Глава V. Финансы России в XX веке.

К началу XX в. население России увеличилось до 126 млн. человек. Крестьяне составляли 77,1% населения. В сельском хозяйстве 30 тыс. помещиков и 10 млн. крестьян имели примерно одинаковое количество земли – по 70 млн. десятин. Помещики оставались главными собственниками земли. За счет хлебопашества крестьянин покрывал от четверти до половины своих потребностей, а часть своей продукции продавал, сокращая потребление, но не ради товарного обмена на другие продукты, а ради уплаты податей и налогов. Крестьяне уже были довольно дифференцированы в социальном смысле: пятая часть крестьянства прибрала к рукам почти половину крестьянской земли. Бедняки составляли 50% крестьян и владели 30% земли. В городах проживало 12,8% населения. Индустриальные рабочие составляли немногим более 1% населения.

Таким образом индустриальное развитие России в к. XIX - н. XX вв. происходило за счет эксплуатации и без того отсталого земледелия, которое было обременено чрезвычайными налогами. Как и подобает стране с развивающейся промышленностью, в середине 90-х гг. Россия вплотную столкнулась с рабочим движением, забастовками, наконец, с первыми революционными организациями российского пролетариата. В 1895 г. двадцатипятилетний В.И. Ульянов создал свою первую марксистскую организацию «союз борьбы за освобождение рабочего класса», того самого класса, который еще только выходил на арену экономической и социальной жизни.

9 января 1905 г. в Санкт-Петербурге была разогнана мирная демонстрация, направлявшаяся к царю с петицией об улучшении жизни рабочих, при этом было убито более двух тысяч человек. Это событие, а также неудачная русско-японская война (1904-1905 гг.) ослабившая государство, подтолкнули взбудораженные массы к антиправительственным выступлениям. Началась первая русская революция 1905-1907 гг. Николай II вынужден был пойти на определенные уступки под угрозой краха империи. В ноябре 1905 г. был издан Манифест, по которому сначала уменьшались выкупные платежи крестьян за землю, а с 1 января 1907 г. они полностью отменялись.

Революционные события имели негативные последствия для экономики страны: заметно ослабла активность предпринимателей, уменьшился торговый оборот. Из-за стачек сократилось промышленное производство, были уничтожены материальные ценности – промышленные здания, железнодорожные сооружения. Сократились капиталовложения в экономику, из частных банков изымались вклады и переводились за границу. Все это поставило царское правительство на грань банкротства, и лишь заем во Франции в апреле 1906 г., заключению которого энергично содействовал С.Ю. Витте, на 2,25 млрд. франков (844 млн. руб.), спас тогдашнее финансо­вое положение России.

В 1905 г. была начата подготовка к выборам в государственную Думу, представительного и законодательного органа, о котором еще в н. XIX в. писал М.М. Сперанский. Николай II дал обещание, что никакой закон не будет принят без одобрения Думы. Всего за период до 1917 г. в России осуществляли свою работу четыре Государственные Думы. Наряду с незначительными вопросами, депутаты думы занимались и самыми важными проблемами страны, которые необходимо было решать под угрозой новых революционных выступлений. Среди таких важнейших вопросов был аграрный. III Дума одобрила указ о проведении аграрной реформы, известной как Столыпинская.

8 июля 1906 г. председателем Совета министров стал Петр Аркадьевич Столыпин (1862-1911), выдающийся государственный деятель России начала XX в. Он был выходцем из старинного дворянского рода, получил блестящее образование в Петербургском университете. 1905 г. застал его в должности губернатора Саратовской губернии, где проходили особенно массовые волнения крестьян. П.А. Столыпин в поездках по деревням видел, что крестьянские волнения – результат неустроенности жизни, поскольку крестьяне не имеют возможности свободно хозяйствовать на земле, они по-прежнему закабалены круговой порукой в общине, уравнительными земельными переделами.

Будучи убежденным монархистом, сторонником сильной и твердой власти, Столыпин зарекомендовал себя как последовательный реформатор социально-экономической и политической структуры российского общества. Своими преобразованиями он стремился вывести Россию в число наиболее развитых мировых держав. Он предполагал сначала подавить революционное движение, а потом – проводить всесторонние реформы. Но в действительности пришлось и то, и другое осуществлять одновременно.

