Порядок преследования транспортных средств

1. Приняв решение о преследовании ТС, наряд ДПС должен:

- включить радиостанцию, световую и звуковую сигнализацию;

- пристегнуть ремни безопасности;

- начать преследование и доложить об этом дежурному или ближайшим нарядам милиции;

- не упускать преследуемое ТС из поля зрения;

- учитывать возможности преследуемого ТС изменить направление движения и скрыться;

- при приближении к преследуемому ТС непрерывно требовать от его водителя остановиться, используя СГУ и жезл, включая и выключая фары, а также предупреждая участников дорожного движения о том, что ведется преследование;

- фиксировать места, в которых из преследуемого ТС выбрасывались какие-либо предметы;

- поддерживать связь с дежурным или соседними нарядами, передавать свои координаты и скорость движения;

- следить за поведением пассажиров в преследуемом ТС;

- пользоваться приоритетом в движении по перекресткам, железнодорожным переездам, в зонах ограниченной видимости и в других опасных условиях, только убедившись в том, что водители других ТС увидели патрульный автомобиль, поняли направление его движения и приняли меры предосторожности. Особое внимание следует обращать на ТС, движущиеся на разрешающий сигнал светофора. Инциденты с ними занимают ведущее место среди происшествий, возникающих в процессе преследования;

- избегать преследования по полосам встречного движения при наличии на них транспорта;

- осуществлять правильный выбор траектории движения;

- выполнять экстренное торможение, разгон, ввод автомобиля в занос и вывод его из заноса.

2. В связи с этим каждый инспектор ДПС должен:

- осознавать, что в ходе преследования он неизбежно создает своими действиями множество опасных ситуаций, которые вводят в стрессовое состояние не только преследуемого, но и других водителей и пешеходов;

- своевременно прерывать преследование при возникновении малейших сомнений в своих силах и надежности патрульного ТС.

Иногда при преследовании целесообразно имитировать отставание, некоторое время продолжать движение под прикрытием попутно движущихся ТС или снизить скорость до выхода из пределов видимости преследуемого, а затем, увеличивая скорость, ограничиться наблюдением и передачей информации дежурному или соседним нарядам милиции.

3. Особого внимания к соблюдению мер безопасности требует остановка тяжеловесных грузовых автомобилей и автобусов, габариты которых затрудняют обзорность. В частности, если при движении за легковым автомобилем благодаря большой поверхности его остекления, небольшим габаритам и примерном равенстве высот с патрульным автомобилем можно достаточно хорошо просматривать проезжую часть впереди преследуемого и прогнозировать складывающуюся обстановку, то при преследовании грузового автомобиля или автобуса это невозможно. Кроме того, вследствие значительной массы большие автомобили имеют относительно низкие тормозные характеристики. В процессе остановки таких ТС необходимо:

- определить место, где возможна их безопасная остановка с учетом дистанции, необходимой тяжеловесному ТС для перестроения и торможения, условий видимости, состояния дорожного покрытия и несущей способности обочин и уширений земляного полотна дороги;

- при отсутствии подходящего для этой цели места следовать за правонарушителем до участка, позволяющего выполнить необходимые маневры и остановку ТС;

После остановки ТС в указанном месте по СГУ, экипажу ДПС занять позицию в 8-12 м. позади него, в темное время суток, направив свет фар или переносных фонарей на кабину или салон ТС, и потребовать от водителя выполнения следующих действий:

- заглушить двигатель;

- поставить на стояночный тормоз и включить сигналы аварийной остановки, освещение кабины и салона (в темное время суток);

- выйти из ТС с водительскими, регистрационными и путевыми документами, закрыв за собой дверь (чтобы она не создавала помех движущемуся транспорту и препятствовала незаметному выходу пассажиров;

- встать на место, указанное старшим наряда.

4. Произвести осмотр ТС с соблюдением мер личной безопасности в следующей последовательности:

- осмотреть пространство между кузовом и кабиной, а также (если возможно) саму кабину через ее задние окна.

- не влезать в кабину, кузов ТС и не становиться на подножку кабины при отсутствии напарника, способного обеспечить надежное прикрытие этого действия;

- при проверке салонов с тонированными стеклами потребовать от водителя открыть все окна и двери.

Старшему наряда ДПС обеспечить наблюдение за остановленным ТС со всех сторон.