Сплайн-интерполяция опорных точек

Для проектирования продольного профиля способом сплайн-интерполяцией опорных точек необходимо задать коды и отметки узловых точек, через которые пройдет проектная линия. После расчета проконтролируйте полученные радиусы и уклоны.

Данная задача может быть выполнена непосредственно при просмотре продольного профиля (по клавише [F8]).

Используются следующие коды точек:

§ 1 – проектная линия пройдет через точку с заданной отметкой.

§ 2 – линия пройдет через точку с заданной отметкой и фиксированным уклоном.

§ 3 – задается отметка начала прямой.

§ 5 – точка перелома прямой с заданной отметкой.

§ 4 – задается отметка конца прямой.

 

Просмотр продольного профиля

Пользователь имеет возможность просмотреть на экране изображение продольного профиля с начального пикета (рис. 4.10). Масштаб по умолчанию: вертикальный – 1:500, горизонтальный – 1:5000.

 

Рис. 4.10. Просмотр продольного профиля

 

В таблице "Опорные точки ..."(клавиша [F8]) можно внести необходимые корректировки этих узловых точек или любых других, назначая или удаляя узлы, изменяя проектные отметки или значения уклонов в узлах. Описание работы с таблицей см. "Сплайн-интерполяция опорных точек". Пересчет и отображение перепроектированного продольного профиля происходит после нажатия клавиши [Esc].

 

Просмотр и печать таблиц профиля

По результатам проектирования продольного профиля создаются три таблицы: Конрольные отметки; Минимальные радиусы; Опорные точки и результаты расчетов.

В данном разделе можно получить входные («Контрольные отметки», «Минимальные радиусы») и выходные («Опорные точки и результаты расчетов») таблицы по продольному профилю.

Для каждой из таблиц предлагаются варианты дальнейших действий: просмотр результата; Результат в файл и Печать результата.

 

4.2.6. Проектирование поперечного профиля

 

Задача проектирования поперечного профиля позволяет задать параметры откосов насыпи, выемки, кюветов, запроектировать продольный водоотвод, просмотреть проектные поперечные профили, а также, при наличии дополнительных модулей системы, запроектировать водоотводные устройства, сделать расчет осадки насыпи и устойчивости откосов на отдельном пикете. После активизации строки меню "Проектирование поперечного профиля" система предлагает меню следующего уровня (рис. 4.11):

 

Рис. 4.11. Меню «Проектирование поперечного профиля»

 

Ввод и корректировка исходных данных

После активизации этого пункта меню появляется меню следующего уровня:

§ Откосы насыпи и выемки

§ Описание кюветов и резервов

Для проектирования поперечного профиля необходимо ввести в качестве исходных данных параметры откосов насыпи / выемки и кюветов.

После активизации этого пункта меню появляется меню следующего уровня:

§ Проектирование по участкам

§ Проектирование по рабочей отметке

§ Выбор метода проектирования

Необходимо определить параметры откосов насыпи и выемки для левой и правой части земляного полотна. Это можно сделать по участкам (то есть, задавая пикетное положение начала и конца), по рабочей отметке или комбинацией этих методов.

 

Ввод параметров по участкам

Если параметры постоянны по всей трассе, таблица заполняется дважды, то есть на первом и последнем пикете слева и справа от оси дороги. Если внутренний откос выемки (от бровки) такой же, как и у насыпи, местоположение выемок выделять не нужно. Если есть участки с разными параметрами, вводите небольшие участки перехода от одних параметров к другим. Для ввода пикетного положения начала или конца участка переведите «световое окно» в верхней строке на пикет, перед которым будет добавляться участок, и нажмите клавишу [Insert].

 
 

По высоте насыпь может быть разделена на участки с разным заложением откосов. Если в этом нет необходимости, то заполните только колонки «1 участок», высоту от бровки задайте достаточно большой, и в этом случае информация в колонках «2 и 3 участок» игнорируется.

 

Ввод параметров по рабочей отметке

В некоторых случаях удобно задавать параметры откосов в зависимости от высоты насыпи или глубины выемки. Чаще всего эта таблица используется при проектировании в горной местности. Методика ввода параметров аналогична предыдущей. Отличие заключается в том, что вместо участков задается диапазон по рабочей отметке.

 

Выбор метода проектирования

В данной таблице есть возможность определить метод расчета параметров поперечного профиля на заданных участках слева и справа. При выборе "по участкам" будут учитываться параметры из таблицы "Проектирование по участкам". При выборе "по рабочей отметке" будут учитываться параметры из таблицы "Проектирование по рабочей отметке".

 

Описание кюветов и резервов

После активизации этого пункта меню появляется меню следующего уровня:

§ Параметры кюветов

§ Границы устройства кюветов

§ Выбор типа укрепления

Необходимо описать параметры кюветов на всем протяжении проектируемого участка дороги (рис. 4.12).

Описание кюветов и резервов должно соответствовать откорректированным параметрам откосов насыпи и выемки

 
 

Рис. 4.12. Таблица «Параметры кювета»

 

В параметрах кюветов существенное значение имеет минимальная глубина кювета. В зависимости от ее величины будет запроектирован продольный водоотвод. Если конструкция земляного полотна с присыпными обочинами, то в этом случае минимальная глубина кювета будет назначаться от точки выхода нижнего слоя дорожной одежды на откос (рис… 4.13а.). При устройстве дорожной одежды корытного профиля – минимальная глубина кювета назначается от бровки. В настоящий момент значение максимальной глубины кювета программой не учитывается.

а)

б)

Рис. 4.13. Определение минимальной глубины кювета: а) отметка кювета меньше отметки низа дорожной одежды на величину минимальной глубины; б) отметка дна кювета назначается от точки пересечения откоса с существующей поверхностью

 

Внутренний откос кювета является продолжением откоса насыпи, а внешний откос кювета – откоса выемки. По клавише [Пробел] можно выбрать один из методов задания заложения откоса кювета. Если выбрать по "откосу насыпи / выемки", то значение заложения откосов кювета будет приниматься по откосу насыпи из таблицы "Параметры откосов насыпи / выемки". Если выбрать по "ввод 1:М", то заложение откосов кювета будет приниматься по значению в следующей строке.

