Киносъемка с самолетов автоматическими киноаппаратами.
Многие выразительные динамичные и впечатляющие кинокадры могут быть сняты с одноместных самолетов или с таких точек на самолете, которые недоступны для кинооператора с ручным киносъемочным аппаратом. Такие воздушные киносъемки производятся автоматическими киноаппаратами, установленными неподвижно либо в кабине самолета или всевозможных отсеках, либо на внешних подвесках в специальных обтекаемых контейнерах. Управление киноаппаратами осуществляется дистанционно или по заданной программе с помощью командного прибора. «Пристрелка», то есть совмещение оптических осей киноаппарата и самолетного прицела, производится на земле, в воздухе же наведение киноаппарата на объект съемки осуществляется самолетом.
Внутри самолета киноаппарат защищен от воздействия встречного потока воздуха, а в герметизированной кабине работает в условиях нормальной температуры.
Киноаппараты для 16-мм кинопленки значительно легче установить на самолет благодаря меньшим их габаритам.
Бывают случаи, когда на самолет устанавливают несколько киноаппаратов. В качестве примера можно привести съемку процесса катапультирования кресла летчика с манекеном пятью 16-мм киноаппаратами.
Рис. 17-3. Примерные места установки киноаппаратов на самолете в наружных подвесных обтекаемых контейнерах:
а — под плоскостью; б — под фюзеляжем; в — в носовой части; г —над килем
Четыре киноаппарата установлены на консолях крыла самолета: два из них направлены в сторону кабины и снимают выход катапультного кресла с манекеном, а два других направлены на киль и стабилизатор для фиксирования пролета кресла с манекеном через киль самолета. Пятый киноаппарат установлен в кабине летчика и направлен объективом назад по полету для регистрации отклонения катапультного кресла с манекеном при перелете через киль. Включение всех пяти киноаппаратов производилось одновременно в момент включения в действие катапультного устройства.
Операторские самолеты.У воздушного кинооператора нередко возникает мысль о создании операторского самолета, специально оборудованного для киносъемки, который обеспечивал бы наилучшие возможности для работы и решения изобразительных задач. Эту идею автору данной работы удалось реализовать дважды.
Первый операторский самолет был оборудован еще в годы Великой Отечественной войны. Наиболее подходящим по тем временем был учебно-тренировочный истребитель «спарка», то есть двухместный самолет с двойным управлением. Задняя кабина этого самолета, обычно предназначаемая для летчика-инструктора, была переоборудована под рабочее место кинооператора.
Второе управление и сиденье летчика второй кабины были демонтированы и
Рис. 17-4. Антивибрационная установка (стабилизатор Тайлора)
установлено поворачивающееся сиденье для кинооператора, которое обеспечивало ему наиболее удобное положение во время съемки. В кабине были установлены футляры для кассет с кинопленкой и розетка для подключения ручного киноаппарата, а также щиток с тумблерами для включения трех автоматических киноаппаратов.
Подвешенные под крыльями самолета два киноаппарата могли
снимать вперед по полету или с небольшим наклоном вниз. Третий киноаппарат был помещен в фюзеляже и направлен объективом вниз для плановой съемки.
Па приборной доске в операторской кабине имелись следующие приборы: указатель скорости, высотомер, компас, указатель скольжения и указатель набора высоты.
Самолет был оборудован переговорным устройством для связи с летчиком и приемно-передающей радиостанцией, пользоваться которой могли как летчик, так и кинооператор. На самолете также имелось кислородное оборудование.
Диапазон скоростей операторского самолета с поршневым двигателем Як-7 был в пределах 250—550 км/ч, что вполне соответствовало требованиям того времени. Этот операторский самолет использовался очень часто для съемок пилотажа при создании учебно-инструктивных фильмов, а также для документальных и научных киносъемок.
Киносъемка с вертолетов. Вертолеты используются кино- и телеоператорами главным образом в качестве своеобразного операторского крана для хроникальных и документальных киносъемок или показа всевозможных событий, происходящих на земле. При съемке художественных кинофильмов также используют вертолет, чтобы показать какое-либо действие с верхней точки.
