Киносъемка с самолетов автоматическими киноаппаратами.

Многие выразительные динамичные и впечатляющие кинокадры могут быть сняты с одноместных самолетов или с таких точек на самолете, которые недоступны для кинооператора с ручным кино­съемочным аппаратом. Такие воздушные киносъемки производятся автоматическими киноаппаратами, установленными неподвижно либо в кабине самолета или всевозможных отсеках, либо на внешних подвесках в специальных обтекаемых контейнерах. Уп­равление киноаппаратами осуществляется дистанционно или по за­данной программе с помощью командного прибора. «Пристрелка», то есть совмещение оптических осей киноаппарата и самолетного прицела, производится на земле, в воздухе же наведение киноап­парата на объект съемки осуществляется самолетом.

Внутри самолета киноаппарат защищен от воздействия встреч­ного потока воздуха, а в герметизированной кабине работает в ус­ловиях нормальной температуры.

Киноаппараты для 16-мм кинопленки значительно легче уста­новить на самолет благодаря меньшим их габаритам.

Бывают случаи, когда на самолет устанавливают несколько ки­ноаппаратов. В качестве примера можно привести съемку процес­са катапультирования кресла летчика с манекеном пятью 16-мм киноаппаратами.

Рис. 17-3. Примерные места установки киноаппаратов на самолете в наружных подвесных обтекаемых контейне­рах:

а — под плоскостью; б — под фюзеляжем; в — в носовой части; г —над килем

Четыре киноаппарата установлены на консолях крыла самолета: два из них направлены в сторону кабины и снимают выход катапультного кресла с манекеном, а два дру­гих направлены на киль и стабилизатор для фиксирования про­лета кресла с манекеном через киль самолета. Пятый киноаппарат установлен в кабине летчика и направлен объективом назад по полету для регистрации отклонения катапультного кресла с ма­некеном при перелете через киль. Включение всех пяти киноаппа­ратов производилось одновременно в момент включения в действие катапультного устройства.

Операторские самолеты.У воздушного кинооператора нередко возникает мысль о создании операторского самолета, специально оборудованного для киносъемки, который обеспечивал бы наилуч­шие возможности для работы и решения изобразительных задач. Эту идею автору данной работы удалось реализовать дважды.

Первый операторский самолет был оборудован еще в годы Ве­ликой Отечественной войны. Наиболее подходящим по тем временем был учебно-тренировочный истребитель «спарка», то есть двух­местный самолет с двойным управлением. Задняя кабина этого са­молета, обычно предназначаемая для летчика-инструктора, была переоборудована под рабочее место кинооператора.

Второе управ­ление и сиденье летчика второй кабины были демонтированы и

Рис. 17-4. Антивибрационная установка (стабилизатор Тайлора)

 

установлено поворачиваю­щееся сиденье для кино­оператора, которое обес­печивало ему наиболее удобное положение во время съемки. В кабине были установлены фут­ляры для кассет с кино­пленкой и розетка для подключения ручного ки­ноаппарата, а также щи­ток с тумблерами для включения трех автоматических киноаппаратов.

Подвешенные под крыльями самолета два киноаппарата могли

снимать вперед по полету или с небольшим наклоном вниз. Третий киноаппарат был помещен в фюзеляже и направлен объективом вниз для плановой съемки.

Па приборной доске в операторской кабине имелись следующие приборы: указатель скорости, высотомер, компас, указатель скольжения и указатель набора высоты.

Самолет был оборудован переговорным устройством для связи с летчиком и приемно-передающей радиостанцией, пользоваться которой могли как летчик, так и кинооператор. На самолете также имелось кислородное оборудование.

Диапазон скоростей операторского самолета с поршневым дви­гателем Як-7 был в пределах 250—550 км/ч, что вполне соответст­вовало требованиям того времени. Этот операторский самолет ис­пользовался очень часто для съемок пилотажа при создании учебно-инструктивных фильмов, а также для документальных и научных киносъемок.

Киносъемка с вертолетов. Вертолеты используются кино- и те­леоператорами главным образом в качестве своеобразного опера­торского крана для хроникальных и документальных киносъемок или показа всевозможных событий, происходящих на земле. При съемке художественных кинофильмов также используют верто­лет, чтобы показать какое-либо действие с верхней точки.