Если кювет треугольной формы, его ширина по дну равна 0. Минимальная глубина кювета задается от низа дорожной одежды при выходе ее на откос или от бровки при устройстве корытного профиля.

 

Границы устройства кюветов

В этой таблице необходимо определить пикетное положение границ устройства кюветов. Признак устройства кюветов отдельно для левой и правой половины земляного полотна выбирают клавишей [Пробел]. Система предлагает:

§ Кювет устраивать обязательно.

§ Кювет устраивать в случае необходимости.

§ Кювет не устраивать.

При выборе "кювет устраивать обязательно" кювет будет назначен на всем протяжении участка. В этом случае при высокой насыпи кювет назначается по минимальной глубине от поверхности земли.

При выборе "кювет устраивать в случае необходимости"кювет будет назначен на участках, где высота насыпи меньше, чем толщина дорожной одежды от бровки плюс минимальная глубина кювета, заданная в таблице "Параметры кюветов".

При выборе "кювет не устраивать", он будет отсутствовать даже в случае необходимости.

 
 

Данную таблицу иногда можно не заполнять, так как всегда по умолчанию на протяжении всего участка проектирования принимается признак устройства кюветов по минимальной глубине, то есть «кювет устраивать в случае необходимости»(рис. 4.14).

 

Рис. 4.14. Рекомендуемые границы устройства кюветов

 

Выбор типа укрепления

Тип укрепления можно не назначать, так как он выбирается только для нанесения на чертеж продольного профиля и, в дальнейшем (при корректировке продольного водоотвода), тип укрепления можно изменить.

 

Расчет продольного водоотвода

Расчет следует выполнять после полного завершения проектирования продольного и поперечных профилей, а также после ввода информации о конструкции дорожной одежды. Критерием для расчета является минимальная глубина кювета от низа дорожной одежды.

 

Корректировка кюветов

После расчета продольного водоотвода можно проанализировать информацию о запроектированных кюветах (по минимальной глубине) и внести необходимые изменения, вызывая поочередно таблицы с данными по левой половине земляного полотна ("Кювет слева") и правой ("Кювет справа").

В таблице высвечены активные окна, в которых можно вводить или менять любые значения. Для наглядности показана информация о существующих продольных и поперечных уклонах поверхности земли, а в верхнем левом углу – отметка выхода проектного откоса на поверхность земли для пикета, где находится курсор (рис.4.15).

 
 

Рис. 4.15. Корректировка кюветов, «Кювет слева»

 

Светлыми стрелками указано направление уклонов кюветов; уклоны дна кюветов рассчитаны автоматически. Для их корректировки измените отметку или глубину кювета.

Программа выведет дно кювета на поверхность земли, но начало кювета нужно откорректировать. Для этого, по подсказке в верхнем левом углу, перед началом кювета введите отметку дна кювета, которая соответствует поверхности земли. Пользуясь клавишей [Insert], измените положение начала кювета. Уклоны дна кювета, которые отличаются на 1-2ä, при нанесении на чертеж продольного профиля объединяются. Тип укрепления измените по клавише [Пробел], то есть выберите надпись для нанесения на чертеж.

 

Просмотр и вывод результатов

По результатам проектирования кюветов создаются две таблицы (см. "Кювет слева" и "Кювет справа"). Для каждой из таблиц система предлагает: Просмотр результата; Результат в файл; Печать результата.

 

Просмотр проектных поперечных профилей

Для оценки правильности принятых проектных решений предназначена задача просмотра поперечных профилей. Описание функции приведено в главе "Проектирование продольного профиля/Просмотр проектных поперечных профилей", где появляется изображение продольного профиля дороги:

 

Рис. 4.16. Просмотр поперечных профилей на экране

 

Перед просмотром поперечника необходимо выбрать нужный, используя для этого следующие основные клавиши:

§ Клавиши – [стрелки] [↑], [↓] – передвижение по профилю с заданным шагом;

§ [Ctrl] + [F10] – выбор пикета; для того, чтобы задать пикет с плюсом, используйте точку вместо "+".

§ [F3] – просмотр выбранного поперечника.

§ [F9] – для выбора масштаба изображения.

§ [F5] – для просмотра существующих и проектных отметок.

§ [F6] – для просмотра проектных отметок, уклонов и расстояний.

§ [F7] – для просмотра существующих отметок, уклонов и расстояний.

§ [F8] – для одновременного просмотра существующих и проектных уклонов и расстояний.

§ [Ctrl] + [F3] – для просмотра рабочих отметок или ситуации.

Рекомендуется просмотреть все поперечные сечения и убедится в правильности принятых проектных решений.

 

4.2.7. Построение ЦММ проектного решения

 

После запуска программы в текущем каталоге создается файл Triang.trg. Полученный файл можно подгрузить в системы CREDO_TER "Цифровая модель местности" (см. "ДАННЫЕ / Подгрузка дополнительных данных / Треугольники из 1–го файла"), в CREDO_MIX "Цифровая модель проекта" и в CREDO_PRO "Геометрическое проектирование" (см. "ДАННЫЕ / Импорт данных / Треугольники из 1–го файла"). В результате образуется новый слой ЦММ. В этом слое будет автоматически создана поверхность запроектированной дороги.

Проезжая часть, обочины, откосы и др. будут представлены площадными объектами и заполнены цветом. Горизонтали не отображаются, так как по умолчанию установлен шаг горизонталей 25 м. (см. "НАСТРОЙКА / Параметры ввода/вывода / Шаг горизонталей").

 

Рис. 4.17. ЦММ проектного решения

 

Построенная ЦММ проектного решения может быть использована для приблизительного расчета объемов работ, так как в объемах по трассе, рассчитанных в системе CREDO_TER (CREDO_MIX), не учитываются поправки на дорожную одежду, снятие растительного грунта и т.д.

 

4.2.8. Объемы земляных работ

 

После завершения проектирования можно рассчитать основные объемы земляных и укрепительных работ, объемы по устройству дорожной одежды для корытного и полукорытного поперечного профиля. Объемы рассчитываются по принципу поперечных сечений в характерных точках.

Описание границ участков работ

Если объемы работ необходимо рассчитать не по всей трассе, вводятся участки, исключаемые из расчетов.