П.А. Столыпин пришел в правительство в сложное время крестьянских восстаний, рабочих стачек, террора. По официальным данным в результате террористических актов и революционных выступлений было убито 4126 и ранено 4552 должностных лица. Сам П.А. Столыпин испытал десять покушений. Царское правительство ответило карательными мероприятиями. Всего за 1907-1909 гг. ко всем видам наказания за участие в революционном движении было приговорено 26 тыс. человек.

Основные мероприятия столыпинской аграрной реформы сводились к следующему:

- община перестает считаться законной формой землевладения и землепользования, крестьяне могут выходить из общины на хутора;

- и крестьянская, и помещичья, и государственная земля отныне могла свободно отчуждаться, покупаться и продаваться, то есть находиться в свободном рыночном обороте со свободными ценами;

- был выделен специальный земельный фонд, который передавался крестьянскому банку. Банк мог продавать эту землю крестьянам на льготных условиях, одновременно и кредитуя их. Поощрялась кредитная кооперация крестьян: в 1911 г. был создан специальный центр кредитной кооперации – Московский народный банк.

По-разному можно оценить итоги аграрной реформы. За десять лет четверть хозяйств вышло из общин. Большинство крестьян выходило из общин с целью продать свою землю (52,5%) и лишь 18,7% собирались вести самостоятельное хозяйство. Столыпинская реформа не предусматривала ликвидации помещичьего землевладения. Существовала лишь теоретическая возможность постепенной мобилизации помещичьей земли в руках сельской буржуазии сугубо рыночным путем. Русские помещики никак не могли согласиться с идеей, что земля принадлежит крестьянам. Если бы реформа соответствовала хозяйственному духу русского крестьянства, то Россия, возможно, избежала бы трагедии 1917 г.

Крестьянский надел и общинное землевладение тысячу лет были основой устойчивости русского общества. Разрушая общину, Столыпин своими руками толкал Россию к неустойчивому состоянию, что и сказалось в годы войны и революции.

Тем не менее, со всей определенностью можно сказать, что эта аграрная реформа ускорила процесс развития рыночной экономики в России. Реформа была направлена на формирование эффективного фермерского хозяйства, что в отдаленной перспективе могло окончательно вытеснить помещичье хозяйство.

Столыпин надеялся в результате реформы создать в деревне слой зажиточных крестьян-собственников, которые будут заинтересованы в социальной стабильности, и тем самым выбить почву из-под ног революционеров.

Судьба Столыпина, как и судьбы многих российских реформаторов, окончилась трагически. Он был смертельно ранен в Киеве эсером Д. Богровым и скончался 5 сентября 1911 г.

В 1909-1913 гг. в России начался новый экономический подъем, который охватил практически все народное хозяйство страны. Темп роста промышленной продукции ускорился и в среднем составил 7,4%. Россия по этому показателю опережала такие развитые страны, как Англия, Франция, Германия, США.

Органы управления финансами в России разделялись на законодательные, исполнительные и судебные. Законодательная финансовая власть (утверждение смет государственных доходов и расходов, установление новых налогов и сборов, учреждение исполнительных финансов органов) принадлежала императору.

Совещательными учреждениями при императоре были:

-Государственный Совет (сферой финансов занимался Департамент государственной экономии);

- Комитет министров по делам высшей администрации;

- Комитет финансов для обсуждения кредитных дел.

Исполнительная финансовая власть была предоставлена Министерству финансов и его местным учреждениям и представителям. К взысканию налогов и сборов были привлечены и другие ведомства, а также земские и городские управы и волостные правления.

Главной обязанностью Министерства финансов было исполнение сметы государственных доходов и расходов, управление государственным кредитом, организация и контроль денежного обращения.

В ведении Министерства финансов находилась большая часть поступлений налогов и сборов в государственный бюджет. Часть доходов поступала от других министерств:

- доходы от казенных лесов и земель – от Министерства земледелия и государственных имуществ;

- почтовый и телеграфный доход – от Министерства внутренних дел;

- доходы от железных дорог – от Министерства путей сообщения.

Помимо функций управления финансами на Министерство до 1905 г. (года учреждения Министерства торговли и промышленность) возлагалось попечительство о развитии в России торговли и промышленности.