Киносъемки с вертолета производятся с небольшой высоты (по­рядка 20—100 м). Часто бывает необходимо, чтобы вертолет «за­висал» над определенным местом. Такой режим полета вертолета характеризуется сильными вибрациями, что создает трудные усло­вия работы кинооператору. Получить хорошее стояние кадра при работе ручной кинокамерой, особенно если объектив не широко­угольный, бывает невозможно. Поэтому кинокамеру крепят на опо­ре с демпфирующей системой.

Имеется ряд способов, которые позволяют снизить воздействие вибраций на кинокамеру. Простейший из них — это подвеска си-

денья кинооператора и опоры для кинокамеры в вертолете на рези­новых амортизаторах. Кроме того, к панорамной головке, на ко­торой устанавливается кинокамера, крепятся подвесы с грузилами, назначение которых состоит в том, чтобы создать условия, при которых резонансная частота вибраций кинокамеры не совпадает с вибрациями вертолета. Путем соответствующего расположения грузил по трем осям и подбора их веса удается значительно сни­зить воздействие вибраций вертолета на кинокамеру и получить хорошую устойчивость кадра.

Другой способ демпфирования вибраций вертолета заключается в применении масляных или пневматических амортизаторов, вмон­тированных в устройство, на котором крепится кинокамера. На рис. 17-4 показано одно из таких устройств, Это так называе­мый стабилизатор Тайлера, сконструированный воздушным кино­оператором, много снимавшим с вертолетов. Здесь органы управле­ния кинокамерой: наводка на фокус, изменение фокусного расстоя­ния вариообъектива, установка диафрагмы, включение и выключе­ние электродвигателя, а также кнопка включения переговорного устройства расположены на рукоятках панорамной головки.

Многократно делались попытки использовать гироскопические устройства для демпфирования вибраций и стабилизации кинока­меры. На рис. 17-5 показана кинокамера «Аррифлекс-16» с гироста-'билизатором фирмы «Кеньон» (США). Этот прибор состоит из двух гироскопов, подвешенных на пружинах в одном алюминиевом, корпусе. Габариты прибора: диаметр 7 см, длина 12,5 см. Масса прибора — около 600 г. Гироскопы делают до 21000 об/мин. Раз­гон гироскопов осуществляется от малогабаритных электродвига­телей, питаемых от аккумулятора через преобразователь, выраба­тывающий переменный ток 400 Гц, 115 В. Гиростабилизатор «Кень­он» выполняет свою задачу с некоторыми ограничениями, которые

 

 

возникают по двум причинам: во-первых, гироскопам необходимо время для собственной стабилизации после того, как кинокамера установлена в положение для съемки; во-вторых, при панорамиро­вании и наклонах кинокамеры стабилизация гироскопов нарушает­ся. При каждом резком движении кинокамеры требуется некоторое время, чтобы гироскопы стабилизировались и были подготовлены для выполнения своего назначения.

return false">ссылка скрыта

Наиболее эффективна гироуправляемая оптическая система, получившая название «Диналенз», которая устанавливается перед объективом кинокамеры и компенсирует дрожание изображения в кадре оптическим путем.

Две плоские стеклянные пластины соединены гибким рукавом, заполненным прозрачной жидкостью. Показатели преломления стеклянных пластин н жидкости одинаковы, так что система пред­ставляет собой как бы одни оптический элемент. Когда обе стек­лянные пластины расположены абсолютно параллельно, то лучи света, проходящие через пластины и жидкость, не получают откло­нения (рис. 17-6 а). При наклоне же пластин образуется призма, и проходящие через нее световые лучи отклоняются. Величина от­клонения лучей определяется углом призмы п показателем прелом­ления среды. Это дает возможность компенсировать наклоны ки­нокамеры и сохранять образуемое объективом изображение в ста­бильном положении (рис. 17-6,б).

Обычно такая насадка строится так, чтобы входную стеклян­ную пластину можно было поворачивать вокруг горизонтальной оси, а выходную — вокруг вертикальной. Углы наклона пластин изменяются с помощью сервоэлектродвигателей, а точное управле­ние движением пластин осуществляется гироскопами. Упрощенная блок-схема корректирующей системы изображена на рис. 17-7. Та­ких систем имеется две: одна служит для управления горизонталь­ными, а другая — вертикальными наклонами стеклянных пластин. Гироскоп, приводимый в движение электрическим током с частотой 800 Гц, стабилизирует систему. Колебания кинокамеры и объек­тива относительно стабилизированного положения гироскопа вы­зывает появление сигналов, которые детектируются, усиливаются и управляют электродвигателем, который поворачивает пластину.