 

Конструкция проектируемой дорожной одежды

Конструкция проектируемой дорожной одежды уже была задана ранее.

 

 
 

Рис. 4.18. Меню «Объемы земляных работ»

 

Параметры укрепления обочин и откосов

Обязательно откорректируйте таблицу параметров укрепления обочин и откосов (рис. 4.19). Если эти параметры не меняются на протяжении всей трассы, таблица заполняется один раз.

 

Рис. 4.19. Таблица параметров укрепления обочин и откосов

 

Если задана толщина растительного слоя на целине при новои строительсте, будет рассчитан объем снимаемого растительного грунта. При этом объем тела насыпи будет увеличен на эту величину, а объем выемки уменьшен.

Толщина существующего растительного слоя используется для расчета объемов только при наличии существующего земполотна. В этом случае рассчитывается объем снимаемого растительного грунта с существующих откосов, и по аналогии с предыдущим учитывается в объемах насыпи и выемки.

Так как проектный поперечник включает в себя толщины укрепительных слоев, то при задании толщины проектируемого растительного слоя объемы насыпи будут уменьшены, а выемки увеличены на объем подсыпаемого растительного грунта (рис. 4.20.).

а)

б)

Рис. 4.20. Проектируемый растительный слой: а) Обочина укрепляется не на всю проектную ширину; б) Обочина укрепляется на всю проектную ширину. h – толщина проектируемого растительного слоя на откосах и неукрепленной части обочины, bоб – ширина обочины, b1 – укрепленная часть обочины, b– неукрепленная часть обочины.

Ширина укрепления обочины задается для подсчета площади укрепления. Если заданная ширина меньше проектной, оставшаяся часть будет укреплена засевом трав с подсыпкой растительного грунта толщиной проектируемого слоя.

Средняя толщина укрепления обочины задается для подсчета объемов присыпных обочин (рис. 4.21).

Рис. 4.21. Площадь присыпных обочин: h1, b1 – толщина и ширина укрепленной обочины, h2 – толщина проектируемого растительного грунта, b2 – ширина укрепленной обочины

Толщина и глубина укрепления кюветов задаются в том случае, если необходимо подсчитать объемы работ по кюветам с учетом устройства корыта под укрепление. Толщина состоит из толщины слоев укрепления, глубина определяет площадь укрепления откосов кюветов.

В результате расчета подсчитывается площадь мощения по дну и откосам, а оставшаяся часть откосов будет укреплена засевом трав с подсыпкой растительного грунта. Объем грунта кюветов увеличивается за счет устройства корыта под укрепление и подсыпки растительного грунта.

Если толщина укрепления не задана, откосы и дно кювета будут укреплены засевом трав с подсыпкой растительного грунта на толщину проектируемого растительного слоя.

 

Рис. 4.22.Уклепление кюветов

 

Если коэффициент уплотнения земполотна задан равным 1,0, в результате расчета получается чисто геометрический объем насыпи. Введя значение коэффициента относительного уплотнения, получим требуемый объем грунта для устройства насыпи.

Под рабочим слоем насыпи подразумевается верхняя часть земляного полотна, толщина которого задается от верха покрытия. При необходимости его можно задавать на высоких насыпях для выделения объема верхней части. Коэффициент уплотнения рабочего слоя распространяется и на присыпные обочины. Рабочий слой можно не выделять.

Отдельно считаются площади насыпи, выемки, кювета, ровика уширения и т.д.

Насыпь:

Выемка:

Насыпь при устройстве дорожной одежды корытного типа:

Устройство дорожной одежды с присыпными обочинами на всю ширину земляного полотна:

Устройство дорожной одежды с выравниванием существующего покрытия:

– срезка обочины:

– ровик уширения:

 

Объем работ для каждого вида земляных работ или слоя дорожной одежды будет равен произведению полусуммы площадей смежных поперечников на расстояние между ними. Планировка верха земляного полотна не производится при устройстве корытного профиля. Площади планировки верха земполотна для выемки и насыпи объединены в одной графе. В эту площадь входит и планировка срезаемой части обочины (если есть срезка обочины).

Примечание:При серповидном проперчном профиле дорожной одежды для правильного подсчета объемов земляных работ в пункте "Параметры укрепления обочин и откосов" необходимо указать толщину укрепления обочины больше толщины покрытия, чтобы присыпные обочины отсутствовали.

 

Машинно-дорожный отряд

В данной таблице необходимо по клавише [Пробел] выбрать любую дорожно-строительную машину. Этот выбор позволит просмотреть результаты расчета.

 

Расчет объемов работ

Перед расчетом объемов работ рекомендуется внимательно просмотреть все поперечники. Это позволит визуально оценить правильность ввода проектных параметров, а также фактическое очертание насыпи, выемки, кювета и т.д., необходимых для расчета площадей в каждом сечении.

 

Результаты расчета

Результаты расчетов можно откорректировать ("Редактирование"), просмотреть и распечатать ("Вывод результатов") на любом участке попикетно или с заданным шагом ("Настройка")

 

Рис. 4.15. Меню Результаты расчета»

 

Редактирование необязательно. Этот пункт может быть использован для корректировки результатов расчета и ввода дополнительных объемов работ, которые программой не рассчитываются, но которые необходимо иметь при выводе результатов (замена грунта, съезды, остановки, рыхление откосов, нарезка уступов). При редактировании выемки предоставлена возможность разделения ее объемов по слоям.

Используя пункт «Настройка», можно получить результаты расчета попикетно или с заданным шагом.

В меню «Вывод результатов» представлена следующая информация:

1. Насыпь.

§ Снятие растительного грунта (м3) – объем снимаемого растительного грунта по целине и с существующих откосов.

§ Рыхление откосов существующей насыпи (м2) – заносятся введенные данные из пункта "Редактирование / Съезды, остановки и др.", программой не рассчитываются.

§ Рабочий слой насыпи (м3) – объем рабочего слоя насыпи.

§ Тело насыпи, съезды, остановки, переходно-скоростные полосы (м3) – суммарный объем тела насыпи (без рабочего слоя) по основной дороге и съездам, автобусным остановкам и переходно-скоростным полосам.