В состав Министерства финансов входили банки:

- Государственный банк;

- Государственный дворянский земельный банк;

- Крестьянский поземельный банк.

Центральным учреждениям Министерства подчинялись местные губернские и уездные учреждения. Казенные палаты в губерниях заведовали делами по взиманию прямых налогов, счетоводством и отчетностью по приходу и расходу казначейских сумм.

При казенных палатах состояли податные инспекторы, как правило, один на уезд. Они контролировали поступление прямых налогов, выкупных платежей от сельских обществ и поземельных сборов.

Заведование на местах акцизами и казенной продажей питей было сосредоточено в акцизных управлениях, в ведении которых находились акцизные округа во главе с окружными акцизными надзирателями.

Местными учреждениями Министерства финансов являлись также конторы и отделения Государственного, Дворянского и Крестьянского банков, таможенные округа с таможнями различных разрядов, округа Пограничной стражи и фабричная инспекция.

Центральные и местные учреждения Министерства финансов обеспечивали две трети поступлений в доходную часть государственного бюджета. В период с 1902 по 1912 гг., поступления от налогов, пошлин, сборов, казенной продажи питей, государственных имуществ и капиталов увеличились на 1 млрд. руб.

Финансовая система России в начале XX века традиционно базировалась на на­логовых поступлениях, доходах от деятельности казенных предпри­ятий, а также осуществлении крупных казенных хозяйственных операций. При этом объем налоговых доходов бюджета составлял не многим более 40% от общих поступлений. Кроме того, в Россий­ской империи существовали обыкновенный и чрезвычайный воен­ный государственный бюджеты, последний из которых представлял собой бюджет финансирования военных нужд государства.

Структура основных налоговых доходов обыкновенного бюдже­та в начале XX в. выглядела следующим образом:

Прямые налоги:

а) поземельный налог;

б) подомовой, или квартирный налог;

в) промысловый налог;

г) пошлины, гербовые сборы и патенты.

Косвенные налоги:

различные виды акцизов:

• табачный налог;

• сахарный налог;

• соляной налог;

• нефтяной налог;

• спичечный налог и др.

• Винная монополия

Основу прямого налогообложенияв России составляла система так называемых реальных или объектных налогов, т.е. налогов, облагающих конкретный объект собственности или хозяйственную единицу. Она создавалась исходя из традиций русской хозяйственной жизни, специфики собственности на землю, особой роли гoсударства в развитии экономики.

В 1901 г. доходы от государственного поземельного обложения в России составили 9,87 млн. руб., в 1903 г. — 14,97, в 1912 г. — 25,53 млн. руб. Наибольшее увеличение пришлось на 1906 г., когда истек срок льгот по уплате этого налога, данных в 1896 г. на 10 лет.

Доходы от взимания подомового, или квартирного, налогасоставили 9,79 млн. руб. в 1903 г. и 30,35 млн. руб. в 1912 г. Естественным объяснением столь резкого увеличения является значительный рост городской недви­жимости. Государственный квартирный налог без всяких изменений в ставках налога поднялся с 5,10 млн. руб. в 1903 г. до 8,47 млн. руб. в 1912 г., т.е. увеличился на две трети.

И все же наиболее значимой в рамках прямого налогообложения Российской империи начала XX в. была система налоговых сборов с торговых и промышленных предприятий. Интересно, что сама система обложения пред­принимательских доходов носила во многом целевой характер. Так, поступления от промысловых налогов, собираемые Департаментом торговли и промышленности Министерства финансов, затем распре­делялись этим же Департаментом по расходным статьям бюджета, обеспечивающим деятельность административных, учебных и науч­ных учреждений. В их задачу входило обеспечение технического рос­та и переподготовка кадров за казенный счет для отечественного производства.

Промысловый налог, как и прочие прямые российские налоги, яв­лялся налогом реальным, т.е. налогом, облагающим деятельность конкретного предприятия или хозяйственного объекта. Объектом его обложения являлся всякийпромысел, за исключением сельскохозяй­ственного. Это был налог на всякую хозяйственную деятельность в виде промысла, имевшую целью получение дохода. Под промыслами понималась промышленная переработка сырья, торговля, транспорт и разные виды свободных профессий (врачи, адвокаты, литераторы и пр.). Занятия сельским хозяйством не облагались промысловым налогом прежде всего потому, что они облагались поземельным на­логом. Субъектом промыслового налога являлось лицо, занимаю­щееся каким-то промыслом.