Система «Диналепз» погашает более чем на 80% вибрации в области от 0,3 до 30 Гц; компенсируя отклонения оптической оси объектива кинокамеры вследствие вибраций в пределах ±4°.

Уменьшение эффективной светосилы объектива при съемке с приставкой равно приблизительно 1/2 деления диафрагмы.

Киносъемка пилотажа самолетов. Самолет может выполнять в воздухе различные эволюции, называемые пилотажем. Фигуры пи­лотажа бывает необходимо показывать в кинофильмах любого жанра. В художественном фильме это может быть связано с дра­матургическим развитием сюжета, хотя многие воздушные эпизоды снимаются для таких фильмов методами комбинированных съемок. В документальных и особенно в учебных фильмах требуется показ подлинных событий и действий. Так, например, в документальном кинофильме о соревнованиях спортсменов-летчиков нужно пока­зать подлинные пилотажные фигуры, а в учебном фильме для лет­чиков этот показ должен быть настолько точный, чтобы научить зрителей, изучающих летное дело, как правильно выполнять раз­личные эволюции в воздухе.

Киносъемка пилотажных фигур представляет сложную задачу для кинооператора и каждую из них бывает невозможно показать

выразительно приемом непрерывной съемки. В большинстве слу­чаев необходима монтажная съемка.

Начнем с примера съемки взлетающего самолета. Взлет само­лета включает четыре стадии: разбег, отрыв от земли, выдержива­ние и набор высоты. В зависимости от типа самолета для взлета требуется дорожка длиной от нескольких сотен метров до несколь­ких километров. Поэтому киносъемка взлетающего самолета не­прерывным панорамированием всегда дает искаженную картину. Искажение тем сильнее, чем короче фокусное расстояние объек­тива.

Когда для учебного фильма нужно показать взлет самолета, то это лучше сделать приемом монтажной съемки. Начало движения самолета со стартовой линии и разбег обычно показывают, снимая с земли. Продолжение разбега — съемкой автоматической кинока­мерой, установленной под фюзеляжем самолета. Затем следует вид из кабины вперед с точки зрения летчика. Стадию выдерживания для набора скорости можно снять с параллельно взлетающего са­молета.

Переход на набор высоты можно снять опять с земли, но при движении самолета на аппарат.

Правильный по темпу монтаж пяти съемочных планов создаст более реальное представление (и ощущение) процесса взлета, чем съемка от начала до конца одним планом с панорамированием с одной точки.

Съемку посадки самолета также следует расчленить па ряд монтажных кадров.

Если снимать горизонтально летящий самолет с другого парал­лельно летящего самолета, то, несмотря па живописность воздуш­ного пейзажа с кучевыми облаками, кинокадр будет не динамич­ным, мало отличающимся от статической фотографии. В кадре не будет движения, несмотря на то, что скорости самолетов как сни­маемого, так и операторского очень большие. Движение будет наблюдаться только тогда, когда самолет пролетает в непосредст­венной близости от облаков и снимаемый самолет обгоняет опера­торский самолет.

Часто применяемая съемка самолета в профиль производится с параллельно летящего самолета кинооператором, вооруженным ручной кинокамерой. Съемка самолетов, летящих впереди, выпол­няется либо ручной кинокамерой из передней кабины тяжелого самолета, либо автоматической кинокамерой, подвешенной под крылом самолета пли установленной в передней его части.

Наиболее простая пилотажная фигура — вираж,— выполняемая при всех разворотах самолета. Виражом называют движение само­лета по кривой с креном на крыло в сторону разворота. Если сни­мать самолет, выполняющий вираж, с параллельно летящего са­молета, то на экране мы увидим, как он показывает зрителю свою нижнюю часть и постепенно удаляется, уменьшаясь в размерах. Поворота самолета мы не увидим. Эта обманчивая картина еще больше усугубится, если операторский самолет разворачивается в ту же сторону, куда направился снимаемый самолет.

Вираж очень хорошо получается па экране, когда он снимается с земли или вышки, а самолет выполняет вираж на небольшой вы­соте. На большой высоте можно применить автоматическую съемку кинокамерой, установленной вперед по полету на самолете, иду­щем сзади снимаемого самолета.