§ Присыпные обочины (м3) – объем присыпных обочин с двух сторон.

§ Подстилающий слой (м3) – объем песчаного подстилающего слоя.

§ Замена грунта (выторфовывание) (м3) – заносятся введенные данные из пункта "Редактирование / Насыпи", программой не рассчитываются.

2. Выемки, кюветы и прочее (м3).

§ Выемки (№ слоя) – объем выемки без кюветов с разделением по слоям (номерслоя указывается в скобках) из таблицы "Выемки".

§ Кюветы насыпи – объем кювета насыпи.

§ Кюветы выемки – объем кювета выемки.

§ Ровик уширения – объем ровика уширения.

§ Срезка обочины – объем срезки обочин.

§ Нарезка уступов – объем нарезки уступов; заносятся введенные данные из пункта "Редактирование / Нарезка уступов", программой не рассчитывается.

3. Планировка.

Все колонки этой таблицы формируются аналогично пункту "Редактирование /Планировка".

4. Дорожная одежда.

Таблица формируется по участкам, задаваемым в "Конструкции дорожной одежды".

Протяженностьучастка проектируемой дорожной одежды:

§ от ПК+– начало участка;

§ до ПК+– конец участка.

Слои покрытия (м2):

§ 1-й (верхний)– площадь первого слоя покрытия на всю проектируемую ширину;

§ 2-й (без учета усиления)– площадь второго слоя покрытия, устраиваемого при уширении существующего или на всю проектируемую ширину при строительстве новой дорожной одежды.

Первый слой основания:

§ м2 – площадь;

§ м3 – объем.

Второй слой основания:

§ м2 – площадь;

§ м3 – объем.

Третий слой основания:

§ м2 – площадь;

§ м3 – объем.

Укрепление обочин (м2) – площадь укрепленных обочин.

Объем подстилающего слоя (м3).

5. Постоянный отвод.

Ширина полосы отвода определяется слева и справа от проектной оси до границы проектного поперечника. Между смежными пикетами считается площадь отвода справа и слева.

При просмотре результатов в пункте ("Вывод результатов") создаются автоматически файлы, название которых следующие:

§ OZR_1.TAB – Попикетная ведомость объемов земляных работ (насыпи)

§ OZR_2.TAB – Попикетная ведомость объемов земляных работ (выемки)

§ OZR_S.TAB – Сокращенная попикетная ведомость объемов земляных работ

§ OPL.TAB – Попикетная ведомость планировочных и укрепительных работ

§ OTV.TAB – Ведомость отвода земель

§ POK.TAB – Попикетная ведомость работ по устройству дорожной одежды


5. Вывод результатов и формирование чертежей

 

В системе CREDO после окончания проектирования автомобильных дорог можно просмотреть, сохранить и вывести на печать основные результаты ввиде таблиц и ведомостей, а также сформировать основные чертежи в формате .dxf: планы, поперечные и продольные профили.

 

5.1. Создание чертежей проектных поперечных профилей

 

Для просмотра и дальнейшего создания чертежей поперечных профилей необходимо зайти в меню «Проектирование поперечного профиля»\"Просмотр проектных поперечных профилей".

Перед созданием чертежа поперечного профиля необходимо выбрать формат плоттера в конфигурации по клавише [F4] главного меню системы CREDO.

Последовательность создания чертежа поперечнного профиля:

1. [F3] – Просмотр выбранного поперечника.

2. [F5] – просмотр существующих и проектных отметок.

3. [F6] – просмотр проектных отметок, уклонов и расстояний.

4. [F7] – просмотр существующих отметок, уклонов и расстояний.

5. [F8] – одновременный просмотр существующих и проектных уклонов и расстояний.

6. [Ctrl] + [F3] – просмотр рабочих отметок или ситуации.

7. [Ctrl] + [F4] – записать информацию по существующему и проектному поперечнику. Появится следующее сообщение (рис. 5.1):

 

Рис. 5.1. Формирование проектных поперечников

 

Программа создает два текстовых файла с расширениями: PPI – существующий поперечник, PPP – проектный; "362" в имени файла – номер пикета, на котором создан поперечник.

8. [F4] – создание чертежа поперечников.

9. Выбор формата листа – А3;

10. Количество выводимых поперечников на лист – 1;

11. Масштаб – автоматически 1:100.

12. Определение расположения фрагментов на листе при вычерчивании, чертеж формируется после нажатия клавиши [Enter].

После этого будет создан файл чертежа поперечного профиля в формате .dxf, который можно просмотреть и окончательно отредактировать в любой CAD программе в соответствии с требованиями к оформлению рабочих чертежей автомобильных дорог [6] (Прил. 9, 10).

 

5.2. Создание и компоновка чертежа продольного профиля

 

Для создания чертежа продольного профиля необходимо зайти в меню «Вывод результатов\Чертежи», где предусматривается:

Перед созданием чертежа необходимо проверить конфигурацию в системе (по клавише [F4]).

Для продольного профиля создайте или выберите сетку чертежа. При формировании чертежа определите его масштаб, высоту листа, необходимость вывода интерполированных отметок, наличие вычерчиваемых параметров, заполните или выберите вариант штампа. По окончании формирования чертежа программа сообщит имя созданного графического файла в формате соответственно заданному Вами в "Конфигурация / Плоттер" (клавиша [F4]) порту. Если требуется, откорректируйте чертеж продольного профиля, после чего подтвердите необходимость его повторного создания с учетом корректировки.

Последовательность создания продольного профиля:

§ Создание и корректировка сетки чертежа. При этом необходимо выбрать нужную сетку из библиотеки и сохранить ее в качестве "текущей" или создать свою сетку и сохранить как "текущую" – «Библиотека»\Выбор\Новое строительство», «Библиотека\Сохранение».

§ Создание чертежа профиля с формой бланка, соответствующего текущей сетке. При этом выбирается масштаб, например, по горизонтали 1:5000. Если необходимо создать чертеж в другом масштабе, ответьте "Y", после чего программа предложит другие масштабы. Выбрать вертикальный масштаб для отображения геологии, например 1:50. Далее выберите необходимые размеры листа, например 42 см. Из дополнительных написей можно выбрать геологию. После выбора вида и параметров чертежа на экране появляется сообщение о формировании чертежа и именах создаваемых графических файлов. Затем нужно выбрать штамп, нажав [F2] – вычертить выбранный вариант.