Киносъемки с вертолета производятся с небольшой высоты (порядка 20—100 м). Часто бывает необходимо, чтобы вертолет «зависал» над определенным местом. Такой режим полета вертолета характеризуется сильными вибрациями, что создает трудные условия работы кинооператору. Получить хорошее стояние кадра при работе ручной кинокамерой, особенно если объектив не широкоугольный, бывает невозможно. Поэтому кинокамеру крепят на опоре с демпфирующей системой.
Имеется ряд способов, которые позволяют снизить воздействие вибраций на кинокамеру. Простейший из них — это подвеска си-
денья кинооператора и опоры для кинокамеры в вертолете на резиновых амортизаторах. Кроме того, к панорамной головке, на которой устанавливается кинокамера, крепятся подвесы с грузилами, назначение которых состоит в том, чтобы создать условия, при которых резонансная частота вибраций кинокамеры не совпадает с вибрациями вертолета. Путем соответствующего расположения грузил по трем осям и подбора их веса удается значительно снизить воздействие вибраций вертолета на кинокамеру и получить хорошую устойчивость кадра.
Другой способ демпфирования вибраций вертолета заключается в применении масляных или пневматических амортизаторов, вмонтированных в устройство, на котором крепится кинокамера. На рис. 17-4 показано одно из таких устройств, Это так называемый стабилизатор Тайлера, сконструированный воздушным кинооператором, много снимавшим с вертолетов. Здесь органы управления кинокамерой: наводка на фокус, изменение фокусного расстояния вариообъектива, установка диафрагмы, включение и выключение электродвигателя, а также кнопка включения переговорного устройства расположены на рукоятках панорамной головки.
Многократно делались попытки использовать гироскопические устройства для демпфирования вибраций и стабилизации кинокамеры. На рис. 17-5 показана кинокамера «Аррифлекс-16» с гироста-'билизатором фирмы «Кеньон» (США). Этот прибор состоит из двух гироскопов, подвешенных на пружинах в одном алюминиевом, корпусе. Габариты прибора: диаметр 7 см, длина 12,5 см. Масса прибора — около 600 г. Гироскопы делают до 21000 об/мин. Разгон гироскопов осуществляется от малогабаритных электродвигателей, питаемых от аккумулятора через преобразователь, вырабатывающий переменный ток 400 Гц, 115 В. Гиростабилизатор «Кеньон» выполняет свою задачу с некоторыми ограничениями, которые
возникают по двум причинам: во-первых, гироскопам необходимо время для собственной стабилизации после того, как кинокамера установлена в положение для съемки; во-вторых, при панорамировании и наклонах кинокамеры стабилизация гироскопов нарушается. При каждом резком движении кинокамеры требуется некоторое время, чтобы гироскопы стабилизировались и были подготовлены для выполнения своего назначения.
return false">ссылка скрытаНаиболее эффективна гироуправляемая оптическая система, получившая название «Диналенз», которая устанавливается перед объективом кинокамеры и компенсирует дрожание изображения в кадре оптическим путем.
Две плоские стеклянные пластины соединены гибким рукавом, заполненным прозрачной жидкостью. Показатели преломления стеклянных пластин н жидкости одинаковы, так что система представляет собой как бы одни оптический элемент. Когда обе стеклянные пластины расположены абсолютно параллельно, то лучи света, проходящие через пластины и жидкость, не получают отклонения (рис. 17-6 а). При наклоне же пластин образуется призма, и проходящие через нее световые лучи отклоняются. Величина отклонения лучей определяется углом призмы п показателем преломления среды. Это дает возможность компенсировать наклоны кинокамеры и сохранять образуемое объективом изображение в стабильном положении (рис. 17-6,б).
Обычно такая насадка строится так, чтобы входную стеклянную пластину можно было поворачивать вокруг горизонтальной оси, а выходную — вокруг вертикальной. Углы наклона пластин изменяются с помощью сервоэлектродвигателей, а точное управление движением пластин осуществляется гироскопами. Упрощенная блок-схема корректирующей системы изображена на рис. 17-7. Таких систем имеется две: одна служит для управления горизонтальными, а другая — вертикальными наклонами стеклянных пластин. Гироскоп, приводимый в движение электрическим током с частотой 800 Гц, стабилизирует систему. Колебания кинокамеры и объектива относительно стабилизированного положения гироскопа вызывает появление сигналов, которые детектируются, усиливаются и управляют электродвигателем, который поворачивает пластину.
