Августовский канал

Гродненщина — одна из богатейших областей Беларуси по количеству памятников истории культуры. Среди них выдающийся объект гидротехнической архитектуры 1-й половины XIX в. Августовский канал, соединивший реку Вислу с Неманом. Его длина составляет 102,8 км. В мире существует только два аналога этого водного пути: в Швеции — Gota и в Великобритании — Kalendonski. Территория, прилегающая к каналу, привлекательна и создает благоприятные условия для развития международного туризма и организации зоны отдыха, а также широкомасштабного туристического комплекса. В 2008 г. ЮНЕСКО рассмотрит представленные Беларусью и Польшей материалы о включении Августовского канала в Список всемирного культурного и природного наследия человечества.

Идея строительства канала связана с экономическими проблемами Королевства Польского, входившего в состав Российской империи. В 1821–1825 гг. берлинское правительство ввело высокие таможенные пошлины за транзит товаров Российской империи, что препятствовало доставке сельскохозяйственной продукции в балтийские порты. Инициатором строительства Августовского канала в обход границ Пруссии был министр финансов Королевства Польского Франтишек Друцкий-Любецкий. Автор проекта инженер-подпол-ковник Игнатий Прандзинский, исполнитель генерал Ян Малецкий. Проект предусматривал новый водный путь через приток Вислы р. Нетту, которая впадает в р. Бебжу, а затем благодаря искусственным каналам с системой шлюзов через озера Августовской пущи выйти к р. Чорная Ганьча, которая и соединит его с Не-маном. Суть идеи базировалась на создании большей окружной водной артерии, которая обходила бы границы Пруссии, приводя к разорению богатевшие на тор-говле прусские города Гданьск, Кенигсберг, Эльблонг, Клайпеда. План этот как средство нажима на Пруссию сыграл свою роль. В 1825 г. прусские таможенные сборы имели лишь символическое значение. Несмотря на это, Августовский канал был построен и соответствовал достижениям европейской цивилизации.