§ При необходимости выполняется корректировка чертежа.

По окончании создается файл чертежа продольного профиля Prf001P.dxf, который можно просмотреть и окончательно скомпоновать и отредактировать в AutoCAD в соответствии с требованиями [5] (см. Прил. 7).

Чтобы вставить развернутый план трассы, созданный ранее (см. п.2.3.4) в соответствующую графу продольного профиля необходимо открыть файл продольного профиля в AutoCADе.

Выбрать процедуру ВСТАВКА, функцию БЛОК.

Выберите подготовленный файл развернутого плана трассы Plan.dwg.

 
 

Отключите пометку в опциях (убрать "флажок") на специфических параметрах на экране (Specify Parameters on Screen), после чего станут активными поля для редактирования масштаба блока. Введите коэффициент масштабирования блока по X и Y (рис. 5.2).


Рис. 5.2. Вставка блока развернутого плана

 

Например, если развернутый план трассы был создан в масштабе 1:1000 с шириной полосы ЦММ 40м (то есть 4 см), а чертеж продольного профиля – в масштабе 1:2000 и имеет ширину графы для плана 2 см, то коэффициенты масштаба по X и Y одинаковы и равны 0.5.

После нажатия кнопки [OK]отмасштабированный блок появляется на экране. С помощью процедуры РЕДАКТИРОВАТЬ функции ПЕРЕНЕСТИ перенесите блок в нужную графу чертежа.

 
 

На основе созданного в CREDO_GEO геологического разреза по трассе, можно сформировать чертеж разреза в формате DXF, заштриховать геологические слои в AutoCAD в соответствии [5] и получить разрез в формате DWG, а далее аналогично воспользоваться готовым файлом geolog.dwg и вставить в чертеж продольного профиля.

5.3. Основные требования к оформлению рабочей документации автомобильных дорог

 

В состав основного комплекта рабочих чертежей марки АД в общем случае включают [7]:

§ общие данные по рабочим чертежам;

§ план автомобильной дороги;

§ план организации рельефа;

§ план земляных масс*;

§ продольный профиль автомобильной дороги;

§ продольные профили водоотводных и нагорных канав;

§ поперечные профили автомобильной дороги;

§ схему расположения технических средств организации дорожного движения;

§ план благоустройства дороги*.

Планы организации рельефа и земляных масс выполняют для автомобильных дорог на застроенной территории. К автомобильным дорогам на застроенной территории здесь и далее относят автомобильные дороги, расположенные на территории городских и сельских поселений, промышленных и агропромышленных предприятий, электростанций, портов, складских баз и на других застроенных территориях.

Условные графические изображения и обозначения, применяемые на чертежах автомобильных дорог, принимают в соответствии с ГОСТ Р 21.1207 и ГОСТ 21.204 [6, 4]. Условные графические обозначения грунтов, особенностей их залегания, консистенции и степени влажности, используемые на продольных и поперечных профилях автомобильных дорог, принимают по ГОСТ 21.302 [5].

Чертежи выполняют в масштабах по ГОСТ 2.302 с учетом сложности и насыщенности их информацией (табл. 5.1):

 

Таблица 5.1.

Масштабы основных чертежей автомобильных дорог

Наименование изображения Масштаб изображения
основной допускаемый
План других автомобильных дорог 1:2000 1:5000; 1:1000
Продольный профиль других автомобильных дорог По горизонтали 1:5000, по вертикали 1:500 По горизонтали 1:2000, по вертикали 1:200
Изображение грунтов на продольном профиле По вертикали 1:100 По вертикали 1:200; 1:50
Поперечный профиль земляного полотна других автомобильных дорог 1:200 1:100
Конструкция дорожной одежды 1:100 1:200; 1:50
Продольный профиль водоотводной и нагорой канав По горизонтали 1:5000, по вертикали 1:500 По горизонтали 1:2000, по вертикали 1:200
Продольный профиль водосброса 1:200 1:500; 1:100
Фрагмент плана автомобильной дороги 1:200 1:500
Узел 1:20 1:10

 

Размеры на изображениях, как правило, указывают в метрах. Высоту и отметки уровней указывают с точностью до сантиметра. Величину углов поворота дороги указывают в градусах с точностью до одной минуты, а при необходимости — до одной секунды. Величину уклонов указывают в промилле без обозначения единицы измерения. Крутизну откосов указывают в виде отношения высоты к горизонтальной проекции откоса, например:1:1,5; 1:1,75.

Для разработки планов автомобильных дорог общего пользования и подъездных дорогв качестве подосновы используют инженерно-топографический план, на котором показывают и приводят:

§ ситуацию и, при необходимости, рельеф местности;

§ координатную сетку;

§ геодезические знаки (например, реперы, пункты геодезических сетей местного значения);

§ линии бровок земляного полотна и линии кромок проезжей части автомобильной дороги;

§ станции магистрального геодезического хода (вершины углов поворота);

§ пикеты и указатели километров;

§ начало и конец переходных и круговых кривых;

§ числовые значения элементов кривых: углы поворота, радиусы, тангенсы, суммарные длины круговых и переходных кривых*;

§ водоотводные сооружения (например, кюветы, лотки, водосбросы, быстротоки, канавы) с уклоноуказателями и отметками дна в местах перелома продольного профиля;

§ откосы насыпей и выемок*;

§ границы типов дорожной одежды;

§ контуры существующих и проектируемых зданий и сооружений (без координационных осей), примыкающих к автомобильной дороге, и их порядковые номера (внутри контура — в правом нижнем углу);

§ существующие и проектируемые инженерные коммуникации с указанием высоты надземных и глубины подземных коммуникаций и их обозначения;

§ переезды через железнодорожные пути;

§ искусственные сооружения;

§ транспортные развязки;

§ радиусы кривых по кромке проезжей части дорог в местах их взаимного пересечения;

§ снего- и/или пескозадерживающие защитные устройства*;

§ защитные лесонасаждения* учетом требований ГОСТ 21.508 (9.4);

§ порядковые номера (на полках линий-выносок) переездов, искусственных сооружений, транспортных развязок, снегозадерживающих и других сооружений;

§ привязки к указателям километров или пикетам пересекаемых автомобильных дорог, железнодорожных путей и инженерных коммуникаций в местах их пересечений с проектируемой автомобильной дорогой;

§ границу полосы отвода земель;

§ наименование конечных пунктов проектируемых и существующих автомобильных и железных дорог (направление на конечные пункты указывают стрелками);

§ указатель направления на север стрелкой с буквой «С» у острия (в левом верхнем углу листа).