От 10 до 15% доходов от промыслового налога направлялось на мероприятия, поощряющие развитие отечественного производства, подготовку квалифицированных кадров, рост технического уровня отечественной промышленности.

Расходы учреждений Министерства финансов по части торговли и промышленности шли на содержание Главной Палаты мер и весов, агентов Министерства за границей, фабричной инспекции, пробир­ных учреждений и лабораторий Министерства. За счет средств Министерства финансов существовала целая сеть высших, средних и низших учебных заведений.

К реальным налогам относился и налог на денежный капитал. Этим налогом облагались лица, имеющие капитал в денежном выра­жении, который они или накопили сами, или получили в наследство. Ставка налога составляла 5% с годового дохода. Налогом обла­гались прежде всего бумаги, приносящие определенный и неизмен­ный дивиденд: облигации государственных займов, промышленных предприятий, железных дорог. На­логом облагались также капиталы в виде вкладов в банках: выдавая вкладчику начисленные на его вклад или текущий счет проценты, банк обязан был удержать установленный налог.

Сборы с денежных капиталов в первое десятилетие XX в. росли почти так же интенсивно, как и другие реальные налоги. Последо­вательно возрастая из года в год, без всякого повышения ставок, эти сборы поднялись с 17,76 млн. руб. в 1903 г. до 30,41 млн. руб. в 1912 г., т.е. выросли на 41,6%.

Особый вид прямых налоговых платежей представляли пошлины, гербовые сборы и сборы за патенты.В компетенции Министерства финансов находились: особые сборы с промысловых свидетельств, пошлины с грамот и дипломов, сборы на патенты на торговые суда, сборы за привилегии и право собственности на фабричные рисунки и модели, пошлины с застрахованных от огня имуществ, пробир­ные сборы с золотых и серебряных изделий и слитков из драгоцен­ных металлов.

Интересна судьба подоходного налогав Российской империи. В течение всего XIX в. подоходное обложение отсутствовало. В конце столетия раздавались голоса в пользу его введения, и в Мини­стерстве финансов составлялись соответствующие проекты, но со­противление имущих классов оказалось настолько сильным, что они не были проведены в жизнь. Взамен подоходного налога в 1893 г. введен некоторый суррогат его в виде квартирного налога. Города России и некоторые поселения, согласно особому перечню, подразделялись на 5 классов, классы — на разряды по цене квартир.

В первом классе обложение начиналось с цены квартир в 300 руб., во втором — с 225, в третьем — со 150, 120 и в пятом — с 60. Обложение прогрессировало от 1,67% до 10%. Налог имел некоторые признаки подоходности, но признать его подлинно подоходным нельзя. Внешний признак — цена занимаемой квартиры — далеко не всегда указывала на высоту дохода данного лица (семейный человек занимает более дорогую квартиру не потому, что его доходы выше, а потому, что его семья больше). Помещик, занимающий в своем по­местье огромный дом, вовсе не платит квартирного налога (он живет не в городе). Чиновник, занимающий казенную квартиру, облагается не по действительной ценности квартиры, а по окладу «квартирных денег», присвоенных его должности. Православное духовенство было освобождено от уплаты этого налога независимо от цены занимаемой квартиры.

Настоящий подоходный налог был установлен лишь 6 апреля 1916 г. под влиянием тех требований, которые в связи с мировой войной предъявлялись к бюджету. Общеподоходный налог должен был взиматься по прогрессивным ставкам от 0,82 до 10% и строил­ся по прусскому образцу. Законом устанавливались многочислен­ные вычеты из дохода: издержки получения дохода, взносы хозяев по страхованию рабочих, отчисления на амортизацию, убытки отпорчи имущества (пожар и т.п.), проценты по долгам, пожертвова­ния, страховые премии по страхованию жизни. Однако России в то время не суждено было увидеть подоходного обложения: закон 6 апреля 1916 г. вступил в силу только с 1917 г.