Система «Диналепз» погашает более чем на 80% вибрации в области от 0,3 до 30 Гц; компенсируя отклонения оптической оси объектива кинокамеры вследствие вибраций в пределах ±4°.
Уменьшение эффективной светосилы объектива при съемке с приставкой равно приблизительно 1/2 деления диафрагмы.
Киносъемка пилотажа самолетов. Самолет может выполнять в воздухе различные эволюции, называемые пилотажем. Фигуры пилотажа бывает необходимо показывать в кинофильмах любого жанра. В художественном фильме это может быть связано с драматургическим развитием сюжета, хотя многие воздушные эпизоды снимаются для таких фильмов методами комбинированных съемок. В документальных и особенно в учебных фильмах требуется показ подлинных событий и действий. Так, например, в документальном кинофильме о соревнованиях спортсменов-летчиков нужно показать подлинные пилотажные фигуры, а в учебном фильме для летчиков этот показ должен быть настолько точный, чтобы научить зрителей, изучающих летное дело, как правильно выполнять различные эволюции в воздухе.
Киносъемка пилотажных фигур представляет сложную задачу для кинооператора и каждую из них бывает невозможно показать
выразительно приемом непрерывной съемки. В большинстве случаев необходима монтажная съемка.
Начнем с примера съемки взлетающего самолета. Взлет самолета включает четыре стадии: разбег, отрыв от земли, выдерживание и набор высоты. В зависимости от типа самолета для взлета требуется дорожка длиной от нескольких сотен метров до нескольких километров. Поэтому киносъемка взлетающего самолета непрерывным панорамированием всегда дает искаженную картину. Искажение тем сильнее, чем короче фокусное расстояние объектива.
Когда для учебного фильма нужно показать взлет самолета, то это лучше сделать приемом монтажной съемки. Начало движения самолета со стартовой линии и разбег обычно показывают, снимая с земли. Продолжение разбега — съемкой автоматической кинокамерой, установленной под фюзеляжем самолета. Затем следует вид из кабины вперед с точки зрения летчика. Стадию выдерживания для набора скорости можно снять с параллельно взлетающего самолета.
Переход на набор высоты можно снять опять с земли, но при движении самолета на аппарат.
Правильный по темпу монтаж пяти съемочных планов создаст более реальное представление (и ощущение) процесса взлета, чем съемка от начала до конца одним планом с панорамированием с одной точки.
Съемку посадки самолета также следует расчленить па ряд монтажных кадров.
Если снимать горизонтально летящий самолет с другого параллельно летящего самолета, то, несмотря па живописность воздушного пейзажа с кучевыми облаками, кинокадр будет не динамичным, мало отличающимся от статической фотографии. В кадре не будет движения, несмотря на то, что скорости самолетов как снимаемого, так и операторского очень большие. Движение будет наблюдаться только тогда, когда самолет пролетает в непосредственной близости от облаков и снимаемый самолет обгоняет операторский самолет.
Часто применяемая съемка самолета в профиль производится с параллельно летящего самолета кинооператором, вооруженным ручной кинокамерой. Съемка самолетов, летящих впереди, выполняется либо ручной кинокамерой из передней кабины тяжелого самолета, либо автоматической кинокамерой, подвешенной под крылом самолета пли установленной в передней его части.
Наиболее простая пилотажная фигура — вираж,— выполняемая при всех разворотах самолета. Виражом называют движение самолета по кривой с креном на крыло в сторону разворота. Если снимать самолет, выполняющий вираж, с параллельно летящего самолета, то на экране мы увидим, как он показывает зрителю свою нижнюю часть и постепенно удаляется, уменьшаясь в размерах. Поворота самолета мы не увидим. Эта обманчивая картина еще больше усугубится, если операторский самолет разворачивается в ту же сторону, куда направился снимаемый самолет.
Вираж очень хорошо получается па экране, когда он снимается с земли или вышки, а самолет выполняет вираж на небольшой высоте. На большой высоте можно применить автоматическую съемку кинокамерой, установленной вперед по полету на самолете, идущем сзади снимаемого самолета.