На плане автомобильных дорог приводят ведомость элементов плана трассы по форме 3 (Прил. 7) или ведомость углов поворота, прямых и кривых по форме 4 (Прил. 8) в зависимости от способа проектирования плана трассы.

Продольный профиль автомобильной дороги выполняют с учетом данных, приведенных в таблице-сетке, помещаемой под продольным профилем и выполняемой (в зависимости от назначения дороги) с различной формой боковика: для других дорог — по форме 6 (Прил. 9).

В боковике, выполняемого по форме 6, показывают:

§ в графе «Тип местности по увлажнению» — номер типа местности по признакам увлажнения верхнего слоя земли*;

§ в графе «Тип поперечного профиля» — номер типа поперечного профиля конструкции земляного полотна;

§ в графе «Уклон, ‰, вертикальная кривая, м» — элементы проектной линии: вертикальные кривые, прямые, привязки к пикетам в местах переломов проектной линии и нулевых точек вертикальных кривых; числовые значения радиусов и уклонов касательных в точках сопряжения элементов проектной линии; длины прямых и кривых;

§ в графе «Расстояние, м» — расстояния между точками перелома фактической поверхности земли и неправильные пикеты;

§ в графе «Пикет, элементы плана, километры» — прямые и кривые по оси дороги, числовые значения радиусов и виражей; развернутый план дороги (при необходимости).

Остальные графы заполняют в соответствии с их наименованиями.

При размещении продольного профиля на нескольких листах боковик таблицы допускается выполнять только на первом листе.

Рабочие отметки относительно интерполированного уровня поверхности земли (при реконструкции дорог) приводят в скобках.

Проектные отметки указывают на пикетах и в точках перелома фактической поверхности земли или через 20 м. Фактические отметки земли указывают по оси дороги.

Ориентация продольного профиля должна соответствовать ориентации автомобильных дорог, принятой на плане.

На продольном профиле автомобильной дороги показывают:

§ линию фактической поверхности земли по оси дороги и линию проектируемой поверхности дорожного покрытия по оси дороги или кромке проезжей части с соответствующими пояснениями на поле чертежа;

§ линии ординат от точек переломов фактической поверхности земли и точек сопряжения элементов проектной линии продольного профиля;

§ разведочные геологические выработки с обозначением влажности и консистенции грунтов по ГОСТ 21.302 и отметками уровня (горизонта) грунтовых вод с датой их замера; обозначения грунтов по ГОСТ 21.302 или их наименования, обозначения группы грунтов по трудности их разработки и границы слоев грунтов.

При автоматизированном проектировании допускается данные по слоям грунтов на профиле указывать условно. Условные номера слоев грунтов на профиле показывают в кружках диаметром 5—7 мм в соответствии с данными таблицы, приводимой по форме 8 над боковиком продольного профиля.

В графах таблицы указывают:

§ «Номер грунта» — условный номер, принятый для обозначения грунта соответствующего наименования и группы;

§ «Группа грунта» — обозначение группы грунта в соответствии с классификацией по трудности разработки.

Выше проектной линии показывают:

§ реперы;

§ наземные и надземные инженерные коммуникации;

§ наименования проектируемых искусственных сооружений;

§ транспортные развязки, пересечения и примыкания;

§ переезды через железнодорожные пути;

§ нагорные и водоотводные канавы, сбросы воды;

§ водораздельные дамбы;

§ рабочие отметки насыпи в точках перелома продольного профиля*;

§ рабочие отметки насыпи относительно интерполированной поверхности земли на автомобильных дорогах при реконструкции*.

Ниже проектной линии показывают:

§ рабочие отметки выемки в точках перелома продольного профиля*;

§ рабочие отметки выемки относительно интерполированной поверхности земли на автомобильных дорогах при реконструкции*;

§ проектируемые искусственные сооружения с указанием отметок уровня (горизонтов) воды;

§ наименования существующих искусственных сооружений;

§ подземные инженерные коммуникации;

§ линии ординат от точек переломов продольного профиля;

§ номера пикетов, элементы плана, указатели километров.

Пример оформления продольного профиля приведен в Прил. 14.

На продольном профиле водоотводных и нагорных канав показывают:

§ линию фактической поверхности земли и проектную линию дна по оси канавы с ординатами от точек переломов;

§ проектируемые искусственные сооружения;

§ дамбы;

§ инженерные сети и коммуникации;

§ места выпусков канав на поверхность;

§ рабочие отметки канав;

§ пикеты.

Под продольным профилем водоотводных и нагорных канав помещают таблицу-сетку с боковиком по форме 10 (Прил. 10).

Графу «Тип местности по увлажнению» приводят при необходимости.

Графы таблицы заполняют в соответствии с их наименованиями.

Поперечный профиль земляного полотна автомобильной дороги выполняют с учетом данных, приведенных в таблице-сетке, помещаемой под профилем. Боковик таблицы выполняют по форме 11 (Прил. 11).

При размещении на листе двух поперечных профилей и более боковик таблицы допускается наносить только у первого поперечного профиля.

На поперечном профиле земляного полотна автомобильной дороги общего пользования и подъездных дорог показывают:

§ ось проектируемого земляного полотна (при реконструкции, кроме того, — ось существующего земляного полотна);

§ линию фактической поверхности земли и линии ординат от точек ее переломов;

§ контуры проектируемого земляного полотна и водоотводных сооружений, линии ординат от точек их переломов (при реконструкции, кроме того, контур существующего земляного полотна);

§ контур проектируемой поверхности дорожного покрытия и отметки уровней (высоты, глубины) в точках ее переломов;

§ контур срезки плодородного слоя, удаления торфа, непригодного грунта;

§ инженерные коммуникации, их обозначение, наименование и отметки уровней, на которых они проложены;

§ разведочные геологические выработки*;

§ границу полосы отвода земель*;

§ привязку поперечного профиля к пикету.