В структуре налоговых доходов российского бюджета до 80% со­ставляли косвенные налоги, включающие акцизы и пошлины. При этом надо отметить, что доходы казны от акцизного и таможенного обложения в предвоенное десятилетие неизменно возрастали.

В русской экономической публицистике тех лет широко про­пагандировалась идея ликвидации акцизов и замена их прямым прогрессивным подоходным налогом. Представители демократических взглядов в русской экономической литературе писали о регрессивности косвенного обложения, о необходимости перенесения тяжести налогового бремени на более обеспеченные слои населения посредством отмены акцизов и замены их системой подоходного налогообложения. Оценивая влияние косвенного налогообложения того времени на экономику страны, финансовая наука приходила к выводу, что косвенные налоги буквально не давали дышать крестья­нину, в высокой степени тормозили торговлю и промышленность. Облагалось налогом все: товары, привозимые из-за границы, и то­вары, производимые внутри страны, предметы роскоши и предме­ты первой необходимости. Если бы возможно было составить спи­сок облагаемых товаров, то они составили бы несколько сот наиме­нований.

Совершенно особый вид косвенного обложения представляла собой казенная винная монополия.

Среди многих вопросов истории финансовой политики России вопрос о доходах с продажи питей занимает особое место. Эти дохо­ды давали значительные средства для бюджета на протяжении дли­тельного времени.

Характерно, что численность населения различных регионов России за девятилетний период возросла на 13—22%. Таким образом, естественный прирост доходов в 1904—1913гг. был вдвое выше прироста населения, что объяснялось в правительственных кругах общим улучшением экономического положения государства.

Однако рост налогообложения значительно опережал рост доходов на душу населения. За 20 лет (1895-1914гг.) народный доход России на душу населения возрос на 24%, тогда как налоги на душу населения только за 15 лет (1895-1910 гг.) увеличились на 63%. Подавляющая часть налогов уплачивалась малоимущими и неимущими. Таким образом, в финансовом механизме России формирование доходов бюджета в первое десятилетие XX в. было наиболее сложной проблемой.

Непроизводительные затраты государства, огромное железнодорожное строительство приводили к росту расходов бюджета. В этих условиях сбалансирование бюджета можно было обеспечить лишь займами и распродажей национального богатства иностранным инвесторам. К 1915 г. сумма иностранных капиталов в России достигает 2205 млн. руб., т.е. в 10 раз больше, чем в 1890 г. А это значит, что к началу первой мировой войны государственный долг России составлял свыше 9 млрд. руб., из которых примерно половина—внешний долг. К этой сумме долга надо прибавить еще 3 млрд. руб. гарантированных правительством железнодорожных займов, и получается, что при бюджете 3,5 млрд. руб. государственный долг России составил 12 млрд. руб., т. е. долг превышал бюджет более чем в 3,5 раза.

Как и в предыдущие годы, большое значение имела кредитная система во главе с государственным банком, который хранил золотой запас страны, осуществлял денежную эмиссию и основные расчетные операции. Вокруг госбанка сформировалась большая сеть акционерных коммерческих банков, основной задачей которых было финансирование всего хозяйства страны. На 1 июля 1914 г. в России насчитывалось всего 47 акционерных коммерческих банков. Особая активность была присуща трем «китам» - Русско-Азиатскому, Петербургскому международному и Азовско-донскому банкам, которым принадлежала почти половина всех банковских активов страны.

Динамичное развитие народного хозяйства России вывело страну по многим показателям на 4-5 место в мире после США, Англии, Германии и Франции. И хотя в целом экономика оставалась аграрной, темпы развития промышленного сектора были очень впечатляющими. Производство чугуна увеличилось в 5 раз, стали – в 13 раз, добыча угля – в 6 раз. Повсеместно в производстве происходил процесс обновления, реконструкции, создавались новые предприятия, новые отрасли, осваивались новые регионы, осуществлялась ускоренная механизация производства. Французский экономист Э. Тэри писал: «К середине текущего века Россия будет господствовать над Европой как в политическом, так и в экономическом, и финансовом отношении».

Однако по многим показателям экономика России отставала от других стран. Так, Россия была вынуждена закупать за границей большое количество промышленного оборудования, почти половину потребляемой сельскохозяйственной техники.

И все же следует подчеркнуть, что Россия перед Первой мировой войной не являлась отсталой страной. Это была аграрно-индустриальная страна со средним уровне развития.

