Построение графика машиноиспользования и интегральной кривой расходатопливо- смазочных матриалов
График машиноиспользования (график потребности тракторов) необходим для определения минимального количества тракторов и четкого планирования их работы при выполнении технологических операций по созданию лесных культур.
На основании расчетно-технологических карт на создание четырех лесных культур, составленных на конкретные виды работ, их объемов и календарных сроков выполнения, определяется необходимое количество тракторов определенной марки на соответствующий календарный период. Все эти данные записываются в сводную таблицу. Затем по этим данным строим график машиноиспользования, т.е. диаграмму, которая показывает, сколько и каких машин или агрегатов, и в какое время должно работать, чтобы обеспечить выполнение производственного плана.
График машиноиспользования строится в прямоугольных осях координат на основании сводной расчетной таблицы отдельно по каждой марке тракторов.
На основании приведенных объемов работ и затрат машино-смен для каждой марки тракторов согласно расчетно-технологической карты определяется необходимое число машино-смен для выполнения всего объема работ:
n0 = n1∙ Q
где n1 - затраты машино-смен данной марки трактора на выполнение работы, взятые из расчетно-технологической карты;
Q - объем работ в физических единицах.
Затем определяем требуемое количество тракторов:
nT =
где D - число рабочих дней, отведенных для выполнения данной работы, устанавливаемое при 5-дневной работе в неделю;
Ксм - коэффициент сменности.
Рассчитанные данные вносятся в сводную таблицу.
Таблица- Годовой расход топлива тракторов по месяцам
Марка | I | II | III | IV | V | VI | VII | VIII | IX | X | XI | XII | Всего |
ДТ-75М | |||||||||||||
МТЗ-80 | 1076,4 | 237,8 |
После этого строится график машиноиспользования (приложение 2).
Вследствие сезонности лесохозяйственных работ потребность в тракторах в отдельные периоды будет неравномерной, на графике будут наблюдаться пики и провалы. В целях получения более равномерной загрузки тракторов при появлении отдельных пиков сглаживание диаграммы путем переноса части работ, выполненных одним трактором, на диаграмму для других тракторов, менее загруженных в этот календарный период. Такой перенос (выравнивание) носит название корректировка графика. Корректировка графика может быть произведена следующими способами:
- путем перераспределения работ между различными марками тракторов за счет перенесения части работ с более загруженных тракторов на менее загруженные (на рисунке 2 показано стрелками);
- путем перенесения части работ и полностью всех работ на самоходные машины;
- путем увеличения рабочих дней выполнения операций, однако в пределах допустимых агротехнических сроков.
Корректировка графика производится с одновременным уточнением сводной расчетной таблицы.
По пиковым значениям откорректированного графика машино-использования на отдельных видах работ определяется количество рабочих машин.
На графики машиноиспользования на основании расчетно-технологических карт наносятся интегральные кривые расхода топлива, показывающие нарастающим итогом расход топлива на каждую марку трактора в течение календарного периода. Если объем израсходованного топлива какого-либо вида трактора разделить на общее число тракторов (по графику), получится расход топлива одним трактором за определенный срок.
Интегральная кривая расхода топлива какой-либо марки трактора строится в прямоугольных координатных осях: по оси абсцисс откладываются дни календарного периода, а по оси ординат - объем израсходованного топлива трактором этой же марки Построение интегральной кривой расхода топлива проводится в следующем порядке.
На оси абсцисс из точки, соответствующей окончанию первой операции, по вертикали откладывается отрезок в масштабе, соответствующий расходу топлива данной марки тракторов на этой операции. Затем верхняя точка полученного отрезка соединяется с точкой начала работ по первой операции, соответствующей нулевому значению оси абсцисс. Если вслед за первой операцией выполняется вторая операция без разрыва во времени, то на вертикальной стороне прямоугольника (соответствующей окончанию работы по второй операции) в том же масштабе откладывается отрезок равный суммарному расходу топлива на выполнение первой и второй операций. Конец второго отрезка соединяется с концом первого отрезка прямой линией и т.д. Если же на графике машиноиспользования имеется разрыв между выполняемыми операциями, то на этом участке графика интегральная кривая проводится параллельно оси абсцисс.
Количество лесохозяйственных машин определяется по графику машиноиспользования и расчетной таблице и зависит от максимального количества одновременно работающих агрегатов и количества машин в агрегате.
2.4. Обоснование и выбор средств пожаротушения
Среди комплекса мероприятий по борьбе с лесными пожарами различают предупредительные противопожарные мероприятия, мероприятия по обнаружению лесных пожаров и мероприятия по борьбе с пожарами.
