сокольников же настаивал на золотом стандарте, и к концу 1922 г. было решено проводить реформу на основе золотого стандарта.

Для стабилизации рубля была проведена деноминацияденежных знаков. Сначала в 1922 г. были выпущены так называемые совзнаки. Новый рубль приравнивался к 10 тыс. прежних рублей. В 1923 г. были выпущены другие совзнаки, один рубль которых равнялся 1 млн. прежних денег и 100 рублям образца 1922 г.

Одновременно с выпуском новых совзнаков, в конце ноября 1922 г. была выпущена в обращение новая советская валюта – «червонец», приравненный к 7,74 г. чистого золота, или к дореволюционной золотой десятирублевой монете. Новые «золотые банкноты» на 25% обеспечивались золотом, другими драгоценными металлами и иностранной валютой, на 75% - легкореализуемыми товарами, векселями и прочими обязательствами.

Выпуск червонцев означал перелом в развитии финансовой системы России. Было строго запрещено использовать червонцы для покрытия бюджетного дефицита. Они предназначались прежде всего для кредитования промышленности и коммерческих операций в оптовой торговле. И хотя на 1 января 1923 г. доля червонцев в денежной массе была ничтожна – всего 3%, во втором полугодии они почти вытеснили совзнаки из крупного хозяйственного оборота. Уже осенью крестьяне соглашались продавать зерно только за червонцы. Устойчивость червонца подтверждалась тем, что Госбанк обменивал все предъявляемые банкноты на иностранную валюту по твердому курсу.

Осенью 1922 г. были созданы фондовые биржи, где разрешалась купля-продажа валюты, золота, облигаций государственных займов по свободному курсу. Если курс червонца поднимался выше официального паритета, Госбанк скупал золото и иностранную валюту на бирже, выпуская дополнительное количество червонцев, и наоборот. В результате этого в течение 1923 г. курс червонца повышался по отношению к иностранным валютам. Уже в 1925 г. червонец стал конвертируемой валютой, он официально котировался на различных валютных биржах мира.

Заключительным этапом реформы была процедура выкупа совзнаков. В марте 1924 г. был определен фиксированный курс из расчета 50 тыс. руб. совзнаками 1923 г. за 1 руб. золотом казначейскими билетами.

Одновременно с денежной была проведена налоговая реформа. Первым был срочно разработан и введен промысловый налог на частную торговлю и промыслы. В крупных торговых центрах он состоял из двух частей: патентного обложения и уравнительного сбора. Оплата патента давала право торговать или производить товары. Уравнительный сбор взимался в размере 3% от оборота.

Подоходно-поимущественный налог, введенный в 1923 г., учитывал рост доходов и цен, выраженных в государственных денежных знаках. Его ставка менялась в зависимости от падения курса денег. Кроме того, налоговая шкала имела прогрессивный характер, т.е. ставка увеличивалась с ростом доходов и стоимости недвижимости конкретного владельца. В 1924 г. эта форма налогового обложения была преобразована в подоходный налог.

Наряду с прямыми налогами, быстро формировалась и система косвенных налогов. Уже в ноябре 1921 г. было введено обложение акцизом виноградных и плодово-ягодных вин. В следующем году акцизы были включены в цены на табак, папиросы, спички, пиво, чай, кофе, сахар, соль, керосин и др. Начиная с 1923/24 г. акцизы стали одним из основных источников пополнения финансовых ресурсов государства.

В середине 1921 г. была предпринята очередная попытка составить сбалансированный государственный бюджет. В этой связи последовала команда «сверху» резко снизить государственные расходы прежде всего за счет сокращения штатов и затрат на военные нужды.

В конце декабря 1921 г. IX Всероссийский съезд советов утвердил госбюджет на 9 месяцев. Уравновесить его доходы и расходы удалось только на бумаге. К октябрю 1922 г. он был сведен с дефицитом 230 млн. руб. в следующем 1922/23 г. ситуация в основном повторилась, но с некоторыми улучшениями. Чтобы как-то адаптироваться к обвальному обесцениванию денег, государственный финансовый план составлялся на каждый месяц. Только в 1924/25 г. государственный бюджет удалось сбалансировать. Создание в крайне сжатые сроки бездефицитного государственного бюджета в твердой валюте – одно из самых крупных достижений новой экономической политики в двадцатые годы. Благодаря нему государство получило в свое распоряжение мощный финансовый инструмент для разрешения масштабных экономических и социальных проблем.