Часто применяемая в тренировочных полетах пилотажная фи­гура — «бочка». Самолет при горизонтальном полете делает пово­рот на 360° вокруг продольной оси. Различают два вида двойного переворота: скоростной и авторотационный. Скоростной управляе­мый двойной переворот выполняется с незначительным отклонени­ем от линии горизонтального полета. Другой вид двойного пере­ворота начинается с поднятия носа самолета, сваливания на крыло с потерей высоты. Затем самолет переворачивается и снова пере­ходит в горизонтальный полет. Двойной переворот первого вида можно снимать со сравнительно близкого расстояния с другого самолета, летящего параллельно. При съемке же двойного пере­ворота второго вида требуется значительное удаление от снимае­мого самолета, так как авторотационное вращение самолета про­исходит в пределах большого радиуса. Двойные перевороты само­летов хорошо можно снять автоматической кинокамерой с самолета, следующего сзади за снимаемым самолетом.

На авиационных соревнованиях летчики-спортсмены часто вы­полняют серии «восходящих бочек» во время полета с набором высоты после разгона до максимальной скорости. Такие фигуры лучше снимать телеобъективом с земли.

Кроме описанных выше пилотажных фигур, самолеты выполня­ют планирование при снижении, скольжение на крыло для уточ­нения направления при посадке и парашютирование с плавной по­терей высоты. Разумеется, что творческий подход к созданию кино­фильмов на авиационные темы может дать много новых интересных решений изобразительных задач. Здесь намечены общие вехи для кинематографического отображения эволюции самолетов в воздухе.

 

Киносъемка парашютистов в свободном падении. Большую трудность до недавнего времени представляла киносъемка прыж­ков парашютистов с задержкой раскрытия парашюта.

Совершая свободное падение, парашютист выполняет ряд слож­ных фигур, искусно управляя своим телом. Падая в воздухе с не­раскрытым парашютом, человек достигает максимальной скорости через 12—14 с. В зависимости от положения его тела эта скорость колеблется в пределах от 45 до 75 м/с.

Для съемки парашютиста в свободном падении кинооператор должен совершать такое же свободное падение, как и объект съемки. Если парашютист умеет сохранять стабильное положение тела при падении, колебания скорости уменьшаются и падение происходит более или менее равномерно. Именно это и позволяет парашютисту управлять своим телом, падать по своему усмотре­нию головой вниз или ногами вниз, плашмя или навзничь.

К выполнению прыжков с задержкой раскрытия парашюта до­пускаются только люди, хорошо освоившие прыжки с ручным спо­собом раскрытия парашюта без задержки раскрытия. Прыжки с задержкой раскрытия парашюта более 20 с требуют особо тща­тельной и всесторонней подготовки.

Кинокамеру стали укреплять на гермошлеме. На кинокамеру надевается колпак-обтекатель. Вся установка вместе со шлемом и обтекателем крепится на голове парашютиста подбородочным ремнем и резиновыми амортизаторами. При этом обязательно дол­жна быть предусмотрена возможность откинуть на спину кинока­меру и удерживать ее на ранце основного парашюта во время при­земления.

Малогабаритный серебряно-цинковый аккумулятор обычно кре­пится на запасном парашюте с помощью резиновых амортизаторов. Вилочные соединения электрошнура заменяются штепсельными герморазъемами. Пусковая кнопка монтируется в перчатке правой руки, и парашютист едва заметным движением пальцев может пус­кать в ход и выключать электродвигатель кинокамеры.

В качестве видоискателя обычно используют рамки, нарисо­ванные на защитном стекле гермошлема. Здесь, же помещают красную сигнальную лампочку, которая загорается в момент вклю­чения кинокамеры и указывает на то, что кинокамера работает.

Для съемки парашютистов в свободном падении применяют короткофокусные объетивы и сильное диафрагмирование для получениябольшой глубины резко изображаемого пространства.

Пленка должна быть высокочувствительной и с большой фотографической широтой.

Частота съемки должна быть повышенной, для придания плавности движения парашютистам.

Скорость падения парашютистов стабилизируется после 12-14 секунд, за это время теряется 390-400 м высоты. Так как парашют необходимо раскрыть на высоте 600 м, то для обеспечения 60 сек свободного падения необходимо покинуть самолет на высоте 3500-4000 м.

Оператор может прыгать как вместе с парашютистами, так и с отдельного самолета.