Предупредительные противопожарные мероприятия включают:
- мероприятия, направленные на предупреждение возникновения пожара: к ним относятся разъяснительная работа среди населения (лекции, беседы, установка плакатов и т.п.), административные меры к нарушителям, очистка лесов от валежа, бурелома и древесных остатков после лесозаготовок, своевременное проведение санитарных рубок и пр.;
- мероприятия, направленные на ограничение распространения возможных пожаров, их быстрому обнаружению и ликвидации в самом начале их возникновения.
Мероприятия по обнаружению лесных пожаров включают:
- наблюдение с пожарных вышек высотой 25...35 м или пожарной наблюдательной мачты высотой 37 м;
- наземное патрулирование;
- авиапатрулирование.
Мероприятия по борьбе с лесными пожарами включают:
- создание заградительных канав и полос;
- применение химических растворов и воды для непосредственного тушения пожара;
- создание встречного огня для тушения сильных пожаров.
2.5. Определение потребности в топливо- смазочных материалах
Для работы тракторов необходимо дизельное топливо. Пуск двигателей у многих тракторов осуществляется пусковыми двигателями, которые работают на бензине.
Автомобильные двигатели малой и средней мощности работают на бензине, большой мощности - на дизельном топливе.
В условиях лесного хозяйства нормы расхода топлива можно и целесообразно устанавливать для питомников и лесных школ, где работы проводят на одной и той же площади на протяжении ряда лет.
return false">ссылка скрытаПри выполнении работ в лесных условиях пользуются примерной нормой расхода топлива для отдельных марок тракторов по зонам, устанавливаемым на 1 га физических видов работ. Такие нормы расхода рассчитываем, пользуясь формулой:
Н= , кг/га,
где Q1 Q2, Q3 - расход топлива трактора соответственно с нагрузкой, при переездах и поворотах и при остановке (на холостом ходу), кг/ч;
t1 t2, t3 -продолжительность соответствующих режимов работы двигателя трактора, ч;
Wcм ~ производительность тракторного агрегата за смену, га.
Величины Q1 ,Q2, Q3 можно установить по тяговой характеристике трактора. Если таких характеристик нет, то при расчете расхода топлива можно пользоваться данными таблицы, в которой приведен расход топлива различными тракторами при разных режимах работы.
Общую потребность в топливе Q для выполнения механизированных работ в лесхозе можно определить по формуле:
Q=∑ H∙ Wi
где Wi- объем i- го вида механизированных работ, га;
i- вид механизированной работы лесхоза, i=1…n.
На основании расчетов потребности в топливе, составленной с учетом всех видов механизированных работ, выводят среднюю норму расхода горючего на 1 условный гектар Ну по формуле:
Ну= ,
где Q- общая потребность в топливе для выполнения всех механизированных работ лесхоза, кг;
Ω- объем механизированных работ по лесхозу, условные га.
При составлении проектов механизированных работ в лесхозах годовую потребность в топливе определяют, исходя из сменной нормы расхода топлива и планируемого количества машино- смен для каждого трактора. При этом пользуются расчетно- технологическими картами и заданными объемами работы. Эту потребность определяют по формуле:
Q= ∑ H1∙nмс, кг
где Н1 – норма расхода топлива на 1 машино- смену, установленная для определенной марки трактора, кг в смену;
псм - число машино-смен, которое должен отработать трактор в году, чтобы выполнить производственный план;
n - все тракторы лесхоза, на которые запланированы механизированные работы.
H1= Q1∙t1+Q2∙t2+Q3∙t3,
Расход смазочных материалов для тракторов исчисляют обычно в процентах от расхода основного топлива.
При эксплуатации автомобилей норма расхода топлива установлена для средних условий работы с учетом маневрирования на местах погрузки и разгрузки на 100 км пробега.
При работе на дорогах с усовершенствованным покрытием нормы расхода снижают на 10... 15%. Для работы в зимних условиях к основной норме расхода топлива устанавливают надбавку 5%.
Расход картерной смазки для автомобилей, в зависимости от их состояния, составляет 4...6% расхода топлива; расход трансмиссионной смазки (нигрол и пр.) - 0,8% основной нормы расхода топлива для автомобилей с одной ведущей осью и 1,5% для автомобилей с несколькими ведущими осями. Норму расхода солидола принимают не более 1% расхода топлива.