Заметно изменилась социальная структура населения России, которое выросло до 165 млн. Городское население возросло до 26,5 млн. человек, количество индустриальных рабочих – с 1,5 до 4,2 млн. человек. Средняя заработная плата в обрабатывающей промышленности за 1904 -1913 гг. выросла с 205 до 264 руб. в год, а на машиностроительных заводах Санкт-Петербурга она достигала 511 руб. в год, при среднемесячном прожиточном минимуме городской рабочей семьи в 25-30 руб.

Экономика России развивалась очень быстро, а политические структуры не успевали за такими темпами.

Самым тяжелым образом на экономике страны, на функционировании финансовой системы отразилось участие России в Первой мировой войне.

Вступление России в Первую мировую войну 1 августа 1914 г. нарушило финан­совое равновесие. С одной стороны, участие России в войне сопро­вождалось резким ростом чрезвычайных расходов государства (не­посредственно связанных с ведением военных действий) и создани­ем секретного военного фонда, за счет которого должны были фи­нансироваться военные операции.

Война потребовала мобилизации огромных финансовых и денежных ресурсов, а также концентрации их в распоряжении государства. В бюджете отразились перенапряжение и противоречия военной экономики, вызванные ее подчинением нуждам фронта. Уже во второй половине 1914 г. в финансово-денежном секторе возникли диспропорции, которые быстро нарастали и в 1916 г. начали давить экономику, нарушая нормальный товарно-денежный оборот. Общая сумма бюджетных расходов в 1916 г. по сравнению с предвоенным уровнем возросла в 30 раз, в то время как валовая продукция промышленности и сельского хозяйства снизилась.

Со вступлением России в войну была запрещена продажа вод­ки, а позднее даже виноградного вина и пива. Сельским, волостным обществам, земским собраниям и городским думам на время войны было дано право запрещать продажу любых спиртных напитков на местах.

Если в 1913 г. доходы от винной монополии дали бюджету
899,3 млн. руб. (примерно 25% доходов), то в 1917 г.—только 503,9 млн. руб., т. е. поступления снизились на 395,4 млн.руб. В это время в России росли расходы бюджета на военные цели. 56% чистого расходного бюджета (без расходов на железные дороги и военную монополию) пожирали две статьи — военные расходы и платежи по государственным долгам. Военные дей­ствия привели к снижению экономической активности населения, что повело к уменьшению поступлений косвенных налогов в госу­дарственный бюджет.

Резкое снижение поступления доходов в государственную казну требовало принятия неотложных мер. Чтобы компенсировать недополучение бюджетом почти трети потенциального дохода, нужны были кардинальные меры по изменению российской налоговой по­литики. Требовалось пересмотреть структуру налоговых поступле­ний в бюджет с целью увеличения доли прямых налогов.

Вопрос об увеличении доли прямых налогов поднимался и ра­нее, но теперь левые силы настаивали на немедленном введении подоходного налога с усиленной прогрессией, дополнительного имущественного налогообложения, высокого обложения военных прибылей и наследств.

Царское правительство в тот момент не было готово к столь ради­кальным мерам и смогло провести только те изменения, которые не выходили за рамки традиционной российской налоговой политики. В 1914 г. Министерство финансов ограничилось повышением ставок ряда акцизов: на сахар (с 1 руб. 75 коп. до 2 руб.), на продукты нефтяной переработки (с 60 до 90 коп.), пива (с 1 руб. 70 коп. до 3 руб.), а также на табак, папиросы, махорку, дрожжи. Были увеличены почтовые и телеграфные сборы установлены новые налоги на телефон, временные налоги на перевозку пассажиров, багажа, грузов, специальный налог на перевози хлопка внутреннего производства. В действительности увеличение налога позволило по­крыть толькополовину недополученного дохода.

Зависимость государства от частнокапиталистической эконо­мики ограничивало возможность увеличения промышленных на­логов. И торгово-промышленные круги, и землевладельцы вели активную борьбу против законопроектов о повышении налогооб­ложения, которое затрагивало их интересы.

С лета 1915 г. к регулированию экономической деятельности стали активно привлекаться буржуазные торгово-промышленные круги, кото­рые выступали за решительную реорганизацию прямого налогооб­ложения и расширение налоговых источников, что должно было повысить налогообложение крупных землевладельцев и государст­венных чиновников.