В середине 1920-х гг. 65% - 70% доходной части бюджета формировалось за счет налогов и акцизов. Еще около трети давали доходы от транспорта. Такие радикальные изменения произошли не сами по себе, а в результате воздействия двух факторов: во-первых, быстрого восстановления производственного сектора народного хозяйства, а во-вторых, - динамичного роста производительности труда в промышленности, сельском хозяйстве и на транспорте, что, в свою очередь, сделало ключевые отрасли рентабельными. Результатом стало значительное расширение доходной базы государственного и местных бюджетов.

За очень короткий срок в России удалось создать разветвленную сеть государственных, кооперативных и частных кредитных учреждений, которые стали важным звеном нового хозяйственного механизма, способствовавшего относительно устойчивому кругообороту товаров, денег и капитала. Возглавлял эту систему Госбанк СССР. В систему входили шесть банков союзного значения: Центральный сельскохозяйственный, Торгово-промышленный, Всероссийский кооперативный, Внешторгбанк, Банк для электрификации, Центральный банк коммунального хозяйства и жилищного строительства. Затем шли банки республиканского и областного значения. В общей сложности в 1926 г. функционировало 18 банков. Замыкали перечень местные кредитные учреждения: коммунальные банки, общества сельскохозяйственного кредита, общества взаимного кредита, городские ломбарды и сберегательные кассы.

Наибольший удельный вес среди активных операций банков в период расцвета нэпа занимали учет векселей и выдача ссуд под товары, в том числе под сделки с хлебом, а также предоставление целевых кредитов. В 1924 г. было отмечено удвоение резервного фонда банковской системы. С началом свободного обмена банкнот на иностранную валюту по устойчивому курсу возросло доверие населения к банкам. Стоит отметить также, что банки лучше и быстрее других секторов народного хозяйства адаптировались к рыночным условиям.

Общества сельскохозяйственного кредита лидировали по объемам вкладов и учетно-ссудных операций; Центральный сельхозбанк – по размеру уставного капитала и привлеченных средств целевого назначения. Основные кредиты этого банка использовались на производственные нужды.

Большое внимание уделялось внешней торговле. Нарком финансов Г.Я. Сокольников неоднократно подчеркивал, что успешное экономическое развитие страны возможно лишь в том случае, если она сможет «хозяйственно примкнуть к мировому рынку». Вопреки мнению Ленина, который твердо настаивал на государственной монополии внешней торговли, Сокольников выступал за ее некоторую либерализацию, поскольку это не только позволило бы пополнить золотой запас страны, но и обеспечило бы поступления в бюджет от таможенных пошлин, а также увеличило бы емкость внутреннего рынка. К осени 1922 г. стало ясно, что внешнеторговый оборот страны заметно отстал от общих темпов хозяйственного подъема. В первом полугодии 1922 г. стоимость экспорта составляла не более 3% от уровня 1913 г., при этом стоимость импорта в десять раз превосходила стоимость экспорта. Это объяснялось тем, что на восстановление промышленности нужно было все больше закупать за рубежом сырья и оборудования. Расширять же импорт можно было только за счет роста экспорта, например, излишков сельскохозяйственной продукции. Г.Я. Сокольников пытался добиться разрешения на временную либерализацию ввоза и вывоза для крестьян и предприятий по отдельным категориям товаров. Правительство же опасалось того, что производители, получив право свободного выхода на мировой рынок, почувствуют свою независимость от государства и начнут бороться против власти. Исходя из этого, руководство страны всеми силами старалось не допустить демонополизации внешней торговли.

И все же в стране происходило возрождение рыночной экономики, освобождение ее от оков «военного коммунизма». С 1921 г. по 1926 г. объем промышленного производства возрос более чем в три раза и практически приблизился к уровню 1913 г.