Емкость резервуаров для хранения топливо-смазочных материалов в лесхозе определяется исходя из запаса, обеспечивающего работу машин с полной нагрузкой в течение 10 дней. Эти условия благоприятны для организации отстоя дизельного топлива при его систематическом завозе. Поэтому для хранения дизельного топлива необходимо иметь, как минимум, два резервуара: в одном топливо отстаивается, из другого его расходуют. Емкость одного резервуара подсчитывается по формуле:
V= ,
где Qд- суммарный дневной расход топлива машин с дизельными двигателями, т;
D- число дней, на которое определяется запас топлива, D= 10 дней;
γ- объемная масса дизельного топлива, γ= 0,86 т/м3;
𝛏- коэффициент использования объема емкости при хранении топлива, 𝛏=0,9…0,95.
Количество транспортных агрегатов, необходимых для подвоза топлива, определяется по формуле:
nц=
где Vц - емкость автоцистерны, м3 ;
𝛏ц- коэффициент использования емкости автоцистерны при заполнении топливом, 𝛏ц=0,94...0,97;
i - число оборотов автоцистерны за смену;
Ксм - коэффициент сменности.
2.6. Расчет и подбор средств технического обслуживания машинно- тракторного парка
Наиболее рациональным вариантом организации технического обслуживания тракторов и лесохозяйственных машин является создание звена в составе мастера-наладчика (в наиболее напряженный период ему выделяется помощник) и тракториста. В их распоряжение выделяются подвижные средства типа АТО-4822, АТО-1768А для проведения технических обслуживании. Звено проводит номерные технические обслуживания ТО-1 и ТО-2 в полевых условиях.
Техническое обслуживание ТО-3 и сезонное обслуживание тракторов и сложных лесохозяйственных машин проводится на стационарном пункте технического обслуживания (СПТО).
Количество ТО можно определить по формулам:
nКР= ;
nТР= nКР;
n3= nКР - nТР;
n2= nКР - nТР- n3;
n1= nКР - nТР- n3- n2,
где Q- годовой или месячный расход топлива тракторами одной марки, кг;
Qп- остаток топлива с прошлого года или месяца, кг;
QКР, QТР,Q3, Q2, Q1- периодичность проведения соответственно капитальных, текущих ремонтов, технических обслуживаний ТО-3, ТО-2, ТО-1, кг;
nКР, nТР,n3, n2, n1- количество соответственно капитальных, текущих ремонтов, технических обслуживаний ТО-3, ТО-2, ТО-1.
Для определения количества технических обслуживании составляется таблица годового расхода топлива на выполнение механизированных работ. Для этого из расчетно-технологических карт выбирается расход топлива конкретной марки трактора за определенный месяц и суммируется.
Система технического обслуживания машинно-тракторного парка включает в себя, помимо номерных технических обслуживании, проведение комплексной (полной) технической диагностики (Дк), периодической диагностики (Дп), постановку техники на хранение (Хр), обслуживание техники в период хранения (ТОхр), снятие с хранения (Схр), сезонное техническое обслуживание (СТО).
Комплексная (полная) техническая диагностика проводится при ТО-3 на СПТО или в мастерской.
Периодическая техническая диагностика проводится при ТО-2.
Следовательно, количество проводимых Дк и Дп должно соответствовать количеству ТО-3 и ТО-2.
При хорошей организации технического обслуживания тракторов периодическая диагностика может проводиться через одно ТО-2.
Лесохозяйственная техника снимается с хранения за 15 дней до начала использования и ставится на хранение в течение 10 дней после окончания работы. Количество машин, подлежащее постановке на хранение, планируется на основании коэффициента охвата.
Сезонное техническое обслуживание выполняют при переходе к осенне-зимнему или весенне-летнему периодам эксплуатации.
Текущий ремонт проводится через одно ТО-3, а капитальный ремонт - через два текущих ремонта.
При проведении технических обслуживании соблюдается следующий порядок выполнения плановых технических обслуживании по номерам: 1-1-1-2-1-1-1-2-1-1-1-2-1-1-1-3-1...
Количество агрегатов, необходимых для проведения ТО-1, ТО-2 тракторов, в самый напряженный месяц сезона можно определить по формуле:
n=
где Т - суммарная трудоемкость технических обслуживании в самый напряженный месяц, чел.-ч;
Тсм - продолжительность смены мастеров-наладчиков, ч;
D - количество рабочих дней в течение месяца;
𝛕 - коэффициент использования времени смены мастеров-наладчиков;
i - количество мастеров-наладчиков в звене, i= 1...2 чел.;
Ксм - коэффициент сменности.
Коэффициент использования времени смены на агрегатах:
- АТО-А - т- 0,73...0,82;
- АТО-С - т - 0,7;
- АТО-П »т = 0,70...0,75.
