ВАРИАТИВНЫЕ ЗАДАНИЯ НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ УРОКА

  • Каждый урок - это определенная система заданий, которая ведет ученика к овладению тем или иным понятием, умением, навыком. От того, какие задания подбирает учитель для данного урока, в какой последовательности их выстраивает, существенно зависит достижение целей урока, а также степень активности и самостоятельности учащихся на разных его этапах.
  • Учебные задания конкретизируют методы обучения, используемые учителем на уроке, определяют структуру и внутреннюю логику урока, характер познавательной деятельности учащихся.
  • Какими принципами должен руководствоваться учитель при подборе заданий?
  • Прежде всего, необходимо, чтобы процесс выполнения заданий не сводился только к воспроизведению, а дополнялся наблюдением, анализом, сравнением. Задания должны вызывать обдумывание, рассуждение. Последовательность заданий на уроке должна быть выстроена таким образом, чтобы предыдущее задание подготавливало ученика к выполнению следующего. Задания должны постепенно усложняться, т. е. предъявлять все более высокие требования к умственной деятельности школьников. Поясним сказанное на примерах. Для этого рассмотри два варианта уроков в I классе, цель которых - усвоение круглых десятков в пределах 100, знакомство с круглыми числами.

 

I вариант

  1. Прочитайте числа: 10, 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 90.
  1. Назовите цифры, которыми записано каждое число.
  1. Что вы замечаете? (Дети отвечают, что во всех этих числах есть нуль.)
  1. Какие числа называют круглыми? (Несколько человек повторяют то, что сказал учитель)
  1. Приведите примеры круглых чисел.
  1. 42, 17, 20, 87, 50, 100, 43. Выберите круглые числа и прочитайте их.
  1. Запишите все числа, которые больше, чем 19, и меньше, чем 31. Подчеркните круглые числа.
  • Проанализируем содержание и последовательность этих заданий.
  • Задание 1 проверяло умение читать записанные числа. Задание 2 имеет эту же цель. По идее, задание 3 должно было заставить учащихся наблюдать (им предложено выделить то общее, что есть в записи данных чисел). Но задание 2 снизило ту трудность, которое должно было заключать в себе задание 3, так как для осуществления каждого частного суждения ученику уже было дано прямое подспорье в виде поочередных коротких вопросов.
  • Нельзя ли построить данный урок несколько иначе?

II вариант

  1. Прочитайте числа: 30, 74, 40, 81, 50, 60, 70, 95, 37. Укажите числа, в записи которых есть что-то общее. (Их затем учитель называет круглыми.)
  1. Назовите другие круглые числа. Почему они круглые?
  1. Запишите круглые числа в порядке возрастания.
  1. Объясните, какие числа называются круглыми.
  1. Какое число надо вычесть из 24, чтобы получить круглое?
  1. Какое число надо прибавить к 25, чтобы получить круглое?
  1. Какое число получится, если сложить два любых круглых числа?
  1. Каким числом будет разность двух любых круглых чисел?
  • Таким образом, задания 6, 7, 8 требовали от учащихся не только деятельности анализирующего наблюдения, но и обобщения. Последние три задания забегают вперед, так как сложение и вычитание круглых чисел должно изучаться позже. Тем не менее, именно такое "забегание вперед" активизирует учащихся, дает им возможность проявить инициативу и самостоятельность.
  • Человечество постоянно развивается, поток информации постоянно увеличивается, но сроки ее интерпретации в школе остаются прежними. Приоритет отдается осознанному усвоению знаний. При этом второстепенные не столь значимые факты служат либо общим фоном развития данной научной области, либо вовсе не принимается во внимание. Тем самым осуществляется координация наиболее значимых понятий, их систематизация, позволяющая видеть не отдельные факты, а целостную картину явления.
  • Учить, используя традиционные формы, не оптимально. Поэтому именно за проблемно-вариативным обучением будущее современной школы.