Несмотря на успехи финансовой политики в 1922-1924 гг., определённые круги по-прежнему выдвигали свои требо­вания к Наркомфину, которые касались в основном повы­шенного финансирования промышленности. Средства пред­лагалось получить с помощью усиления налогового бреме­ни крестьянства, отдавая предпочтение государственной промышленности по сравнению с «мелкобуржуазным звеном крестьянского хозяйства», а также от эмиссии (что про­тиворечило всей предыдущей финансовой политике). Г.Я. Сокольников утверждал, что этот путь губителен и может привести лишь к инфляции и крушению валюты, созданной с таким трудом. В его планы входило «постепенное и осторожное», но уверенное продвижение вперёд и соблю­дение внутреннего равновесия всего хозяйственного ме­ханизма, измерителем состояния которого является де­нежное обращение.

Споры о допустимых пределах эмиссии продолжались в течение всего 1925 г., который принёс богатый урожай и интенсивное восстановление промышленности. Госплан и ВСНХ требовали от Наркомфина утверждения линии «кредит­ного либерализма», увеличения денежной массы. Этому способствовало две группы причин. Во-первых, ряд хозяй­ственных руководителей отрицали существование объек­тивных хозяйственных законов при социализме и относи­лись к эмиссии как простому способу финансирования. Во-вторых, в конце 1925 г. на XIV Съезде ВКП(б) был принят курс на индустриализацию, что требовало огромных ресур­сов. Однако реальных средств не было, и эмиссия стала главным источником денег для подъёма промышленности, создания мощного военно-промышленного комплекса и бо­еспособной армии.

К 1926 г. даже курс червонца не под­держивался искусственно на фиксированном уровне. В итоге деньги были выпущены раньше, чем по определённой программе, и увеличение денежной массы повлекло наруше­ние равновесия товарооборота и количества денег в обра­щении. Финансовая политика 1925 и 1926 гг. перечеркнула блестящие результаты денежной реформы. К тому времени Г.Я. Сокольников уже практически потерял возможность влиять на ситуацию. 16 января 1926 г. он был освобождён от должности министра финансов. В 1930-х гг. Г.Я. Сокольников был репрессирован и погиб в 1939 г.

В 1928 г. начался четвертый период истории экономики России (1928-1985гг.) – самый длительный этап государственного социализма.

К концу 20-х гг. развитие страны необратимо двигалось к тоталитаризму, т.е. контролю государства над всеми сферами жизни общества. Идеологией советской тоталитарной системы являлся сталинизм, отличавшийся крайним догматизмом и абсолютной непримиримостью к инакомыслию.

НЭП был полностью свернут. «Союз пролетариата и крестьянства», который являлся основным условием строительства социализма, превратился в систему внеэкономической эксплуатации деревни, неэквивалентного обмена, выкачивания ресурсов из сельского хозяйства в пользу гипертрофированного развития промышленности.

К 1930 г. в промышленности государственный сектор становится господствующим, в нем производилось 94,4% валовой продукции. Колхозы и совхозы — главные производители сельхозпродукции. Оптовая и розничная торговля почти полностью сосредоточивалась в руках государства и потребительской кооперации. Основным производственным звеном стали предприятия, действующие на началах хозяйственного расчета в условиях централизованного планового управления народным хозяйством. Все показатели деятельности предприятий планировались и носили директивный характер. Предприятия социалистического сектора вносили в бюджет 86 видов налогов и платежей, из которых наибольшие поступления средств обеспечивал промысловый налог (21,5% в 1929-1930 бюджетном году), 63 вида налогов и платежей обеспечивали поступление лишь 14% доходов бюджета. Таким образом, вновь возникла необходимость реформирования налоговой системы с целью ее упрощения и упорядочения.

В 1930 г. была проведена налоговая реформа, в результате которой вместо 63 различных налогов и платежей в бюджет, которые регулировали производственную деятельность предприятий, было введено два основных вида: налог с оборота и отчисления от прибыли (для колхозов устанавливался один вид – подоходный налог). Но поскольку предприятия функционировали на основе обязательных плановых заданий, то налоги уже не осуществляли свою регулирующую роль, а всего лишь обеспечивали доходы для государственной казны.