Необходимое количество мастеров-наладчиков на СПТО можно определить по формуле:
ic=
где Тс - суммарная трудоемкость технических обслуживании на стационарном пункте в самый напряженный месяц, чел.- ч;
𝛿 - коэффициент, учитывающий трудоемкость устранения неисправностей, возникающих при техническом обслуживании факторов, 𝛿= 0,1…0,3;
𝜏 - коэффициент использования времени смены, для СПТО 𝜏 = 0,85...0,90.
Трудоемкость элементов технического обслуживания на стационарном пункте в напряженный период определяется по формуле:
Т = n∙ t,
где n - количество технических обслуживании в напряженный период, шт.;
t - нормативная трудоемкость проведения технического обслуживания, чел.ч.
Суммарную трудоемкость технического обслуживания несложных лесохозяйственных машин можно принять равной 35...45% от суммарной трудоемкости ТО-1 и ТО-2 тракторов.
Трудоемкость устранения неисправностей при обслуживании машин принимается равной 30% от суммарной трудоемкости ТО-1 и ТО-2 тракторов.
2.7. Мероприятия по безопасности жизнедеятельности при использовании машинных агрегатов.
При работе на предприятии необходимо соблюдать правила по технике безопасности как при работе на машинах и оборудовании, так и при проведении обработок ядохимикатами.
Обработку гербицидами проводят в безветренную погоду, по сухой хвое, лучше всего в вечернее время до выпадения росы или в пасмурный, но не дождливый период времени. При работе с гербицидами необходимо строго выдерживать рекомендации по их применению (дозировки, время обработки и т. п.), приведенные в официальных документах (инструкциях, рекомендациях и т. п.). Особое внимание следует уделять соблюдению мер личной безопасности при работе с гербицидами. Хранение химических препаратов производить только в предназначенных для этого и специально оборудованных складах, в исправной герметичной таре. Перевозка гербицидов осуществляется отдельным транспортом.
Рабочую жидкость готовят непосредственно перед обработкой и только на специальных заправочных площадках, расположенных рядом с участками обработки. Используют только чистую воду, без механических примесей. Немеханизированное заполнение рабочих емкостей тракторных опрыскивателей запрещается. По окончании работ почва заправочной площадки перекапывается. Опрыскивание с помощью наземной аппаратуры не допускается при скорости ветра более 4-5 м/с. Необходимо следить, чтобы факел распыла не относило потоком воздуха на работающих. При опрыскивании с помощью ранцевой аппаратуры, работающие должны располагаться друг от друга на расстоянии не менее 5-6 м по диагонали участка и идти с подветренной стороны по необработанной гербицидами площади.
Люди, занятые на работе с гербицидами, обязаны ежегодно проходить медицинский осмотр. К работе допускаются только практически здоровые люди старше 18 лет, беременные и кормящие женщины к работе с гербицидами не допускаются. Все обработчики обязательно проходят инструктаж по технике безопасности.
Работы с гербицидами проводят в спецодежде: комбинезонах с водоотталкивающей пропиткой, нарукавниках, прорезиненных фартуках, перчатках, резиновых сапогах, защитных очках (ПО-2, ЭПЗ-200), респираторах (ЭГТГ-67, РУ-60 марок А и Е). Для работы в питомниках пригодны простейшие респираторы типа «лепесток». Во время работы с гербицидами запрещается принимать пищу, пить воду, курить. По окончании работ и перед едой необходимо снять спецодежду, вымыть руки и лицо прополоскать рот водой.
Обучение работников охране труда проводится в виде: вводного инструктажа, первичного инструктажа на рабочем месте, повторного инструктажа, внепланового инструктажа, целевого инструктажа и специального обучения.
Контроль над выполнением работ возлагается в лесхозе на главного лесничего, который постоянно осуществляет контроль над соблюдением работниками безопасных приемов и методов труда, опасными зонами, технологической дисциплиной, исправностью механизмов, оборудования, приспособлений в соответствии с правилами.
Рабочих, занятых на механизированных работах, обучают безопасным методам работы на данных орудиях и машинах в соответствии с действующими инструкциями и правилами техники безопасности.
Рабочих, занятых на ручных работах, обеспечивают исправным инструментом. При перевозке вместе с рабочими инструменты следует размещать в специально отведенном месте.
Не разрешается во время работ ремонтировать поливную систему. В случае неисправностей, насосы машины следует выключить.
При работе агрегатов с выкопочными скобами не разрешается находиться ближе 5 м от движущейся скобы, поворачивать агрегат при заглубленных рабочих органах, сходить и садиться на рабочее место при движении агрегата, регулировать рабочие органы во время движения.