Поперечные профили конструкций земляного полотна и дорожной одеждывыполняют без боковика.

На поперечном профиле конструкции земляного полотна показывают:

§ ось проектируемой автомобильной дороги;

§ линию фактической поверхности земли (условно);

§ контур проектируемого земляного полотна с указанием крутизны откосов, а при реконструкции, кроме того, контур существующего земляного полотна;

§ ширину земляного полотна и его элементов;

§ ширину проезжей части, разделительной полосы, обочин и укрепительных полос;

§ направление и величину уклонов верха земляного полотна и поверхности дорожной одежды;

§ конструкцию дорожной одежды (схематично);

§ элементы укрепления обочин, откосов и водоотводных сооружений (схематично) с указанием обозначения документации, необходимой для его выполнения;

§ контур и величину срезки плодородного слоя, удаления торфа и замены непригодного грунта;

§ дренажные устройства и их обозначения (схематично);

§ выносные элементы (узлы, фрагменты);

§ границу полосы отвода земель (при необходимости).

Поперечные профили конструкций земляного полотна, различающиеся конфигурацией, высотой насыпи или глубиной выемки, крутизной откосов или другими показателями, обозначают: Тип 1, Тип 2 и т.д.

Номер типа поперечного профиля конструкции земляного полотна указывают в таблице-сетке под продольным профилем автомобильной дороги.

Конструкцию дорожной одежды показывают, как правило, на выносном элементе, на изображении которого дополнительно, показывают:

§ элементы конструкции дорожной одежды проезжей части, обочин, укрепительных полос соответствующими условными графическими обозначениями. Выносные надписи к многослойной конструкции дорожной одежды выполняют по ГОСТ 21.101;

§ границы участков автомобильной дороги, на которых применены различные типы дорожной одежды.

При наличии нескольких типов конструкций дорожной одежды (различающихся между собой материалами слоев или другими характеристиками) им присваивают обозначения: Тип А, Тип Б и т.д., а при необходимости приводят условия их применения.

Симметричные поперечные профили конструкций земляного полотна и дорожной одежды изображают до оси симметрии.


Библиографический список

1. CREDO. Программный комплекс обработки инженерных изысканий, цифрового моделирования местности, проектирования генпланов и автомобильных дорог/ Научно-производственная компания “КРЕДО-ДИАЛОГ”. Т. 1-7, - Минск, 2000.

2. Бабков, В.Ф. Проектирование автомобильных дорог. В 2 т. / В.Ф. Бабков, О.В. Андреев. // М.: Транспорт, 1987. Т.1. – 367 с.; Т.2. – 415 с.

3. Бойков В.Н., , Автоматизированное проектирование автомобильных дорог (на примере IndorCAD/Road). Г.А. Федотов, В.И. Пуркин //М.: Изд-во МАДИ, 2005. – 224 с.

4. ГОСТ 21.204-93 СПДС. Условные графические обозначения и изображения элементов планов генеральных планов и сооружений транспорта.

5. ГОСТ 21.302-96 СПДС. Условные графические обозначения в документации по инженерно-геологическим изысканиям.

6. ГОСТ Р 21 21.1207-97 СПДС. Условные графические обозначения на чертежах автомобильных дорог.

7. ГОСТ Р 21.1701-97. Правила выполнения рабочей документации автомобильных дорог

8. ОДН 218.046-01 "Проектирование нежестких дорожных одежд" Государственная служба дорожного хозяйства Минтранса России

9. Пуркин В.И. Основы автоматизированного проектирования автомобильных дорог: Учеб. пособие / МАДИ (ТУ). – М.: 2000. - 141 с.

10. Салминен Э.О., Грехов Г.Ф., Тюрин Н.А. и др. Транспорт леса. В 2 т. Т. 1. Сухопутный транспорт: Учебник для студ. высш. учеб. заведений под ред. Э.О. Салминена. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 368 с.

11. СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги» (утв. постановлением Госстроя СССР от 17 декабря 1985 г. N 233) (с изменениями от 27 февраля 1987 г., 9 июня 1988 г., 8 июня 1995 г., 30 июня 2003 г.).

12. СНиП 2.05.07-91* «Промышленный транспорт» переиздание с изменением № 1, разработанное АО "Промтрансниипроектом" и утвержденное постановлением Минстроя России от 5 марта 1996 г. № 18-15.

13. Условные знаки для топографических планов масштабов 1:5000, 1:2000, 1:1000, 1:500/ Главное управление геодезии и картографии при Совете Министров СССР. – М.: Недра, 1989. – 286 с.

14. Федотов Г.А. Автоматизированное проектирование автомобильных дорог. -М.: Транспорт, 1986. -317 с.

15. Федотов, Г.А. Поспелов, П.И. Проектирование автомобильных дорог. Справочная энциклопедия дорожника V том. Москва. 2007. – 815 с.

16. Федотов, Г.А. Проектирование автомобильных дорог: справ. инженера-дорожника / под ред. Г.А.Федотова. - М.: Транспорт, 1989. – 437 с.