Большие изменения претерпела система распределения прибыли в промышленности. По закону от 2 сентября 1930 г. промышленные предприятия стали отчислять в бюджет 81% прибыли. Остальные 19% прибыли направлялись: в фонд улучшения быта работников — 9%, на расширенное воспроизводство — 9,8% и на образование фонда премирования — 0,2%. Все эти отчисления осуществлялись по соответствующим нормативам, устанавливаемым вышестоящими организациями (специализированными наркоматами). Свободный остаток прибыли перечислялся в соответствующий бюджет в зависимости от подчиненности предприятия. До 1986 г. финансы СССР были построены на принципах распределения и перераспределения национального дохода, разработанных в 1930 г.

Существенное значение в налоговой системе страны 30-х гг. имели промысловый налог и 12 акцизов. Их доля в доходах бюджета за 1929-1930 гг. составляла 29,1%. Не были унифицированы и были сохранены как самостоятельные 27 различных сборов и платежей, обеспечивающих поступление примерно 1/5 доходов государственного бюджета.

На протяжении 1930-1932 гг. фактически было покончено с рыночными методами и в кредитной системе. Кредит был заменен централизованным финансированием. Был запрещен коммерческий кредит между предприятиями, отменялось вексельное обращение. Упразднялся долгосрочный кредит для государственных предприятий, ему на смену пришло безвозвратное финансирование на инвестиционные цели.

Долгосрочное кредитование сохранялось только для колхозов, промысловой и потребительской кооперации. Ранее самостоятельные банки стали подчиняться наркомату финансов. Банки по своей сути уже больше не являлись кредитными учреждениями. На их счетах находились лишь собственные финансовые ресурсы государственных предприятий и бюджетные ассигнования, предназначенные для капитальных вложений, к тому же эти ресурсы можно было использовать только в строгом соответствии с планом.

В связи с ликвидацией кооперативных банков, все операции по краткосрочному кредиту перешли к Госбанку, который сосредоточил у себя до 97% всего объема краткосрочного кредитования. Для оставшихся к тому времени немногочисленных частных предприятий стали просто недоступны какие-либо формы кредитов. К концу 1930-х гг. в стране осталось всего семь банков: Госбанк, Внешторгбанк и пять банков долгосрочных вложений (в 1959 г. эти пять банков влились в Стройбанк и в СССР осталось всего три банка).

Постепенно усугублялось расстройство денежной системы. Госбанк начал широкомасштабную денежную эмиссию. Денежная масса, которая в 1926/1927 хозяйственном году составляла 1,3-1,4 млрд. руб., в 1933 г. достигла 8,4 млрд. руб., а в 1937 г. – 11,2 млрд. руб.

Цены свободного рынка тут же отреагировали на эмиссию: в 1932 г. они выросли почти в восемь раз, в том числе на промышленные товары более чем в пять раз, а на продукцию сельского хозяйства – почти в 13 раз.

Государство пыталось удержать цены в оптовой и розничной торговле на стабильном уровне, но это привело к острому товарному дефициту, вследствие чего со второй половины 1928 г. вводиться карточная система распределения.

В 1936 г. цена за 1 кг хлеба была 1 руб., сахара – 4 руб., мяса – от 5 до 9 руб., дамские туфли стоили 280 руб., мужское пальто – 350 руб. Средняя заработная плата рабочего в середине 1930-х гг. равнялась 150 - 200 руб., пенсия – 25-50 руб., причем пенсии по старости получали далеко не все категории населения. Квартирная плата составляла незначительную часть совокупных расходов семьи, поскольку основные затраты по содержанию жилищного фонда несли сами предприятия или городские коммунальные службы.

Начиная с 1929 г., в экономике утвердилась административная система управления, которая фактически вернула страну к политике «военного коммунизма», но уже в новых условиях. Директивное плановое распределение ресурсов и продукции окончательно вытеснило рыночные отношения.

Ведущей расходной статьей бюджетов довоенных пятилеток были затраты на развитие народного хозяйства. В первой пятилетке они составляли 5,5 млрд. руб., во второй — 18,4 млрд. руб., или увеличивались в 3,3 раза.