Часто применяемая в тренировочных полетах пилотажная фигура — «бочка». Самолет при горизонтальном полете делает поворот на 360° вокруг продольной оси. Различают два вида двойного переворота: скоростной и авторотационный. Скоростной управляемый двойной переворот выполняется с незначительным отклонением от линии горизонтального полета. Другой вид двойного переворота начинается с поднятия носа самолета, сваливания на крыло с потерей высоты. Затем самолет переворачивается и снова переходит в горизонтальный полет. Двойной переворот первого вида можно снимать со сравнительно близкого расстояния с другого самолета, летящего параллельно. При съемке же двойного переворота второго вида требуется значительное удаление от снимаемого самолета, так как авторотационное вращение самолета происходит в пределах большого радиуса. Двойные перевороты самолетов хорошо можно снять автоматической кинокамерой с самолета, следующего сзади за снимаемым самолетом.
На авиационных соревнованиях летчики-спортсмены часто выполняют серии «восходящих бочек» во время полета с набором высоты после разгона до максимальной скорости. Такие фигуры лучше снимать телеобъективом с земли.
Кроме описанных выше пилотажных фигур, самолеты выполняют планирование при снижении, скольжение на крыло для уточнения направления при посадке и парашютирование с плавной потерей высоты. Разумеется, что творческий подход к созданию кинофильмов на авиационные темы может дать много новых интересных решений изобразительных задач. Здесь намечены общие вехи для кинематографического отображения эволюции самолетов в воздухе.
Киносъемка парашютистов в свободном падении. Большую трудность до недавнего времени представляла киносъемка прыжков парашютистов с задержкой раскрытия парашюта.
Совершая свободное падение, парашютист выполняет ряд сложных фигур, искусно управляя своим телом. Падая в воздухе с нераскрытым парашютом, человек достигает максимальной скорости через 12—14 с. В зависимости от положения его тела эта скорость колеблется в пределах от 45 до 75 м/с.
Для съемки парашютиста в свободном падении кинооператор должен совершать такое же свободное падение, как и объект съемки. Если парашютист умеет сохранять стабильное положение тела при падении, колебания скорости уменьшаются и падение происходит более или менее равномерно. Именно это и позволяет парашютисту управлять своим телом, падать по своему усмотрению головой вниз или ногами вниз, плашмя или навзничь.
К выполнению прыжков с задержкой раскрытия парашюта допускаются только люди, хорошо освоившие прыжки с ручным способом раскрытия парашюта без задержки раскрытия. Прыжки с задержкой раскрытия парашюта более 20 с требуют особо тщательной и всесторонней подготовки.
Кинокамеру стали укреплять на гермошлеме. На кинокамеру надевается колпак-обтекатель. Вся установка вместе со шлемом и обтекателем крепится на голове парашютиста подбородочным ремнем и резиновыми амортизаторами. При этом обязательно должна быть предусмотрена возможность откинуть на спину кинокамеру и удерживать ее на ранце основного парашюта во время приземления.
Малогабаритный серебряно-цинковый аккумулятор обычно крепится на запасном парашюте с помощью резиновых амортизаторов. Вилочные соединения электрошнура заменяются штепсельными герморазъемами. Пусковая кнопка монтируется в перчатке правой руки, и парашютист едва заметным движением пальцев может пускать в ход и выключать электродвигатель кинокамеры.
В качестве видоискателя обычно используют рамки, нарисованные на защитном стекле гермошлема. Здесь, же помещают красную сигнальную лампочку, которая загорается в момент включения кинокамеры и указывает на то, что кинокамера работает.
Для съемки парашютистов в свободном падении применяют короткофокусные объетивы и сильное диафрагмирование для получениябольшой глубины резко изображаемого пространства.
Пленка должна быть высокочувствительной и с большой фотографической широтой.
Частота съемки должна быть повышенной, для придания плавности движения парашютистам.
Скорость падения парашютистов стабилизируется после 12-14 секунд, за это время теряется 390-400 м высоты. Так как парашют необходимо раскрыть на высоте 600 м, то для обеспечения 60 сек свободного падения необходимо покинуть самолет на высоте 3500-4000 м.
Оператор может прыгать как вместе с парашютистами, так и с отдельного самолета.