В свою очередь их оппоненты настаивали на обложении про­мышленных военных прибылей. Мнение двух противоборствовав­ших сторон совпадало только в одном: и те и другие считали необ­ходимым распространение подоходного налога на малоимущие слои населения. Взаимные претензии землевладельцев и промышленни­ков создали ситуацию, при которой введение закона об изъятии военных прибылей и введение подоходного налога были взаимно связаны.

Весной 1916 г. новые налоги были законодательно утверждены. Первым был опубликован Закон о подоходном налоге. Согласно но­вому закону налог должен был взиматься с полученного в любой форме дохода независимо от источника. Налогообложению подле­жали любые формы прибыли, недвижимая собственность, денеж­ные капиталы, все торговые, промышленные и иные предприятия и общества. В основе закона лежал принцип личного обложения. Каж­дый платил налог в соответствии со своими доходами. Минимум, подлежащий налогообложению, составлял 850 руб. в год.

Война привела к резкому сокращению русского экспорта и росту импорта. В импорте стали преобладать военные поставки, что привело к утечке золота из России и к росту государственных долгов. Падение уровня производства, огромный рост прямых и косвенных налогов, непосильные военные расходы привели к резкому падению покупательной способности рубля и падению реальной заработной платы: если в 1913 г. она составляла 22 руб. в месяц, то в 1914 г. - 20,5 руб.; в 1915 г. - 21,1 руб.; в 1916 г. -18,7 руб.

Вместе с тем обращает на себя внимание тот факт, что проведение денежной реформы в 1895-1897 гг., поддержка государством развития отечественной промышленности, сбалансированность бюджета позволили быстро подчинить финансовый механизм задачам военного времени. По меркам нынешнего времени, рост цен в 1913-1916 гг. можно считать достаточно умеренным. Цены на продукцию промышленности повысились в 2-2,8 раза, на хлеб — в 2-2,3 раза. Увеличивается выпуск денег в обращение. Лимит не обеспеченных золотом денег увеличивается с 300 млн. руб. до 1,2 млрд. руб. Кроме краткосрочных обязательств казначейство выпускало 4% казначейские билеты, получившие название «серии» и выполнявшие одновременно роль внутренних займов и бумажных денег. До 1917 г. в России было выпущено шесть внутренних займов для покрытия военных расходов на 8 млрд. руб. Курс рубля к 1917г. упал до 27 коп. Значительно снизился уровень жизни: «потребительская корзина» рабочих к 1916 г. составляла менее 50% довоенного уровня.

В 1916 г. разразился хлебный кризис, который имел для страны трагические последствия. В столицах и крупных промышленных центрах снабжение продовольствием резко сократилось, что породило спекуляцию, воровство, коррупцию. Такая же ситуация сложилась и в снабжении топливом. Кроме нехватки топлива и продовольствия, население испытывало дефицит промышленных товаров, что вызвало резкий взлет цен на них. В результате, сельское население почти перестало покупать эти товары и поставлять продовольствие в города, тем самым крестьяне начали выпадать из розничного товарооборота.

В ноябре 1916 г. была введена продразверстка, то есть принудительное изъятие продовольствия у крестьян по твердым ценам, чтобы обеспечить им армию и городское население. Для каждой губернии были установлены соответствующие нормы сдачи зерна. Справедливости ради, стоит сказать, что царское правительство оплачивало обязательные поставки по завышенным ценам и даже выплачивало премии за крупные партии зерна. Но к концу 1916 г. продразверстка была выполнена только на 86%. Таким образом, продовольствия в городах не прибавлялось, у продовольственных магазинов выстраивались огромные очереди озлобленных людей, легко поддающихся революционной агитации.

Все это усугубляло экономический и финансовый кризис России, приближало политический кризис.

Год начался забастовочной волной такой силы, какой Россия не знала с 1905 г. В высших кругах откровенно выражали недовольство политикой царского правительства. 23 февраля 1917 г. стало началом Февральской революции. 2 марта Николай II отрекся от престола. В стране было образовано Временное правительство. На волне революционных выступлений депутаты IV Дума из своего состава создали Временное правительство, ему предстояло управлять страной на переходный период до принятия конституции и формирования постоянных органов власти. Предполагался созыв Учредительного собрания, на котором следовало принять конституцию.