Приложения

Приложение 1

Основные нормы проектирования лесовозных автомобильных дорог СНиП 2.05.07-91 «Промышленный транспорт» (внутриплощадочные и межплощадочные дороги)

Параметры Категория дороги
IIв IIIв IVв Лесовозные ветки
1. Расчетный объем перевозок, млн. т нетто/год, в обоих направлениях   Св.0,7   0,7÷0,35   0,35÷0,1   До 0,1   <0,1
2. Расчетные скорости движения транспортных средств, км/ч: - основные - допускаемые в трудных условиях     50/70 40/60     40/60 30/50     30/50 20/40     30/40 20/30     30/30 20/20
3. Число полос движения 2(4)
4. Ширина проезжей части, м (для автомобилей шириной 3,2 м)   9,0/10,5   8,0/9,5   7,5/9,0 3,5* 4,5/5,0 3,5* 4,5/5,0
5. Ширина обочин, м (на однополосных не менее половины проезжей части)   1,5/2,0   1,5/1,5   1,5/1,0 1,0/0,75(0,5)   0,75/0,5
6. Тип дорожных одежд, поперечный уклон: – проезжей части, ‰ – обочин, ‰ Капит. ц/б, а/б 15-20 30-40 Облег. а/б 25-30 30-40 Переходн. 30-35 50-60 Переходн. 30-35 50-60 Пер. и низшие 35-40 50-60
7. Наибольший продольный уклон в ‰: – основные – допускаемые в трудных условиях     30/30 40/50     30/30 40/50     30/30 40/50     40/40 60/60     40/40 60/60
8. Расстояние видимости в трудных условиях, м: – поверхности дороги – встречного автомобиля     75/125 150/250     50/100 150/200     30/75 60/150     30/50 60/100     30/30 60/60
9. Наименьшие радиусы кривых в плане, м, при перевозках: – обычных грузов, в т. ч. сортиментов – длинномер. грузов, хлыстов и деревьев                     20; 30
10. Наименьшие радиусы кривых, м, в продольном профиле при высоте глаз водителя над поверхностью дороги 2,0 м: выпуклых вогнутых: – основные – допускаемые в трудных условиях                              

Примечания:1.Перед косой чертой приведены значения для внутриплощадочных автомобильных дорог, после – для межплощадочных дорог промышленных предприятий. 2. * – ширину проезжей части лесовозных дорог категории IVв и лесовозных веток допускается уменьшать до 3,5 м. 3.Поперечные уклоны обочин при укреплении гравием (щебнем) – 40-50‰, засев травой – 50-60‰. 4. Поперечные уклоны поверхности земляного полотна предусматривают равными проезжей части, а при серповидном типе дорожной одежды назначают уклоны 10-30‰, на грунтовых дорогах 40-50‰. 5. При радиусах кривых в плане до 500 м (внутриплощадочных дорогах) и до 1000 м (межплощадочные и лесовозные дороги) предусматривают уширение проезжей части с внутренней стороны кривой за счет обочин не менее 1,0 м.

 

Категории дорог общего пользования по СНиП 2.05.02-85 от расчетной интенсивности

Категория дороги Расчетная интенсивность движения, авт/сут Народнохозяйственное и административное значение административных дорог
приведенная к легковому автомобилю в транспортных единицах
I-а Св. 14000 Св. 7000 Магистральные автомобильные дороги общегосударственного значения (в том числе для международного сообщения)
I-б II Св. 14000 Св. 6000 до 14000 Св. 7000 Св. 3000 до 7000 Автомобильные дороги общегосударственного (не отнесенные к I-а категории), республиканского, областного (краевого) значения
III   Св. 2000 до 6000   Св. 1000 до 3000 Автомобильные дороги общегосударственного, республиканского, областного (краевого) значения (не отнесенные к I-б и II категориям), дороги местного значения
IV   Св. 200 до 2000   Св. 100 до 1000 Автомобильные дороги республиканского, областного (краевого) и местного значения (не отнесенные к I-б, II, III категориям)
V До 200 До 100 Автомобильные дороги местного значения (кроме отнесенных к III и IV категориям)

Примечания:1. Расчетная интенсивность в транспортных единицах принимается в случаях, когда легковые автомобили будут составлять менее 30% общего транспортного потока. 2. Категория подъездных дорог к промышленным предприятиям назначается в соответствии с расчетной интенсивностью движения для дорог I-б - V категорий. 3. При применении одинаковых требований для дорог I-а и I-б категорий в тексте они будут отнесены к I категории.

 

 

Основные параметры дорог общего пользования по СНиП 2.05.02-85

Параметры элементов дорог Категории дорог
I-а I-6 II III IV V
Число полос движения 4; 6; 8 4; 6; 8
Ширина полосы движения, м 3,75 3,75 3,75 3,5
Ширина проезжей части, м 2Х7,5; 2Х11,25; 2Х15 2Х7,5 2Х11,25; 2Х15 7,5 4,5
Ширина обочин, м 3,75 3,75 3,75 2,5 1,75
Наименьшая ширина укрепленной полосы обочины, м 0,75 0,75 0,75 0,5 0,5
Наименьшая ширина разделительной полосы между разными направлениями движения, м
Наименьшая ширина укреп ленной полосы на разделительной полосе, м
Ширина земляного полот на, м 28,5; 36; 43,5 27,5; 35; 42,5

 

Приложение 2

Условные обозначения на топографических планах дорог

Наименование Обозначение
1. Автомобильная дорога: а) с обозначением дороги или маршрута по перечню автомобильных дорог
б) с обозначением дорожного покрытия Примечание — Цифрами указывают ширину дороги, буквами — материал покрытия
в) с обозначением технической категории дороги
2. Граница участков строительства
Вершина угла поворота оси трассы железнодорожного пути и автомобильной дороги
Начало и конец круговой кривой
Начало и конец переходной кривой
Указатель километров: а) железнодорожных путей б) автомобильных дорог Примечание - Для существующих железнодорожных путей и автомобильных дорог затушевку указателя километров не выполняют
Мосты и путепроводы: а) на железных дорогах для М1:500; М1:1000 для М1:2000; М1:5000
б) на автомобильных дорогах для М1:500; М1:1000 для М1:2000; М1:5000
Лоток: а) неукрепленный
б) укрепленный
в) междушпальный
Канал, канава, кювет: а) неукрепленные
б) укрепленные
Быстроток, перепад
Труба водопропускная
Дренажная сеть
Элемент плана земляных масс Примечание - Знак плюс(+) обозначает насыпь, минус(-) - выемку
Направление проектного уклона рельефа
Уклоноуказатель (автомобильных дорог, водоотводных сооружений и др.) Примечание - Вместо многоточия в верхней части проставляют величину уклона в промилле, в нижней - длину участка в метрах
Откос: а) насыпь
б) выемка Примечания 1 Штриховку откоса при значительной протяженности показываютучастками. 2 Вместо многоточия проставляют наименование материала укрепления и крутизну откоса

 

Приложение 3

Условные обозначения на продольных профилях автомобильных дорог