Только за годы первой пятилетки (1928-1933 гг.) было введено 1500 новых промышленных предприятий. Объем продукции вырос в 3 раза. Была достигнута технико-экономическая независимость страны, создано собственное машиностроение. В колхозах было сосредоточено 615 крестьянских хозяйств. Было создано почти 2,5 тыс. МТС с 150 тыс. тракторов. Не менее впечатляющими были и итоги второй пятилетки. Построено 4500 новых предприятий промышленности. Доля тяжелой промышленности увеличилась до 58%. В колхозах – 93% крестьян.

За две пятилетки были созданы новые для России отрасли – автомобилестроительная, тракторная, нефтехимическая, авиационная. Если в 1913 г. царская Россия занимала прочное пятое место в мире по общему уровню экономического развития, то к концу 30-х гг. Советский Союз вышел на второе место после США по объему национального дохода.

Индустриализация советской экономики потребовала колоссального напряжения и мобилизации всех ресурсов страны. Создание крупной промышленности рекордно высокими темпами произошло в условиях снижения жизненного уровня населения и общих темпов развития всего народного хозяйства в целом:

- В первом же году первой пятилетки была введена карточная система распределения хлеба, просуществовавшая до января 1935 г.

- В июне 1929 г. у «кулаков» экспроприировано 3,5 млн. тонн зерна вопреки ранее данным гарантиям свободы продажи хлеба.

- В 1930-1931 гг. выдворено на поселение в неосвоенные районы около 1,8 млн. человек.

- детская смертность в 1935-1939 гг. превысила 20%.

- В 1931-1933 гг. в стране разразился страшный голод. В тот же период было экспортировано 70 млн. пудов зерна.

- в 1931 г. учреждается ГУЛАГ (Главное управление лагерей).

К началу 1933 г. общее количество заключенных составило примерно 300 тыс. человек, в 1937 г. – 996 тыс. человек, а в 1941 – 1 млн. 416 тыс. человек. По различным оценкам в разное время в этой системе работало от 10 до 15 млн. заключенных. Если прибавить сюда еще до 35 млн. крестьян, прикрепленных к земле, и чей труд мало отличался от лагерных условий, то получается, что едва ли не 4/5 всей экономики было основано на прямом внеэкономическом принуждении, которое, как известно, является крайне неэффективной экономической системой.

- В 1932 г. был принят закон, наказывающий длительными сроками лагерей или расстрелом за хищение колхозной собственности (закон о «пяти колосках»).

- В 1932 г. была введена паспортная система с обязательной пропиской граждан.

- В декабре 1939 г. принято постановление «О мероприятиях по улучшению трудовой дисциплины», предполагающее увольнение и передачу дела в суд за 20 мин. опоздания на работу. Запрещены увольнения и переходы с одного места работы на другое по инициативе самих работников.

- В июне 1940 г. был принят указ о 8-часовом рабочем дне при семидневной рабочей неделе.

Таким образом, страна приобретала мощь – люди превращались в «винтики» огромной бюрократической машины. Промышленность бурно росла – люди испытывали постоянный дефицит товаров первой необходимости. Люди, как всегда, жили и трудились ради государства. Когда грянула Великая Отечественная война, все другие интересы, кроме спасения Родины, отодвинулись на второй план. Опыт первых пятилеток – мгновенной мобилизации ресурсов в нужное время и в нужном месте – помог во время войны.

Начавшаяся 1 сентября 1939 г. вторая мировая война заставила советское руководство уделять больше внимания проблемам вооруженных сил. В 1940 г. ассигнования на военные нужды составили 32,6% расходной части государственного бюджета.

В период Великой Отечественной войны финансовая политика носила мобилизационный характер, подчиняясь выполнению текущих, месячных и квартальных планов.

С началом войны резко понизились доходы от налога с оборота и отчислений от прибыли, так как в результате временной потери ряда важнейших промышленных районов сократилась, а в некоторых местах полностью приостановилась хозяйственная деятельность.

Поступления от налога с оборота по сравнению с 1940 г. уменьшились более чем на 60%, а отчисления от прибыли — на 70%, в то время как налоги с населения возросли на 260%. В начале войны была установлена 100%-ная надбавка к сельскохозяйственному и подоходному налогам, обеспечившая значительный рост налоговых поступлений.