Но на переходный период Временное правительство обладало всеми законодательными и исполнительными функциями. Вся финансовая политика Временного правительства подчинялась одной задаче—изысканию средств для дальнейшего ведения войны, а это были те же источники — эмиссия бумажных денег и займы, что и у царского правительства.

Перед Временным правительством стояла сложная задача: изы­скать новые источники государственных доходов, не «переобреме­няющие» основную массу населения и в то же время не подрывающие народное хозяйство. Решение этой задачи осложнялось политической обстановкой: оппозиционные силы, и в первую очередь большевики, требовали в корне изменить существующее налогообложение за счет переложения основной налоговой нагрузки на имущие классы. Наи­более приемлемой формой финансирования войны они считали пере­ход к прямым прогрессивным подоходным налогам. По их мнению, это могло ослабить бумажную эмиссию и равномернее распределить тяготы войны в обществе. Одним из первых мероприятий Временного правительства был закон о введении налога на военную сверхприбыль.

По мнению российских экономистов, имущие слои общества обладали достаточным финансовым потенциалом для проведения такой налоговой реформы. В частности, М.И. Туган-Барановский считал, что к началу 1917 г. в стране имелось не менее 14—15 млрд. руб. свободного капитала. По существовавшим законам, суммарное налогообложение прибыли не должно было превышать 50%. В это же время в других воюющих странах он был значительно выше: в Англии, например, с началом войны был введен налог на военную прибыль, равный 80%.

В «Заявлении Временного правительства о признании денежных обязательств царизма и о характере финансовой политики» от 8 марта 1917 г. отмечалось, что «все платежи, следующие в казну, - налоги, пошлины и иные всякого рода поступления — должны вно­ситься по-прежнему, впредь до изменения их новыми законами». Здесь же давалось обещание, что «власть, сообразуясь с платежны­ми силами отдельных классов населения, будет стремиться к облегчению налогов более справедливым распределением их».

Подобное высказывание, несомненно, предполагало намерение правительства уравновесить регрессивный характер основы косвенного налогообложения — акцизов, которые ложились наибольшей тя­жестью на доходы малоимущих слоев населения, а также ввести зна­чительную прогрессию в подоходном налоге.

Реальные действия Временного правительства в области налогооб­ложения противоречили туманным обещаниям непременно повысить некоторые налоги, затрагивающие имущие классы. Уже 17 марта вы­шло постановление об отсрочке платежей по подоходному налогу на 1—2 месяца «ввиду новизны закона о подоходном налоге».

Непоследовательность позиции Временного правительства в об­ласти налогообложения не устраивала его политических оппонен­тов. В конце марта 1917 г. Всероссийское совещание Советов по­требовало отчуждения всех сверхприбылей в пользу нации и зако­нодательного ограничения всех видов капиталистического дохода строго определенными нормами. Позиция правых сил также не совпадала с намерениями Временного правительства. Представите­ли торгового и промышленного капитала уверяли, что «переобло­жение» предпринимателей подорвет развитие промышленности. Они требовали «равных жертв» богатых и бедных.

Июньский подъем революционного движения вынудил Временное правительство принять закон о единовременном налоге на доход и закон о повышении ставок обложения по подоходному налогу и налогу на сверхприбыль.

Временное правительство пять раз расширяло эмиссионное право Государственного банка, подняв его в 1917 г. еще на 10 млрд. руб. Если с начала войны до Февральской революции покупательная способность рубля уменьшилась в 3 раза, то за 8 месяцев существования Временного правительства — в 4 раза. 27 марта 1917 г. Временное правительство принимает постановление о выпуске внутреннего займа — «Займа свободы 1917 г.». Однако он не был поддержан широкими народными массами — это был новый налог на бедноту. В октябре 1917 г. один рубль стоил всего шесть довоенных копеек. Количество денег в обращении увеличилось более чем в 9 раз и составило 22,4 млрд. руб. Цены к этому времени поднялись на хлеб в 16 раз, на картофель – в 20 раз, на сахарный песок – в 27 раз. Экономика России оказалась в глубочайшем кризисе.